г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А56-32611/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: Голубева Д.А., доверенность от 27.07.2015,
от ответчика: Таранов И.Е., доверенность от 19.05.2015,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23230/2015) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2015 по делу N А56-32611/2015 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску Ордена Трудного Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, 2) Федеральное агентство связи, 3) Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
о признании права собственности, права хозяйственного ведения,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (адрес: Россия, 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д.88; Россия, 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д.4, ОГРН: 1027739426802; ИНН: 7712005121; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом ((адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, литер. Б; ОГРН: 1027809244561; ИНН: 7832000076; далее - Комитет) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на части помещения 2Н (ч.п. 2, 7, 8) общей площадью 17,1 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, п. Песочный, Ленинградская ул., д. 71, лит. Б, кадастровый номер 78:38:0021370:2043.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление Росимущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) и Федеральное агентство связи (далее - Агентство).
Решением суда от 23.07.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Предприятие не представило доказательств того, что спорный объект недвижимости использовался именно для оказания услуг связи, а не имел иного технического предназначения. Также податель жалобы указывает, что спорная часть помещения не является самостоятельным объектом недвижимости, и на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение представляло собой жилую квартиру N 2, то есть относилось к жилищному фонду, в связи с чем спорное помещение является собственностью Санкт-Петербурга.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 N 465 "Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР" Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС).
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 ликвидированы с 01.02.1987 Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе.
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 N 181 "О статусе производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" Министерства связи РСФСР" состав производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ПО ЛГРС) определен состоящим из четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, Производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей.
Приказом Министерства РСФСР от 15.01.1991 N 77 ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991, на его базе создано государственное предприятие связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС.
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга".
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 зарегистрирован устав названного предприятия в новой редакции с изменением его наименования на федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642 ФГУП связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Названное предприятие в результате реорганизации в форме присоединения к Ордена Трудового Красного Знамени Федеральному государственному унитарному предприятию "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ФГУП МГРС) прекратило свое существование и было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013.
21.06.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации реорганизации ФГУП МГРС.
В соответствии с пунктом 2 изменений фирменное наименование ФГУП МГРС изменено на Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения".
06.03.1986 на основании Ордера Жилищного управления Исполкома Сестрорецкого районного Совета народных депутатов от 06.03.1986 N 43-Н, выданного Калининско-Выборгскому радиотрансляционному узлу, заключен договор аренды N 121, согласно которому Радиотрансляционному узлу было предоставлено помещение для использования под радиоузел.
В порядке переоформления названного договора сторонами был заключен договор аренды от 01.04.1992 N 19-000133 с предоставлением помещения для использования под радиоузел сроком до 06.03.1993.
05.12.1998 сторонами заключен договор аренды N 19-А000133, согласно которому объектом аренды является часть помещения (ч.п. 2, 7, 8) для размещения трансформаторной подстанции общей площадью 18,8 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2015 на нежилое помещение 2Н общей площадью 18,8 кв.м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, п. Песочный, Ленинградская ул., д. 71, лит. Б (далее - помещение), 09.09.1999 зарегистрировано право государственной собственности Санкт-Петербурга.
Полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости возникло в силу закона, из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке объект не передавался, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пунктах 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности.
Как следует из справки ГУП "ГУИОН" от 18.06.2015 N 9960-исх по состоянию на 25.11.1964 помещение 2-Н учтено как "жилая квартира". По данным технического учета на 08.09.1998 помещение 2-Н учтено как "нежилое помещение", использование объекта - под УТП-702.
Согласно справке ГУП "ГУИОН" от 13.03.2012 N 742-5 кадастровый учет помещения произведен в 1998 году с присвоением кадастрового номера 78:21370:0:7:1., который впоследствии изменен на 78:38:0021370:2043, что подтверждается кадастровым паспортом.
Соответственно, технической документацией подтверждается тождественность спорного объекта и объектов аренды по указанным выше договорам аренды.
Кроме того, факт использования спорного помещения правопредшественниками Предприятия подтверждается следующими доказательствами:
- инвентарной карточкой учета основных средств N 198, содержащей сведения об оборудовании, установленном в спорном нежилом помещении,
- выпиской из журнала учета станционных объектов предприятия, содержащей сведения о том, что по состоянию на 1987 год по спорному адресу размещалась УТП-702,
- справкой в мэрию Санкт-Петербурга от 08.07.1992 об арендуемых помещениях, подтверждающая использование Истцом помещение в 1992 году,
- инвентаризационной описью основных средств N 241 от 31.12.2014, подтверждающей использование Истцом помещения для размещения оборудования связи с 1970 года по настоящее время,
- выпиской из журнала измерений и учета фидерных линий УТП N 702, содержащей сведения об использовании помещения для проверки и измерений фидерных линий в 2011 году.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии доказательств, подтверждающих, что Российская Федерация и правопредшественники Предприятия с 1970 года владеют, пользуются и распоряжаются спорным нежилым помещением.
Как правильно указал суд первой инстанции, право хозяйственного ведения Предприятия на спорное помещение является юридически действительным в силу пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения на эти помещения в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом права Российской Федерации и Предприятие на указанное нежилое помещение возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Спорное нежилое помещение является объектом федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Поскольку право собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение, возникло в силу закона, из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке не передавалось, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что государственная регистрация права собственности Санкт-Петербурга на указанное нежилое помещение является незаконной.
Согласно разъяснениям пункта 8 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 и постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином вещном праве, в том числе на праве хозяйственного ведения.
Регистрация за Санкт-Петербургом права собственности на спорное имущество нарушает право хозяйственного ведения Предприятия на данное имущество, предъявление иска о признании права хозяйственного ведения на это имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права государственного предприятия.
Поскольку Предприятие и его правопредшественники использовали спорное помещение для осуществления своей уставной деятельности непрерывно, отсутствие до момента законодательного разграничения имущества по уровням собственности акта компетентного органа о закреплении объекта за Предприятием на вещном праве на решение вопроса о надлежащем собственнике не влияет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорные нежилые помещения имеет целью восстановление нарушенного права хозяйственного ведения, с учетом одобрения исковых требований собственником имущества в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, исковые требования Предприятия правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на спорную часть помещения, не являющуюся самостоятельным объектом недвижимости, не могло быть признано право собственности, отклоняются апелляционным судом, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось как имущество государственного предприятия, следовательно спорное помещение могло находится исключительно в федеральной собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент разграничения права государственной собственности спорное помещение относилось к жилищному фонду отклоняются апелляционным судом как не имеющие надлежащего документального подтверждения.
Напротив, из материалов дела следует, что по состоянию на 1986 год спорное помещение было предоставлено Калининско-Выборгскому радиотрансляционному узлу для использования под радиоузел. Доказательства перевода после указанной даты спорного помещения из нежилого в жилой фонд в материалах дела отсутствуют.
Довод Комитета о том, что помещение как находящееся в ведении и управлении местных советов в силу пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 должно быть отнесено к муниципальной собственности, несостоятелен, поскольку в данном случае определение уровня собственности производится по иному критерию.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2015 по делу N А56-32611/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32611/2015
Истец: Ордена Трудного Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
Ответчик: Комитет имущественных отношений
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Федеральное агентство связи