г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А56-6869/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Пархоменко Р.М. - доверенность N 36 от 04.03.2015
от ответчика (должника): предст. Кушнир Е.Е. - доверенность N 01-35-2756/15 от 13.07.2015
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20331/2015) закрытого акционерного общества "Постер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2015 по делу N А56-6869/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) закрытого акционерного общества "Постер"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района", 2) общество с ограниченной ответственностью "Боншанс"
о признании незаконным предписания N 15-03-17252/14 от 30.10.2014 и действий по направлению предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "Постер" (ОГРН 1037811025053; адрес: 191024, Санкт-Петербург, ул. Конная, 28Ж; далее - Общество, ЗАО "Постер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет) от 30.10.2014 N 15-03-17252/14 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 86; Общество также просило признать незаконными действия Комитета по направлению Обществу указанного предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" и общество с ограниченной ответственностью "Боншанс".
Решением суда от 24.06.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Постер", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 24.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не был исследован вопрос действия договора на размещение рекламоносителя от 17.11.2008 N 533 в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2009, которым действие указанного договора возобновлено с иным сроком действия. По мнению подателя жалобы, заключение договора путем составления дополнительного соглашения к договору о возобновлении его действия не противоречит действующему законодательству; статья 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит явно выраженного запрета на возобновление действия договора. Таким образом, податель жалобы считает, что договор на размещение рекламоносителя N 533 от 17.11.2008 со сроком действия на пять лет с 01.11.2011 до 30.09.2016 является действующим и отражает решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по распоряжению общим имуществом, оформленное протоколом общего собрания от 08.11.2008. Податель жалобы также не согласен с выводом суда об истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 6848 от 09.12.2011, ссылаясь при этом на то, что Обществом для получения указанного разрешения были представлены в Комитет как договор на размещение рекламоносителя N 533 от 17.11.2088, так и дополнительные соглашения от 22.07.2009 и 05.08.2009 о расторжении и возобновлении указанного договора. Таким образом, по мнению подателя жалобы, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что разрешение N 6848 от 09.12.2011 на установку рекламной конструкции прекратилось на момент действия оспариваемого Обществом предписания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 24.06.2015 без изменения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района" (управляющая компания) и ЗАО "Постер" (агентство) был заключен договор от 17.11.2008 N 533, по условиям которого управляющая компания на основании решения собственников, отраженного в протоколе общего собрания от 08.11.2008, предоставляет агентству право на установку объекта наружной рекламы - крышной установки на здании в согласованном сторонами месте согласно плану установки рекламоносителя (приложение N1 к договору).
По условиям пункта 1.2 договора право на размещение рекламоносителя предоставлено агентству на срок с 17.11.2008 по 16.11.2013 включительно.
На основании заявления Общества Комитетом выдано разрешение на установку рекламной конструкции в Санкт-Петербурге N 6848 от 09.12.2011 сроком действия с даты выдачи разрешения до окончания действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Предписанием от 30.10.2014 N 15-03-17252/14 Комитет обязал Общество во исполнение части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" демонтировать рекламную конструкцию (крышная установка), установленную и (или) эксплуатируемую по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д.86, без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек.
Общество, не согласившись с указанным предписанием Комитета и действиями по его направлению, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 24.06.2015 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в редакции, действовавшей до 08.05.2013) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ внесены изменения в Закон N38-ФЗ, в части 5 статьи 19 четвертое предложение исключено, указанная часть дополнена новыми пятым и шестым предложениями следующего содержания: "Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков".
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в выданном Обществу разрешении N 6848 от 09.12.2011 на установку рекламной конструкции по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 86, определен срок его действия - до окончания действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Договором от 17.11.2008 N 533 на размещение рекламоносителя. заключенным между ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района" и ЗАО "Постер", Обществу было предоставлено право на установку объекта наружной рекламы - крышной установки на здании по вышеуказанному адресу на срок с 17.11.2008 по 16.11.2013.
Соглашением от 22.07.2009 договор от 17.11.2008 N 533 был расторгнут. Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, с момента заключения соглашения от 22.07.2009 договор от 17.11.2008 N 533 прекратил свое действие в силу положений статьи 453 ГК РФ, согласно которой при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Обществом представлено в материалы дела дополнительное соглашение от 05.08.2009 к договору от 17.11.2008 N 533, в котором указано, что стороны пришли к согласию о возобновлении договора от 17.11.2008 N 533 на размещение рекламоносителя на изложенных в соглашении условиях. В частности стороны установили срок действия договора с 01.10.2011 по 30.10.2016 (5 лет), а также изменили пункт 1.2 договора указав, что право на размещение рекламоносителя предоставлено агентству на срок с 01.10.2011 по 30.09.2016.
Однако нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность возобновления расторгнутого договора путем заключения после его расторжения дополнительно соглашения с иными условиями, не установлена такая возможность и статьей 19 Закона N 38-ФЗ. Фактически, в результате заключения дополнительного соглашения от 05.08.2009, на которое ссылается заявитель, стороны заключили новый договор на размещение рекламной конструкции, в котором указали новые сроки размещения рекламоносителя.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, представленные Обществом соглашение от 22.07.2009 о расторжении договора и дополнительное соглашение от 05.08.2009 о возобновлении договора направлены по сути на изменение срока действия договора на размещение рекламоносителя N 533 от 17.11.2008, на основании которого выдано разрешение N 6848 от 09.12.2011 на установку рекламной конструкции, и совершены с целью обхода установленного частью 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в редакции, действовавшей до 08.05.2013) императивного положения о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на пятилетний срок, по окончании которого обязательства сторон по договору прекращаются. Соответственно указанные соглашения направлены на искусственное продление срока действия разрешения на установку спорной рекламной конструкции, что расценивается судом в качестве злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ). Действуя добросовестно, заявитель должен был заключить по истечении срока действия договора на размещение рекламоносителя N 533 от 17.11.2008 новый договор на срок, предусмотренный статьей 19 Закона N 38-ФЗ, и обратиться в Комитет за новым разрешением на установку рекламной конструкции.
Доказательства того, что соглашение от 22.07.2009 о расторжении договора N 533 от 17.11.2008 и дополнительное соглашение от 05.08.2009 о возобновлении указанного договора были представлены Обществом в Комитет при обращении с заявлением N 8829 от 11.10.2011 на установку рекламной конструкции, Обществом в материалы дела в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены.
Таким образом, на момент вынесения Комитетом оспариваемого предписания, первоначально предусмотренный договором от 17.11.2008 N 533 срок на размещение спорной рекламной конструкции истек 16.11.2013. Как правомерно указал суд первой инстанции, с истечением срока договора на размещение рекламной конструкции истек и срок действия разрешения на ее установку, а соответственно эксплуатация спорной рекламной конструкции осуществлялась в отсутствие действующего разрешения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выданного Комитетом предписания N 15-03-17252/14 от 30.10.2014 о демонтаже рекламной конструкции, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, дана надлежащая оценка обстоятельствам рассматриваемого дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 24.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании платежного поручения от 24.07.2015 N 2555 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июня 2015 года по делу N А56-6869/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Постер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6869/2015
Истец: ЗАО "Постер"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Третье лицо: ООО "БонШанс", ООО "Жилкомсервис N1 Московского района"