г. Москва |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А41-19256/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Мизяк В.П., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области (ИФНС России по г. Клину Московской области): Потуткин В.В., представитель по доверенности N 22-23/23 от 09.11.12 г., паспорт;
от временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Динамо" Чистякова С.О.: представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Динамо": представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года по делу N А41-19256/15, принятое судьей Зеньковой Е.Л., по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области о включении требований в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Динамо",
УСТАНОВИЛ:
определением суда от 09 июня 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Динамо" (ООО "Динамо", ИНН 5020057861, ОГРН 1095020000459) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утвержден Чистяков Сергей Олегович.
Сообщение о введении в отношении должника наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 27.06.2015 г.
28 июля 2015 года в арбитражный суд обратилась ФНС России в лице ИФНС России г. Клину по Московской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в общем размере 74 762 руб. 40 коп., в том числе 68 332 руб. 86 коп. основного долга и 6 429 руб. 54 коп. пени.
Арбитражный суд Московской области определением от 25 сентября 2015 года отказал в удовлетворении требований уполномоченного органа.
Не согласившись с данным судебным актом, ФНС России в лице ИФНС России г. Клину по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание не явились представители временного управляющего должника Чистякова С.О. и ООО "Динамо", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Законность и обоснованность определения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, ИФНС России по г. Клину Московской области сослалась на наличие задолженности ООО "Динамо" по уплате страховых взносов по состоянию на 01 апреля 2015 года в размере 74 762 руб. 40 коп., в том числе 68 332 руб. 86 коп. основного долга и 6 429 руб. 54 коп. пени.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что требование ИФНС России по. Клину Московской области является текущим, поскольку задолженность возникла после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая определение суда первой инстанции, указывает, что задолженность ООО "Динамо" возникла в 2014 году и в 1 квартале 2015 года, тогда как пени выставлены к оплате за 4 квартал 2013 года и за 2014 год.
В связи с вышеизложенным уполномоченный орган считает, что заявленная ко взысканию задолженность не является текущими платежами и подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В судебном заседании представитель ИФНС России г. Клину по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФНС России в лице ИФНС России г. Клину по Московской области, арбитражный апелляционный суд полагает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требование ИФНМ по г. Клину предъявлено в установленный срок и рассматривается судом в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу ст. 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125-ФЗ), страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику (Фонд) страховые взносы.
Согласно п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Как следует из материалов дела, задолженность ООО "Динамо" образовалась в результате неуплаченных страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве за январь 2015 года в размере 1 229 руб. 66 коп., за февраль 2015 года - 1 139 руб. 19 коп., за март 2015 года - 390 руб. и за 2014 год - 65 574 руб. 01 коп.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 15 Закона о страховых взносах в течение отчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок уплаты задолженности по страховым взносам наступил для ООО "Динамо" за 2014 год в размере 65 574 руб. 01 коп.- 15 января 2015 года, за январь 2015 года в размере 1 229 руб. 66 коп - 15 февраля 2015 года, за февраль 2015 года в размере 1 139 руб. 19 коп. - 15 марта 2015 года, за март 2015 года в размере 390 руб. - 15 апреля 2015 года.
Определение о принятии к производству заявления о признании должника банкротом датировано 26 марта 2015 года.
Согласно ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В пункте 9 постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" содержится позиция, согласно которой в качестве реестровой задолженности могут признаваться периодические платежи, уплачиваемые внутри налогового и отчетных периодов (с учетом ныне действующего правового регулирования в сфере налоговых правоотношений).
Учитывая вышеизложенное, требования ИФНС по г. Клину об уплате страховых взносов за 2014 год в размере 65 574 руб. 01 коп., за январь 2015 года в размере 1 229 руб. 66 коп., за февраль 2015 года в размере 1 139 руб. 19 коп. не относятся к текущим платежам и подлежит включению в реестр требований кредиторов.
На основании ч. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Законом.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
ИФНС по г. Клину заявлены ко взысканию пени по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на за 4 квартал 2013 года и за 2014 год в сумме 4 740 руб. 74 коп. и в размере 1 688 руб. 80 коп. соответственно.
Таким образом, требования ИФНС по г. Клину об уплате пеней не относятся к текущим платежам и подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Материалы дела свидетельствуют, что в подтверждение соблюдения порядка взыскания задолженности уполномоченный орган представил постановление о взыскании недоимки N 32 от 29 сентября 2014 года, решение о взыскании недоимки от 29 сентября 2014 года N 32, постановление судебного пристава-исполнителя от 10 октября 2014 года, инкассовое поручение N 169 от 19 марта 2015 года, требование об уплате недоимки от 25 февраля 2015 года N 5117008, решение о взыскании недоимки от 10 марта 2015 года N 130.
Доказательств уплаты вышеуказанной задолженности по страховым взносам и пени не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что задолженность по уплате страховых взносов в размере 67 942 руб. 86 коп. и пени в сумме 6 429 руб. 54 коп. подлежит включению в реестр требований кредиторов ООО "Динамо".
Что касается задолженности по уплате страховых взносов за март 2015 года в размере 390 руб., то, как правильно указал суд первой инстанции, данная задолженность относится к текущим платежам, поскольку обязанность по их оплате наступила 15 апреля 2015 года, а, следовательно, данная задолженность не подлежит включению в реестр.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора неверно определил заявленную задолженность как текущие платежи, в связи с чем определение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года подлежит отмене, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, 223, 271, п.3 ч.4 ст. 272, п.1 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2015 года по делу N А41-19256/15 отменить.
Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Динамо" требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области в размере 67 942 рубля 86 копеек основного долга и пени в сумме 6 429 рублей 54 копейки.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в месячный срок.
Председательствующий |
С.А. Закутская |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19256/2015
Должник: ООО "Динамо"
Кредитор: ООО "Клинтеплоэнергосервис", ПАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: В/У ООО "Динамо" Чистяков С. О., Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Клин Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской обл., НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО "СИБИРСКАЯ ГИЛЬДИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Чистяков Сергей Олегович
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13042/15