г. Хабаровск |
|
20 ноября 2015 г. |
А73-8215/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству": представитель не явился;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольск-на-Амуре: Савина А.Л., представитель по доверенности от 18.01.2015 N 04-24/000723;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
на решение от 17.09.2015
по делу N А73-8215/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольск-на-Амуре
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - общество, ООО "СЗ по ЖКХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.05.2015 г. N 04/16-36/206 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 17.09.2015 суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 ПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В судебном заседании представитель налогового органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом дополнения к ней, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на основании поручения N 111 от 09.04.2015 г. проведена проверка ООО "СЗ по ЖКХ", расположенного по адресу: 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 42/5, на предмет соблюдения Закона РФ от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон РФ N 103 от 03.06.2009 г.), Закона РФ от 22.05.2013 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Закона РФ от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
В ходе проверки с участием директора Общества Пятак И.Н. установлено, что ООО "СЗ по ЖКХ" в нарушение п. 18 ст. 4 Закона РФ от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон РФ N 103-ФЗ) при осуществлении расчетов с платежным агентом ФГУП "Почта России" не использовало специальный банковский счет.
По результатам проверки составлен акт проверки N 16-15/1бсп от 30.04.2015 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения.
С актом проверки N 16-15/1бсп от 30.04.2015 г. ознакомлен директор Общества Пятак И.Н. - 08.05.2015 г.
Акт проверки N 16-15/1бсп от 30.04.2015 г. получен ООО "СЗ по ЖКХ" по почте 05.05.2015, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
12.05.2015 г. заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Сидоренко И.А. в отношении ООО "СЗ по ЖКХ", в присутствии его законного представителя - директора Общества Пятак И.Н., составлен протокол N 16-36/206 об административном правонарушении по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Протокол вручен директору Общества Пятак И.Н. - 12.05.2015 г., что подтверждается его подписью в протоколе.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.05.2015 г. на 15 ч. 00 мин. ООО "СЗ по ЖКХ" было извещено определением от 19.05.2015 г., которое вручено Обществу под вх. N 718/15 от 20.05.2015 г.
26.05.2015 г. и.о. начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Лут Е.И., в присутствии представителя Общества Гончарук Ю.Г., действующей на основании доверенности N 2889 от 06.05.2015 г., вынесено постановление от 26.05.2015 г. N 04/16-36/206, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением от 26.05.2015 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Закона РФ от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон РФ N 103-ФЗ) - регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Согласно ст. 2 Закона 103-ФЗ - поставщиком услуг является юридическое лицо, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона N 103-ФЗ - под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров, (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ - структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 ст. 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ - поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специального банковского счета или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, нарушает требование Закона N 103-ФЗ.
Материалами дела установлено, что ООО "СЗ по ЖКХ" осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ, для осуществления расчетов с населением по оплате за содержание и текущий ремонт жилья ООО "СЗ по ЖКХ" заключило договор на оказание услуг по расчетно-кассовому обслуживанию и первичному приему от граждан документов для передачи в орган регистрационного учета с Муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетный кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" (далее - МУП "ЕРКЦ").
Зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента - МУП "ЕРКЦ" осуществляется на специальный банковский счет поставщика услуг - ООО "СЗ по ЖКХ".
05.06.2014 г. ООО "СЗ по ЖКХ" открыты специальные банковские счета N 40821810670000044421 и N 40821810970000044422 в Дальневосточном банке ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ".
ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края направлен запрос 06.04.2015 г. N 7609 в кредитную организацию о предоставлении выписок по операциям на банковском счете N 40702810770050002636.
Согласно ответу на запрос налоговой инспекции 07.04.2015 г. N 40144 на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом, в проверяемом периоде были зачислены денежные средства, списанные со специального банковского счета платежного агента (оператора по приему платежей физических лиц) - ФГУП "Почта России", принятые от населения за капитальный ремонт жилья по квитанциям (расчетно-платежным документам), выставленным МУП "ЕРКЦ" в сумме 51 354 руб. 38 коп.
В расчетно-платежном документе получателем платежа значится ООО "СЗ по ЖКХ", указан номер расчетного счета - 40702810770050002636, ИНН, адрес организации, вид услуги, за который приняты деньги - содержание жилья и текущий ремонт, сумма, подлежащая уплате за оказанную услугу.
В момент оплаты на руки плательщику ФГУП "Почта России" выдан кассовый чек, в котором помимо указанной суммы платежа в расчетно-платежном документе значится комиссия, принятая за услуги платежного агента (оператора по приему платежей физических лиц ФГУП "Почта России").
Инспекцией направлен запрос 15.04.2015 г. N 16-30/005573 в УФПС Хабаровского края - Филиала ФГУП "Почта России" о предоставлении информации о наличии договора по предоставлению услуг платежного агента (оператора по приему платежей) с ООО "СЗ по ЖКХ" в соответствии с требованиями Закона РФ от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В соответствии с полученным 28.04.2015 г. (вх. N 010506) ответом на запрос установлено следующее.
Согласно п. 2.1 договора от 25.11.2009 г. N 3206-2009/ГФ03-208/2009 о присоединении организации к системе сбора и обработки платежей "ГОРОД", заключенного между ЗАО "Биллинговый центр" (далее - Центр) и УФПС Хабаровского края - Филиала ФГУП "Почта России" (далее - Организация) предметом договора является присоединение Организации в порядке ст. 428 Гражданского кодекса РФ к участию в работе Системы сбора и обработки платежей "ГОРОД",
Согласно п. 2.2 договора ФГУП "Почта России" обязуется организовать сбор и перечисление платежей физических лиц поставщикам услуг.
Согласно дополнительному соглашению от 18.04.2013 г. N 38328 к вышеуказанному договору установлены условия оказания ФГУП "Почта России" платежных услуг с использованием собственных пунктов сбора платежей в пользу поставщиков услуг. В таблице N 1 поименованы юридические лица - поставщики услуг, в пользу которых ФГУП "Почта России" осуществляется оказание услуг по приему платежей, в том числе поименовано ООО "СЗ по ЖКХ".
На основании договора присоединения N 3206-2009/ГФОЗ-208/2009 ФГУП "Почта России" принимает платежи физических лиц и в соответствии с имеющейся в материалах административного производства выпиской операций по лицевому счету N 40702810770050002636 за период с 15.03.2015 г. по 06.04.2015 г., перечисляет указанные платежи в пользу ООО "СЗ по ЖКХ".
Таким образом, ФГУП "Почта России" является платежным агентом, оказывающим услуги по переводу денежных средств, поступающих Обществу от населения за оказанные услуги.
Согласно представленным в ходе рассмотрения дела объяснениям ООО "СЗ по ЖКХ", ООО "СЗ по ЖКХ" знает, что от ФГУП "Почта России" поступают денежные средства, полученные от физических лиц с основанием платежа за капитальный ремонт.
Указанные денежные средства используются ООО "СЗ по ЖКХ" в своей деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество, будучи поставщиком услуг, должно было знать о необходимости зачисления данных денежных средств на специальный счет и принять меры для соблюдения требований Закона РФ N 103-ФЗ.
Таким образом, как правомерно признал суд первой инстанции, проверяющими обоснованно сделан вывод о наличии договорных отношений между ООО "СЗ по ЖКХ" и ФГУП "Почта России", поскольку указанное вытекает из фактических отношений между ними, а именно ФГУП "Почта России" является платежным агентом, а ООО "СЗ по ЖКХ" - поставщиком. Соответственно Общество должно было получать денежные средства от ФГУП "Почта России" на свой специальный банковский счет.
Из вышеизложенного следует, что ООО "СЗ по ЖКХ" нарушило в проверяемом периоде обязанность поставщика услуг по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов с платежными агентами (операторами по приему платежей физических).
Денежные средства в сумме 51 354 руб. 38 коп. на специальный банковский счет ООО "СЗ по ЖКХ" не зачислялись.
Таким образом, ООО "СЗ по ЖКХ" нарушен пункт 18 статьи 4 Закона РФ от 03.06.2009 г. N 103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В силу ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факт нарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12.05.2015 г. N 16-36/206, актом проверки от 30.04.2015 г. N 16-15/1; объяснениями ООО "СЗ по ЖКХ"; выписками банка о движении денежных средств по счетам; расчетно-платежными документами.
Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ образует формальный состав правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных действующим законодательством.
Безразличное отношение Общества к исполнению своих обязанностей, представляет собой угрозу охраняемым законом общественным отношениям.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в действиях (бездействиях) ООО "СЗ по ЖКХ" имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Кроме того, апелляционная коллегия не усматривает оснований для применения в отношении общества положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о нарушении процедуры проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении ввиду следующего.
Проверка ООО "СЗ по ЖКХ" проведена на предмет использования юридическим лицом - поставщиком услуг специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов с платежными агентами, осуществляющим прием платежей от физических лиц и относится к проверке по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В силу п.п. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, установленной ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ.
Нарушений процедуры, сроков привлечения ООО "СЗ по ЖКХ" к административной ответственности не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую и обоснованную оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.09.2015 по делу N А73-8215/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8215/2015
Истец: ООО "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Комсомольск-на-Амуре