г. Киров |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А28-1667/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю.,
при участии представителей
заявителя: Колмогорова Е.Н., председателя; Кащеева А.И. по доверенности от 12.05.2015,
заинтересованного лица: Минеевой Т.В. по доверенности от 01.06.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.08.2015 по делу N А28-1667/2015, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.
по заявлению первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П.Константинова" Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности
(ИНН: 4341002693, ОГРН: 1034300001471)
к Государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
о признании недействительным решения,
установил:
первичная профсоюзная организация открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П.Константинова" Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 04.02.2015 N 96715 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Фонд не согласился с решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Фонда, условия, необходимые для применения пониженных тарифов страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), у Организации не соблюдаются.
Организация представила отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражает против доводов апелляционной жалобы.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Организация представила расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года.
Фонд провел камеральную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Организацией страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой установил неправомерное применение Организацией в 2014 году пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в отношении вида деятельности в области социального обслуживания населения.
По итогам камеральной проверки Фондом составлен акт от 19.12.2014 N 96715 и принято решение от 04.02.2015 N 96715 о привлечении Организации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 21 705 рублей 17 копеек. Данным решением Организации предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 108 525 рублей 87 копеек страховых взносов и 3 077 рублей 21 копейку пени.
Не согласившись с решением Фонда, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 11 части 1, частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, статьями 1, 3, 7, 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ), пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и исходил из того, что Организация осуществляет деятельность по оказанию социальных услуг неопределенному кругу лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2011 - 20127 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Согласно части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах р - ф, я.4 - я.6 пункта 8 части 1 настоящей статьи.
В данном случае материалами дела подтверждается, что Организация является некоммерческой организацией, применяет упрощенную систему налогообложения, доходы на ее содержание состоят из целевых поступлений в виде взносов от членов профсоюза и Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности (лист дела 1 том 2).
Организация ссылается, что осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения.
В силу статьи 1 Закона N 195-ФЗ социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно статье 3 Закона N 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 195-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
На основании статьи 17 Закона N 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Согласно пунктам 1.1, 2.20, 2.23 Устава Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности, применяемого Организацией, профсоюз - самостоятельная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе членов профсоюза, имеющих общие профессиональные, трудовые, социально-экономические и иные непосредственно связанные с ними интересы.
За счет средств профсоюзного бюджета и целевых поступлений от юридических и физических лиц осуществляет финансирование различных проектов и программ, направленных на достижение уставных целей, в том числе оказывает организационное и материальное содействие деятельности медицинских, иных учреждений и объектов в различных сферах по оказанию услуг работникам и ветеранам отрасли, членам профсоюза.
Как видно из регистра доходов и расходов Организации за 2013 год, справки - подтверждения основного вида деятельности за 2013 год, представленных Организацией (листы дела 1-3 том 2, лист дела 39 том 1), Организация указывает, что осуществляет деятельность профсоюзов. Использования доходов на иную деятельность не усматривается.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе положения Организации об оказании материальной помощи, платежные документы, заявления об оказании материальной помощи, суд апелляционной инстанции установил, что Организация в спорный период производила выплаты и осуществляла деятельность профессионального союза. Материалами дела подтверждается, что Организация производила выплаты только определенной группе населения, отвечающей признакам членства и принадлежности к профессиональному союзу работников отрасли промышленности, и не осуществляла деятельности, указанной в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в частности, в области социального обслуживания населения.
В 2013 году (доходы и деятельность по итогам которого подлежит оценке в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в 2014 году в соответствии с положениями статьи 58 Закона N 212-ФЗ) Организация не производила выплат и деятельности в области проектов и программ для неопределенного круга населения, не оказывала социальных услуг населению. Все выплаты касаются только членов профсоюза, в связи с членством в профсоюзной организации, членам семьи работающего и неработающего члена профсоюза.
Документы, представленные заявителем, об оказании материальной помощи родителям детей, участвовавшим в фестивале, а также о выплате премий работникам детских учреждений и санатория за успешную организацию отдыха и оздоровления детей и подростков (лист дела 81-96 том 2), не относятся к 2013 году, поскольку указанные в них события имели место и выплаты произведены в 2014-2015 годах. Кроме того, из данных документов не следует, что выплаты касаются деятельности в области социального обслуживания населения, так как данные выплаты произведены в рамках деятельности профсоюзной организации и в связи с организацией мероприятий для определенного круга лиц, направленных на выполнение уставных целей и задач профсоюза рассматриваемой отрасли промышленности (листы дела 70-78 том 2). Пожертвования (листы дела 17-24 том 2), перечисленные Организацией в Благотворительный фонд "Содействие", использованы на оплату зубопротезирования работников организации, объединяющей интересы членов профсоюза которой занимается Организация. Письма об оказании материальной помощи гражданам, вынужденно покинувшим территорию Украины (листы дела 6-7 том 3), имеют отношение к 2015 году, и не подтверждают факт оказания Организацией деятельности в области социального обслуживания населения в рассматриваемый период.
Иных документов в подтверждение оказания деятельности в области социального обслуживания населения Организацией не представлено. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за рассматриваемый период, представленные Организацией в суд апелляционной инстанции, не подтверждают фактическое оказание заявителем деятельности в области социального обслуживания населения.
Запрос Организации от 23.10.2012 N 63-37/31 в Фонд о возможности уплаты страховых взносов по пониженным тарифам, а также ответ Фонда от 12.11.2012 N 01-16/05/17733, на которые ссылается заявитель по делу (листы дела 1-4 том 3), не могут быть приняты во внимание, поскольку Фондом разъяснено, что пониженные тарифы предусмотрены для организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, что соответствует требованиям Закона N 212-ФЗ. Однако, осуществление данной деятельности ни в указанных документах, ни доказательствами по делу о деятельности заявителя, не подтверждено.
Материалами дела не подтверждается, что не менее 70 процентов суммы всех доходов Организации за рассматриваемый период составляют доходы на ведение деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В связи с этим положения пункта 11 части 1, части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не применимы, Организацией пониженный тариф страховых взносов применен необоснованно, что повлекло неполную уплату страховых взносов.
С учетом изложенного Фонд правомерно привлек Организацию к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 21 705 рублей 17 копеек, доначислил Организации 108 525 рублей 87 копеек страховых взносов и 3 077 рублей 21 копейку пени.
Оснований для удовлетворения заявленных Организацией требований не имеется. Решение Арбитражного суда Кировской области подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 10.08.2015 по делу N А28-1667/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1667/2015
Истец: ППО ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б. П.Константинова"
Ответчик: ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ