г. Тула |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А62-1842/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Единый Информационный Расчетный Центр" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.06.2015 по делу N А62-1842/2015, принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Единый Информационный Расчетный Центр" (г. Тверь, ОГРН 1117746602544, ИНН 7707754929) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) о признании недействительными решения от 18.12.2014 N 5009/04 по делу N 04-01/08-2014 и предписания от 18.12.2014 N 5011/04, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (г. Смоленск, ОГРН 1096731005403, ИНН 6731075147), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Единый Информационный Расчетный Центр" (далее - ЗАО "ЕИРЦ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление) решения от 18.12.2014 N 5009/04 по делу N 04-01/08-2014 и предписания от 18.12.2014 N 5011/04.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 13.05.2015 к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - ООО "Жилищный сервис").
Решением суда от 04.06.2015 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что в согласовании условий договора между ООО "Жилищный сервис" и собственниками помещений не принимал участие. Отмечает, что выставляемые ООО "Жилищный сервис" счета на плату содержали платежные реквизиты данной управляющей компании. Обращает внимание на то, что позиция Управления основана на неисполнении ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), вместе с тем согласно статьям 12 и 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 10 и 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, осуществление контроля за внесением платы за коммунальные услуги возложено на органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции) и не относится к компетенции антимонопольного органа. Отмечает, что судом первой инстанции в решении не указано, каким именно контрагентам и в чем именно выразилось навязывание невыгодных для них условий договора, а так же в чем именно выразились ограничение, либо угроза ограничения конкуренции.
Управление возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило отказать обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Участвующие в деле лица в судебное заседание явку представителей не обеспечили. Судебное заседание проведено в отсутствие их представителей на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Управление поступило заявление от жителей дома N 15 В, по ул. Гарабурды в г. Смоленске, касающиеся необоснованных требований о перечислении денежных средств за оказанные управляющей компанией ООО "Жилищный сервис" услуги с марта 2014 года на расчетный счет ЗАО "ЕИРЦ".
Из заявления и представленных документов следовало, что ООО "Жилищный сервис" является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 15 В по ул. Гарабурды в г. Смоленске (далее - МКД N 15 В).
Между ООО "Жилищный сервис" и собственниками (нанимателями) помещений МКД N 15 В заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2011, по условиям которого ООО "Жилищный сервис" обязано предоставлять собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4.5 договора управления МКД собственники помещений вносят плату за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) на расчётный счет управляющей организации.
С апреля 2014 года в адрес собственников МКД N 15В начали поступать платёжные документы за март 2014 года на оплату ЖКУ без указания расчётного счета исполнителя жилищно-коммунальных услуг (ООО "Жилищный сервис"). При этом перечисление денежных средств за жилищно-коммунальные услуги предлагалось перечислять на расчётный счёт ЗАО "ЕИРЦ".
Потребители коммунальных услуг выразили согласие с такой схемой расчетов.
ООО "Жилищный сервис" письмом от 22.07.2014 N 264 на запрос Управления о сведениях и пояснениях, связанных с обстоятельствами, изложенными в заявлении жителей МКД, представило заключенный с ЗАО "ЕИРЦ" договор по осуществлению деятельности по приему платежей от физических лиц и ведению операций по расчетам за оказываемые услуги от 12.12.2013 N 51/ПП/12-2013 и сообщило, что данный договор был заключен в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ.
Указанные обстоятельства явились основаниям для возбуждения Управлением дела N 04-01/08-2014 по признакам нарушения ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки по существу заявлений Управлением установлено, что между ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" заключен договор по осуществлению деятельности по приему платежей от физических лиц и ведению операций по расчетам за оказываемые услуги от 12.12.2013 N 51/ПП/12-2013, согласно которому оператор (ЗАО "ЕИРЦ") от своего имени, но за счет поставщика (ООО "Жилищный сервис") осуществляет организацию расчетов и прием в качестве платежного агента денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиком за ЖКУ в соответствии с жилищным законодательством, в многоквартирных домах, обслуживаемых поставщиком согласно приложению N 1 к договору (пункт 1.1.1 договора).
Все денежные средства, принятые оператором, поступают в кредитную организацию на специальный банковский счёт оператора, который используется для осуществления расчётов с поставщиком (пункт 3.1 договора).
В письменных объяснениях ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" сообщили, что договор приема платежей был заключен в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ и Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". На основании данного договора ЗАО "ЕИРЦ" выступает в роли платежного агента, который имеет право принимать денежные средства за ЖКУ на свой специальный банковский счет, который и указывается в выставляемых платежных документах. Во всех платежных документах, направляемых собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищный сервис", указаны ИНН управляющей организации, ее расчетный счет и название банка, в котором он открыт. Указанные данные являются достаточными для осуществления потребителем оплаты за оказанные ему ЖКУ непосредственно на расчетный счет управляющей организации. Все принятые от потребителей суммы платежей за ЖКУ поступают на специальный банковский счет ЗАО "ЕИРЦ", что подтверждается договором на прием коммунальных платежей от 11.03.2014, заключенным с ФГУП "Почта России".
При рассмотрении комиссией Управления дела об антимонопольном законодательстве было установлено, что в представленном ООО "Жилищный сервис" платежном документе за июль 2014 года исполнителем ЖКУ названо ООО "Жилищный сервис", получателем платежа указано - ЗАО "ЕИРЦ", с указанием банковских реквизитов и расчетного счета последнего, не являющегося специальным банковским счетом, что подтверждено письмом акционерного банка "Россия" от 13.08.2014 N 6175.
Представители потребителей подтвердили ежемесячное предъявление платежных документов с аналогичной информацией.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о том, что соглашение между ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Смоленске, находящихся в управлении ООО "Жилищный сервис", и не принявших на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о перечислении денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт ЗАО "ЕИРЦ", нарушает положения Правил N 354, и является недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона защите конкуренции, в связи с этим Управление приняло решение от 18.12.2014 N 5009/04 по делу N 04-01/08-2014.
На основании указанного решения ЗАО "ЕИРЦ" выдано предписание от 18.12.2014 N 5011/04, обязывающее заявителя в течение 10 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения между ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищный сервис" и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО "Жилищный сервис" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ЗАО "ЕИРЦ", а именно: отказаться от дальнейшего участия в соглашении о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищный сервис" (список домов содержится в Приложении N 1 к договору по осуществлению деятельности по приёму платежей от физических лиц и ведению операций по расчётам за оказываемые услуги от 12.12,2013 N 51/ПП/12-2013), требования о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ЗАО "ЕИРЦ", о чем письменно уведомить ООО "Жилищный сервис".
Считая данные акты незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано правомерно, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции" под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При этом в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 354 в смысле понятий, используемых в настоящих Правилах, "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 67 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил N 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информации, которая подлежит указанию в платежных документах.
Согласно пункту 32 Правил N 354 исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов; привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил N 354.
Таким образом, в расчетах собственников помещений многоквартирных домов, осуществляющих управление с помощью управляющей организации, могут принимать участие привлеченные такой управляющей организацией платежные агенты и банковские платежные агенты.
Из пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) следует, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным деятельностью по проведению расчетов: осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; в пользу иностранных юридических лиц; осуществляемых в безналичном порядке; осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, не допускаются.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищный сервис" является управляющей организацией для ряда многоквартирных домов г. Смоленска, в том числе дома, в котором проживают граждане, обратившиеся с заявлениями в Управление. С собственниками помещений в многоквартирных домах заключены типовые договоры управления, одним из условий которого является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт управляющей организации (пункт 4.5).
В рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами ООО "Жилищный сервис" с ЗАО "ЕИРЦ" заключен договор по осуществлению деятельности по приёму платежей от физических лиц и ведению операций по расчётам за оказываемые услуги от 12.12.2013 N 51/ПП/12-2013.
Согласно договору приема платежей ЗАО "ЕИРЦ" от своего имени, но за счет ООО "Жилищный сервис" осуществляет организацию расчетов и прием в качестве платежного агента денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиком за ЖКУ в соответствии с жилищным законодательством, в многоквартирных домах, обслуживаемых поставщиком согласно приложению N 1 к договору (пункт 1.1.1 договора). Все денежные средства, принятые оператором, поступают в кредитную организацию на специальный банковский счет оператора, который используется для осуществления расчетов с поставщиком (пункт 3.1 договора).
Между тем, из представленных в материалы дела платежных документов, направленных потребителям ЖКУ вышеуказанного МКД за март-ноябрь 2014 года следует, что исполнителем ЖКУ названо ООО "Жилищный сервис", получателем платежа указано ЗАО "ЕИРЦ", с указанием банковских реквизитов и расчётного счёта последнего, не являющегося специальным банковским счётом, что подтверждено письмом акционерного банка "Россия" от 13.08.2014 N 6175.
Таким образом, без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны договора приема платежей пришли к соглашению о том, что собираемые ЗАО "ЕИРЦ" денежные средства за оказанные ООО "Жилищный сервис" жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётный счет ЗАО "ЕИРЦ".
При этом в силу положений пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пункта 64 Правил N 354, пункта 27 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, включение такого лица в систему расчетов возможно исключительно по воле собственников, решение которых имеет приоритетное значение.
Целью нормативного регулирования в сфере жилищных правоотношений является обеспечение прозрачности расчетов за оказанные коммунальные услуги, что призвано обеспечить защиту интересов потребителя.
Включение в систему расчетов иных лиц, в отношении которых какие-либо решения собственников не принимались, является действиями, направленными на ограничение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2014 по делу N А62-181/2014).
По сути стороны рассматриваемого соглашения изменили условия исполнения договора управления многоквартирными домами без учета мнения самих потребителей о порядке внесения платы за коммунальные услуги.
В результате достигнутого соглашения ООО "Жилищный сервис" отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке управления многоквартирными домами, допустило к осуществлению названных функций постороннее (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицо, то есть рассматриваемое по настоящему делу соглашение изменило общие условия обращения товара - жилищно-коммунальных услуг на товарном рынке.
При этом для квалификации нарушения по пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции достаточно установить, что в случае реализации соглашения возможно навязывание контрагентам невыгодных условий исполнения договора управления, что нарушает принцип обеспечения прозрачности расчетов за оказанные коммунальные услуги, направленный на защиту интересов потребителя.
Таким образом, Управлением заключенное между ЗАО "ЕИРЦ" и ООО "Жилищный сервис" соглашение правильно признано нарушающим антимонопольное законодательство, а общество - лицом, заключившим такое соглашение.
На основании изложенного, оспариваемые решение и предписание соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в согласовании условий договора между ООО "Жилищный сервис" и собственниками помещений не принимал участие, вместе с тем данное обстоятельство не имеет правого значения, поскольку признаны нарушающим антимонопольное законодательство действия по заключению с ЗАО "ЕИРЦ" соглашения.
Ссылка заявителя на то, что выставляемые ООО "Жилищный сервис" счета на плату содержали платежные реквизиты данной управляющей компании, подлежит отклонению как противоречащая материалам дела. Так в материалы дела представлены платежные документы, в которых в качестве получателя указано ЗАО "ЕИРЦ" (т. 1, л. д. 74, 104-107).
В апелляционной жалобе общество обращает внимание на то, что позиция Управления основана на неисполнении ООО "Жилищный сервис" и ЗАО "ЕИРЦ" пункта 69 Правил N 354, вместе с тем согласно статьям 12 и 20 ЖК РФ, пунктам 10 и 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, осуществление контроля за внесением платы за коммунальные услуги возложено на органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции) и не относится к компетенции антимонопольного органа.
Вместе с тем в силу статей 2, 11, 12, 23 Закона о защите конкуренции действия по заключению ЗАО "ЕИРЦ" и ООО "Жилищный сервис" недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа.
Общество отмечает, что судом первой инстанции в решении не указано, каким именно контрагентам и в чем именно выразилось навязывание невыгодных для них условий договора, а так же в чем именно выразились ограничение, либо угроза ограничения конкуренции.
Данный довод нельзя признать состоятельным, поскольку суд первой инстанции указал, что включение в систему расчетов иных лиц, в отношении которых какие-либо решения собственников не принимались, является действиями, направленными на ограничение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. По сути стороны соглашения изменили условия исполнения договора управления многоквартирными домами без учета мнения самих потребителей о порядке внесения платы за коммунальные услуги.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.06.2015 по делу N А62-1842/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1842/2015
Истец: ЗАО "Единый информационный расчетный центр"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Третье лицо: ООО "Жилищный сервис"