г. Пермь |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А71-4720/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от заявителя Акционерного общества "Речной порт "Сарапул" (ОГРН 1021800995798, ИНН 1827018020): Аминов М.И., предъявлен паспорт, доверенность от 10.11.2015; Носкова Е.В., предъявлен паспорт, доверенность от 07.09.2015;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305): Вершинина Е.С., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 06.06.2015; Александрова Ф.Р., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 06.03.2015;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Акционерного общества "Речной порт "Сарапул"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 августа 2015 года по делу N А71-4720/2015,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению Акционерного общества "Речной порт "Сарапул"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании незаконными действий по отказу в согласовании проектной документации на разработку месторождения песчано-гравийной смеси,
установил:
Акционерное общество "Речной порт "Сарапул" (далее - заявитель, АО "Речной порт "Сарапул") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Министерство) по отказу в согласовании проектной документации Технического проекта "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое" и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о согласовании проектной документации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Речной порт "Сарапул" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что Регламент проведения согласований на водных путях Камского бассейна, утвержденный ФБУ "Камводпуть" 15.04.2010, не может являться законным основанием для принятия решения об отказе в согласовании документации, так как не прошел официальной регистрации и публикации. Также заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии согласования технического проекта разработки месторождения с ФБУ "Камводпуть", при этом ссылается на то, что заявителем представлен протокол технического совещания при заместителе руководителя управления ГУ "Камводпуть" N 31/1526 от 07.004.2003, из содержания которого следует, что для разработки технологической схемы выданы технологические условия (п. 4 протокола); разработка месторождений допускается только по технологическим схемам, предварительно согласованным с НКРВПС и Чайковским ЛО ГРСИ КБ (п. 3 протокола); технологическая схема на титульном листе имеет согласовательные подписи должностных лиц ФБУ "Камводпуть" от 2003 года; полагает, что пункт 8 указанного протокола, предусматривающий срок действия протокола на навигацию 2003 года, не распространяется на пункты 3 и 4 данного протокола.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Речной порт "Сарапул" имеет лицензию серии ИЖВ N 00671 ТЭ на добычу песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое сроком действия до 31.12.2011, выданную 03.11.2003. Участок недр расположен в долине р.Кама, остров Зеленый, имеет статус горного отвода, Условия пользования участком недр оговорены в контракте от 25.04.2003 N ТЭ-3555/20013-2011. Дополнительным соглашением к контракту от 27.04.2012 срок недропользования по лицензии ИЖВ N 00671 ТЭ продлен до 31.12.2014 (л.д.18-22).
Письмом от 20.08.2014 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики уведомило АО "Речной порт "Сарапул" о том, что в связи с истечением срока действия данной лицензии необходимо принять меры по продлению срока действия лицензии либо прекращению права пользования участком недр (л.д. 23).
АО "Речной порт "Сарапул" обратился с заявлением о пересмотре условий лицензии ИЖВ N 00671 ТЭ на добычу песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое. Распоряжением от 13.10.2014 N 172 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики отказало АО "Речной порт "Сарапул" в пересмотре условий лицензии, при этом в письме от 17.10.2014 сообщило о том, что решение об отказе в пересмотре условий лицензии на пользование недрами принято в связи с тем, что АО "Речной порт "Сарапул" не выполняются условия, предусмотренные п. 5.2 контракта от 25.04.2003 N ТЭ-3555/20013-2011: отсутствует согласованная в установленном порядке проектная документация; отсутствует согласованные в установленном порядке условия проведения горных работ в пределах водного объекта; отсутствуют уточненные границы горного отвода (л.д. 28, 29).
26.12.2014 АО "Речной порт "Сарапул" обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением о согласовании проектной документации Технического проекта "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое".
Распоряжением от 23.01.2015 N 26 (л.д. 25) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики отказало АО "Речной порт "Сарапул" в согласовании данной проектной документации со ссылкой на протокол Территориальной (республиканской) комиссии по разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 22.01.2015 N 2/2015. Из содержания протокола Территориальной (республиканской) комиссии по разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 22.01.2015 N 2/2015, утвержденного 23.01.2015, следует, что в согласовании технического проекта отказано на основании подп. 1 п. 79 Административного регламента "Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 01.07.2014 N 079, в связи с несоответствием проекта требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, представленная проектная документация не соответствует требованиям, определенным приказом Минприроды России N 218; поскольку месторождение Зеленое расположено в русле реки Кама, то в соответствии с п. 1 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации добыча нерудных строительных материалов на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Технический проект разработан без согласования технических условий ФБУ "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Представленная в составе технического проекта копия протокола технического совещания ФБУ "Камводпуть" от 07.04.2003 N 31/1526, в котором согласование технических условий распространено на навигацию 2003 года, в качестве согласования Технического проекта разработки месторождения не принята (л. д. 43-49).
Не согласившись с действиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по отказу в согласования технического проекта, АО "Речной порт "Сарапул" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных АО "Речной порт "Сарапул" требований, исходил из отсутствия оснований для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по отказу в согласования технического проекта.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с п. 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, в проектную документацию включаются, в том числе мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно п. 1.2 приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработка минерального сырья" к исходными данным для разработки проекта относятся распорядительные документы о согласовании места расположения объекта (акт выбора площадки).
В силу положений ч. 1 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации добыча нерудных строительных материалов на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В настоящее время данный порядок федеральным органом исполнительной власти в области транспорта не установлен. В виде отраслевого нормативного акта ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" разработан внутренний нормативный акт "Регламент проведения согласований на внутренних водных путях Камского бассейна" (далее - Регламент).
В соответствии с п. 1.6.5 Регламента согласованию подлежит, в том числе добыча нерудных строительных материалов из русловых и пойменных курьеров на внутренних водных путях (ВВП).
Объектами согласования являются, в том числе акватории русловых и пойменных карьеров на ВВП, а также производство на них добычных работ (п. 1.7.5 Регламента). В процессе согласования производится подготовка и выдача технических условий и заключений на размещение, проектирование, строительство (ремонт, реконструкцию) и эксплуатацию сооружений и объектов на ВВП, включая устройство карьеров для добычи нерудных строительных материалов на ВВП (п. 1.8.2 Регламента).
Стадиями согласования является согласование проектной документации по объекту (п. 1.9.3 Регламента); согласование разработки русловых и пойменных карьеров НСМ по согласованной ранее проектной документации (п. 1.9.5 Регламента).
Регламентом установлен срок действия согласований: по согласованной проектной документации - бессрочно (п. 1.10.4 Регламента); по разработке русловых карьеров НСМ - на одну навигацию (п. 1.10.2 Регламента).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики оказывает государственную услугу по согласованию Технических проектов в соответствии с Административным регламентом "Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 01.07.2014 N 079.
При рассмотрении заявления АО "Речной порт "Сарапул" о согласовании проектной документации Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики установило, что представленная проектная документация Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое" не соответствует требованиям, определенным приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработка минерального сырья"; в нарушение абз. 4 подп. 1.2 п. 1 данного приказа отсутствовали распорядительные документы о согласовании места расположения объекта. Технический проект разработан без согласования технических условий ФБУ "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". В составе технического проекта представлена копия протокола технического совещания ФБУ "Камводпуть" от 07.04.2003 N31/1526, в котором согласование технических условий распространено на навигацию 2003 года.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики принято решение отказать АО "Речной порт "Сарапул" о согласовании проектной документации Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое" на основании подп. 1 п. 79 Административного регламента "Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 01.07.2014 N 079 в связи с несоответствием проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе АО "Речной порт "Сарапул" доводы о наличии согласования технического проекта разработки месторождения с ФБУ "Камводпуть" со ссылкой на протокол технического совещания при заместителе руководителя управления ГУ "Камводпуть" N 31/1526 от 07.004.2003 (л.д. 48-49), согласно которому разработка месторождений допускается только по технологическим схемам, предварительно согласованным с НКРВПС и Чайковским ЛО ГРСИ КБ (п. 3 протокола); для разработки технологической схемы выданы технологические условия (п. 4 протокола); а также на то, что пункт 8 указанного протокола, предусматривающий срок действия протокола на навигацию 2003 года, не распространяется на пункты 3 и 4 данного протокола, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие содержанию данного протокола, в котором прямо указано, что срок действия данного протокола только навигация 2003 года.
Ссылки заявителя на технологическую схему добычи НМС на месторождении "Зеленое", которая на титульном листе имеет согласовательные подписи должностных лиц ФБУ "Камводпуть" от 2003 года (л.д. 65), судом апелляционной инстанции также отклоняется, поскольку Технологическая схема добычи НМС на месторождении "Зеленое" (л.д. 65, 117-137) не является техническим проектом разработки месторождения "Зеленое", о необходимости разработки которого в ней прямо указано (раздел 1 абз. 6); из содержания указанного выше протокола технического совещания при заместителе руководителя управления ГУ "Камводпуть" N 31/1526 от 07.004.2003 следует, что данная технологическая схема согласована на период навигации 2003 года с условием, что в последующем разработка технического проекта обязательна. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств того, что данный документ был представлен АО "Речной порт "Сарапул" в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заявлением от 26.12.2014 о согласовании проектной документации Технического проекта "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое", в материалах дела не имеется; в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО "Речной порт "Сарапул" подтвердили, что с данным заявлением АО "Речной порт "Сарапул" в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики представило проектную документацию Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое" в 2 томах, копию протокола технического совещания при заместителе руководителя управления ГУ "Камводпуть" N 31/1526 от 07.004.2003, что зафиксировано аудиозаписью судебного заседания.
Таким образом, технологическая схема добычи НМС на месторождении "Зеленое" от 2003 года, протокол технического совещания при заместителе руководителя управления ГУ "Камводпуть" N 31/1526 от 07.004.2003 не могут являться документами, подтверждающими согласование ФБУ "Камводпуть" проектной документации Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое", разработанной в 2014 году (л.д.76). Также данный протокол содержит согласование акватории для разработки месторождений песчано-гравийной смеси в навигацию 2003 года, и не может служить предусмотренным в п. 1.2 приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработка минерального сырья" документом о согласовании места расположения объекта по проектной документации Технический проект "Разработка песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое", разработанной в 2014 году.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по отказу АО "Речной порт "Сарапул" в согласования технического проекта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
АО "Речной порт "Сарапул" представлено платежное поручение от 14.09.2015 N 1511, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 августа 2015 года по делу N А71-4720/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Речной порт "Сарапул" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Речной порт "Сарапул" (ОГРН 1021800995798, ИНН 1827018020) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.09.2015 N 1511.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4720/2015
Истец: ОАО "Речной порт "Сарапул"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики