г. Москва |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А41-30977/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Никитина Ю.В., по доверенности от 25.12.2014 N 26Дов-500;
от Крестьянско-Фермерского хозяйства "Уютное": Куликова Е.В., Яковлева Т.Г., Бочарова Л.Е., по доверенности от 10.11.2015;
от Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-30977/14, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Крестьянско-Фермерскому хозяйству "Уютное", третье лицо: Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании освободить лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Крестьянско-Фермерскому хозяйству "Уютное", со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- истребовать из незаконного владения КФХ "Уютное" в лице Бочарова Владимира Ивановича земельный участок площадью 157 060,66 кв.м. по координатам поворотных точек согласно приложения N 8 к письму от 13.11.2014 исх. 14764/26/09;
- обязать КФХ "Уютное" освободить лесной участок в квартале 64 выделе 4-8, квартале 80 выделе 1,9, квартале 82, выделе 1,9,10 Сельского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" на площади 157 060,66 кв.м. с имеющимися строениями;
- расходы, понесенные в связи с освобождением лесного участка в квартале 64 выделе 7 Сельского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" возложить на КФХ "Уютное";
- взыскать с КФХ "Уютное" в бюджет Российской Федерации ущерб, причиненный незаконным использованием лесного участка в размере 14 870 865 руб. (четырнадцать миллионов восемьсот семьдесят тысяч восемьсот шестьдесят пять рублей) ( с учетом уточнений).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечено Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-30977/14 в удовлетворении исковых требований Комитету лесного
хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Постановлением Главы Администрации Можайского района Московской области N 831/10 от 05.05.1992 г. "О предоставлении земельного участка Бочарову Владимиру Ивановичу для организации крестьянского (фермерского) хозяйства "Уютное" Бочарову Владимиру Ивановичу предоставлен из земель колхоза "Бородино" в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 21, 4 га.
Главой Администрации Можайского района Г.Н. Еременко выдан Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей N МО1812000109 на земельный участок площадью 21,40 га.
Постановлением Главы Администрации Можайского района N 2279 от 26.10.1992 "Об отводе земельных участков для государственных и общественных надобностей", утверждены в натуре границы крестьянского хозяйства "Уютное" - гр. Бочарова В.И. площадью 22,55 га из земель колхоза "Бородино".
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему был присвоен кадастровый номер 50:18:0030322:0008, местоположение границ земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается копией кадастрового дела в отношении указанного земельного участка, кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0030322:8, имеющихся в материалах дела.
Право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 214 000 кв.м. с кадастровым номером 50:18:0030322:8, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 апреля 2002 г., запись регистрации N 50-01.18-07.2002-171.1 за Бочаровым Владимиром Ивановичем.
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0030322:8 в соответствии со сведения ГКН имеет категорию: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Как указывает истец, в ходе рейда по патрулированию земель лесного фонда в квартале 64 выдела 7 Сельского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" было выявлено самовольное использование лесного участка без ограждения путем строительства под пологом леса деревянных домиков для временного проживания, в связи с чем 07 марта 2014 года Бородинский филиал ГКУ МО "Мособллес" обратилось в ОМВД по Можайскому району Московской области с целью установления лиц, виновных в нарушении лесного законодательства.
Постановлением ОМВД России по Можайскому району от 26 марта 2014 г. было отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в действиях Бочарова В.И. состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ, в ходе проведенной проверки ОМВД России по Можайскому району, в связи с обращением директора Бородинского филиала "Мособллес" Ширинова М.С., было установлено, что с восточной стороны д. Горки Можайского района расположен земельный участок, на котором находятся конюшни, домики для временного проживания и подсобные постройки, данная территория принадлежит КФХ "Уютное", опрошенный Глава КФХ Бочаров В.И. пояснил, что у него имеется пожизненное наследуемое владение на земельный участок, что подтверждается правоустанавливающими документами
Полагая, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на недоказанность истцом обстоятельств, на которые Комитет ссылается. В частности, суд первой инстанции указал на незаявление Комитетом ходатайства о назначении по настоящему делу экспертизы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Как следует из пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям АПК РФ экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Ввиду изложенного, истец заявил ходатайство о назначении по настоящему делу экспертизы.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2015 года по настоящему делу была назначена экспертиза, проведение которой было поручено Никулиной Татьяне Александровне, Пельмегову Андрею Сергеевичу экспертам ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ". Перед экспертами был поставлен следующий вопрос:
Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 на земли лесного фонда? Результат изобразить на картографической основе. Определить границы области наложения, представить каталог координат данной области.
По итогам проведения экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 образован и поставлен на государственный кадастровый учет раньше, чем описаны и утверждены границы лесотаксационных выделов 4-8 квартала 64 Бородинского сельского участкового лесничества;
- наложение границ земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:18:0030325:189 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 отсутствует;
- по предоставленным на исследование документам границы лесных участков лесотаксационных выделов 4-8 квартала 64 Бородинского сельского участкового лесничества, восстановленные по материалам 2005-2008 и 2014 годов, налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030322:0008, установленные в 1992 году и внесенные в ГКН 16.11.2004.
Относительно требования об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Как указывает истец, в рассматриваемом споре обе стороны имеют зарегистрированное право собственности на часть одного и того же недвижимого имущества, очевидно, что право собственности одной из сторон возникло на порочном правовом основании. Единственным способом разрешения спора между сторонами является признание порочности оснований возникновения права одной из сторон.
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, истец, заявивший требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, должен доказать свое право на этот участок.
В обоснование исковых требований, Комитет ссылается на имеющееся в материалах настоящего дела экспертное заключение.
Между тем, апелляционный суд учитывает, что в материалах настоящего дела имеется заявление ответчика о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 ГК РФ составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
В материалах настоящего дела имеется акт согласования границ земельного участка с КН:50:18:0030325:189 (том 3 л.д. 52), в котором имеется отметка филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 15.04.2009 о согласовании границ. Кроме того, в материалах настоящего дела имеется Акт выбора земельного участка под строительство от 02.07.2003 (том 1 л.д. 118-120), в котором имеется отметка о согласовании данного акта ФГУ "Бородинский лесхоз".
При этом, апелляционный суд отмечает, что по подобного рода спорам истец по настоящему делу - Комитет лесного хозяйства является правопреемником Управления лесного хозяйства (территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2011 N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 01.07.2012 утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15.05.12 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" с 01.07.2012 был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Таким образом, ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.08 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Указанная правовая позиция также изложена в определении Высшего арбитражного суда от 01.08.2013 N ВАС-9258/13.
Таким образом, орган, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений узнал о нарушении своих прав 02.07.2003.
Учитывая, что с рассматриваемым иском Комитет обратился 08.05.2014, срок исковой давности пропущен.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 является ранее учтенным, в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" было проведено межевание земельного участка, в результате чего в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030322:0008.
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0030322:0008, имеет установленную в ГКН категорию: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 к указанной выше категории земель в установленном законом порядке не оспорено.
Законность владения земельным участком с кадастровым номером 50:18:0030322:0008 Главой КФХ "Уютное" Бочаровым В.И. подтверждается Постановлением Главы администрации Можайского района Московской области N 831/10 от 05.05.1992, записью в ЕГРП о регистрации права, которые также в установленном законом порядке не оспорены.
В соответствии с письмом Администрации сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района от 25.02.2015 N 217, решением Совета депутатов сельского поселения Бородинское от 13.11.2014 N 44/13 утвержден генеральный план сельского поселения Бородинское, согласно генеральному плану сельского поселения Бородинское земельный участок относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", при согласовании Генерального плана сельского поселения Бородинское с Комитетом лесного хозяйства Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:18:0030322:8 отсутствовал в списке земельных участков несогласованных Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения.
Поскольку незаконность владения ответчиком спорным земельным участком материалами дела не подтверждается, требование об освобождении указанного земельного участка также не подлежит удовлетворению.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании убытков землям лесного фонда, ввиду недоказанности факта причинения истцу таких убытков.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-30977/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30977/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Крестьянско-Фермерское хозяйство "Уютное"
Третье лицо: ООО " Проектно - Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ", Территориальное Управление Федерального Агенства по Управлению Государственным имуществом в Московской области