г. Вологда |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А05-5516/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от администрации Каториной А.И. по доверенности от 01.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2015 года по делу N А05-5516/2015 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройэксперт" (ОГРН 1042901303730; ИНН 2904014240; место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Калинина, д. 24, офис 7, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" (ОГРН 1022901025201; ИНН 2913002636; место нахождения: 165320, Архангельская область, Котласский район, р.п. Шипицыно, ул. Советская, д. 53, далее - администрация), выразившегося в непринятии решения по заявлению от 24.02.2015, и о возложении обязанности на администрацию в установленные законом сроки принять решение о заключении договора купли-продажи на арендуемое обществом по договору от 15.01.2007 N 472 помещение общей площадью 20 кв.м, указанное в техническом и кадастровом паспортах под номером 16 и расположенное на третьем этаже административного здания, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Урицкого, д. 14, каб.7.
Решением суда от 21 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает на отсутствие правоустанавливающих документов на спорное помещение и на невозможность выделения его как отдельного объекта недвижимости и отчуждения из муниципальной собственности. Также указывает на то, что спорное помещение поставлено на кадастровый учет после обращения общества с заявлением в суд, а именно 14.04.2015.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, от 15.01.2007 N 472 арендовало у администрации нежилые помещениями по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Калинина, д. 24, каб. N 5 и каб. N 7 общей площадью 26,6 и 20 кв.м соответственно. По дополнительному соглашению от 17 августа 2011 года к указанному договору в аренду заявителю предоставлено одно нежилое помещение - кабинет N 7 общей площадью 20 кв.м по указанному адресу.
Постановлением администрации муниципального образования "Котлас" от 06 марта 2014 N 448 уточнен почтовый адрес указанного административного здания - Архангельская область, г. Котлас, ул. Урицкого, д. 14 /улица Калинина, д. 24. В пункте 2 этого постановления также указано, что при оформлении документов на административное здание в качестве основного адреса считать адрес - Архангельская область, г. Котлас, ул. Урицкого, д. 14.
Данным постановлением на владельцев здания возложена обязанность внести соответствующие изменения в правоустанавливающие документы на здание.
Общество 24 февраля 2015 года направило в адрес администрации заявление, в котором просило продать арендуемое помещение, расположенное по адресу: г. Котлас, ул. Калинина, д. 24, предоставив соответствующие необходимые документы (справку о средней численности работников и бухгалтерскую отчетность с отметкой налоговой инспекции за предшествующий календарный год, справку об объеме выручки от реализации товаров).
Поскольку на заявление общества администрация в установленный тридцатидневный срок не ответила, положительного решения по заявлению общества не приняла, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ установлены следующие условия реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, арендуемое заявителем муниципальное имущество по состоянию на 01 июля 2013 года находилось в его временном владении и пользовании непрерывно в течение более двух лет в соответствии с договором аренды имущества. Общество соответствует всем перечисленным выше требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего бизнеса, претендующим на приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества, у него отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам. Данные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
Также администрацией не опровергнуто, что спорное нежилое помещение расположено в здании, не относящемся к объектам, которые в соответствии с положениями статей 30 и 30.1 Закона N 178-ФЗ ограничены в обороте и не могут быть приватизированы. Администрацией не доказано, что спорное помещение предназначено для выполнения каких-либо муниципальных функций и полномочий, что спорный объект муниципальной собственности необходим для решения вопросов местного значения.
Согласно регистрационному удостоверению от 11 мая 1999 года за муниципальным образованием "Котласский муниципальный район" зарегистрирована на праве собственности часть здания по адресу: Архангельская область, г. Котлас, улица Калинина, д. 24/ ул. Урицкого, д. 14, общей полезной площади 759 кв.м, в которую входит спорное помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Общество указанным правом воспользовалось, направив в администрацию соответствующее заявление.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
На основании части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 этого Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В данном случае администрацией не совершены какие-либо действия в соответствии с указанными выше нормами.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод администрации о том, что формирование самостоятельного объекта недвижимости на основе арендованного обществом помещения невозможно.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в том числе нежилого помещения, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, происходят с помощью кадастрового и технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, что сопровождается присвоением объекту кадастрового номера.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В данном случае администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что арендуемое обществом помещение не может быть сформировано как обособленный объект.
Из материалов дела следует, что арендуемому заявителем помещению присвоен кадастровый номер 29:24:030204:2406, который 14 апреля 2015 года внесен в государственный кадастр недвижимости. Кроме этого, в отношении спорного нежилого помещения 01 июня 2012 года осуществлен технический учет, ему присвоен инвентарный номер 11:410:002:000243270:0000:20016 и выдан технический паспорт на помещение.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2015 года по делу N А05-5516/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5516/2015
Истец: ООО "СТРОЙЭКСПЕРТ"
Ответчик: администрация муниципального образования "Котласский муниципальный район"