г. Самара |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А72-16906/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
с участием:
от истца - представитель Каракозова Л.Ю., доверенность от 12.01.2015 N 54/юр;
от ответчика - представитель Хуснутдинов Р.Р., доверенность N Д/15-482 от 18.09.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2015 года апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания ВОЛГИ" в лице филиала в г. Ульяновске и открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 1 сентября 2015 года по делу N А72-16906/2014 (судья Овсяникова Ю.А.),
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), г. Ульяновск, к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания ВОЛГИ" в лице филиала в г. Ульяновске, (ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280), г. Саратов, о взыскании 100 000 руб., внесении изменений в договор, обязании направить документацию,
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "Сызранская городская электросеть", открытое акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", Ассоциация "Некоммерческое партнерство совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания ВОЛГИ" в лице филиала в г. Ульяновске (далее - Компания, ответчик) о взыскании 100 000 руб. убытков (расходов по уплате штрафа), об обязании ответчика направить в адрес истца документацию на ААИС и о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 27/041200/0661 УС/08-173/Ул от 01.01.2008 путем дополнения его Приложением N 13 "Соглашение о порядке установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ОАО "МРСК Волги" техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности" в редакции Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 64 от 04.04.2014 в редакции Общества (с учетом принятого судом уточнения предмета иска (т. 5, л.д. 7-8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), акционерное общество "Сызранская городская электросеть" (далее - АО "Сызранская городская электросеть"), открытое акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "АТС") и Ассоциация "Некоммерческое партнерство совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - Ассоциация").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 1 сентября 2015 года по делу N А72-16906/2014 исковые требования удовлетворены частично.
Суд решил изложить "Соглашение о порядке установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ОАО "МРСК Волги" техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности" в редакции истца:
1. Настоящее Соглашение определяет порядок установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета (далее - АИИС КУЭ) ПАО "МРСК Волги", используемой ОАО "Ульяновскэнерго" при расчетах на оптовом рынке электроэнергии и мощности (далее - ОРЭМ), техническим требованиям, установленным Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающихся организации коммерческого учета электрической энергии.
2. Результатом выполнения настоящего Соглашения является получение Акта о соответствии системы коммерческого учета техническим требованиям оптового рынка электрической энергии и мощности класса "А" (далее - Акт соответствия АИИС КУЭ).
3. Обязательства сторон.
3.1. ПАО "МРСК Волги" обязано:
3.1.1. Предоставить в адрес ОАО "Ульяновскэнерго" следующую документацию на АИИС КУ) по точкам поставки, указанным в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, для проведения ОАО "Ульяновскэнерго" работ по установлению соответствия указанных АИИС КУЭ требованиям Правил оптового рынка:
Техническое задание на создание (модернизацию) АИИС КУЭ.
Технорабочий проект на создание (модернизацию) АИИС КУЭ.
Комплект эксплуатационной документации на АИИС КУЭ согласно ГОСТ 34.201-8') (документы ЭД, В6, В7, В8, И2, ИЗ, И4, ИЭ, ФО (ПС)).
Свидетельства о поверке всех средств измерений, применяемых в составе АИИС КУЭ, свидетельство о поверке АИИС КУЭ в целом.
Свидетельство (сертификат) об утверждении типа средства измерений АИИС КУЭ (свидетельства об утверждении типа средств измерений информационно-измерительных каналов (ИИК), входящих в состав АИИС КУЭ) с приложением Описания типа средства измерений.
Аттестованная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или уполномоченными им организациями Методика измерений (МВИ) с использованием АИИС КУЭ с приложением копии свидетельства об аттестации МВИ.
Акты пломбирования оборудования информационно-вычислительных комплексов электроустановок (ИВКЭ) и информационно- вычислительных комплексов (ИВК).
3.1.2. Документацию на АИИС КУЭ указанную в п. 3.1.1 ПАО "МРСК Волги" обязуется предоставить в срок не позднее, чем по истечении 2 месяцев с момента вступления в действие настоящего соглашения.
3.1.3. Исключить.
3.1.4. В целях проведения испытаний АИИС КУЭ с участием представителей ОАО "АТС", обеспечить допуск членов комиссии на объекты, на которых установлены компоненты АИИС КУЭ.
3.1.5. Обеспечить участие представителей ПАО "МРСК Волги" в испытаниях АИИС КУ, организованных ОАО "Ульяновскэнерго" в соответствии с п. 3.2.5 настоящего Соглашения.
3.2. ОАО "Ульяновскэнерго" обязано:
3.2.1. Обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
3.2.2 Направить в адрес ОАО "АТС" документы, необходимые для установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
3.2.3 Направить в адрес ПАО "МРСК Волги" кодировку точек измерений АИИС КУЭ, выданных ОАО "АТС" по точкам поставки Приложения N 1 к настоящему Соглашению.
3.2.4 Провести испытания АИИС КУЭ в части автоматизированного предоставления результатов измерений в адрес ОАО "АТС" и ОАО "СО ЕЭС".
3.2.5 Организовать испытания АИИС КУЭ в соответствии с требованиями Правил оптового рынка.
4. Ответственность сторон.
4.1. ПАО "МРСК Волги" несет перед ОАО "Ульяновскэнерго" ответственность за невыполнение указанных в данном Соглашении обязанностей и возмещает ОАО "Ульяновскэнерго" расходы, понесенные на оптовом рынке, в связи с невыполнением ПАО "МРСК Волги" указанных выше обязанностей.
4.2. Расходы ОАО "Ульяновскэнерго" на оптовом рынке, возникшие вследствие невыполнения им вышеуказанных обязательств, несет ОАО "Ульяновскэнерго".
5. Другие существенные условия.
5.1. Действия Сторон, подлежащие исполнению в соответствии с настоящим Соглашением, совершаются ими за свой счет, если иное не установлено соглашением Сторон.
5.2. В случае изменений требований к системам коммерческого учета субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), порядка установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности, либо изменением перечня присоединений, на границах раздела балансовой принадлежности которых, расположены точки поставки, в которых ОАО "Ульяновскэнерго" приобретает электрическую энергию на оптовом рынке для нужд потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Волги" в данное Соглашение вносятся изменения и дополнения.
5.3. Изменения настоящего Соглашения и дополнения к нему производятся путем заключения дополнительных соглашений, подписанных обеими сторонами.
5.4 Приложение N 1 к настоящему Соглашению является его неотъемлемой частью, а именно:
Перечень точек поставки, в которых ОАО "Ульяновскэнерго" приобретает электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии (мощности) для нужд потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Волги".
Приложение N 1 к Соглашению принять в редакции истца, исключив из приложения позицию N 6 "Подстанция ПС Никулино" с точкой поставки "ПС 110/35/6/10 кВ "Никулино", ВЛ-110 кВ "Кузнецк-Ключики-2" в сторону С-1-Т" и позицию N 7 "ПС Никулино" с точкой поставки "ПС 110/35/6/10 кВ "Никулино", ВЛ-110 кВ "Кузнецк-Ключики-2" в сторону С-2-Т"
Установить начало действия указанного Соглашения с приложением N 1 с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А72-16906/2014.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина с ответчика в размере 4 000 руб., с истца в размере 8 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны подали апелляционные жалобы.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца 100 000 руб. в возмещение расходов по уплате штрафа.
Компания в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта стороны ссылаются на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; на неправильное применение норм материального права.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 в составе председательствующего Балашевой В.Т., судей Кузнецова С.А. и Туркина К.К. рассмотрение дела отложено на 12.11.2015 на 15 час. 30 мин.
Определением председателя первого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 в связи с болезнью судьи Туркина К.К. в составе суда произведена его замена на судью Демину Е.Г.
После замены судьи рассмотрение дела начато с начала.
Представители третьих лиц в назначенное время судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Обществом (заказчик) и Компанией (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 27/041200/0661 УС/08-173/Ул от 01.01.2008 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии потребителям заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик - оплачивать услуги в порядке, установленном настоящим договором (т.1, л.д. 63-74).
В обоснование исковых требований Общество указало, что является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ульяновской области, что подтверждается выпиской из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, и как субъект оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ, оптовый рынок) участвует в торговле электрической энергией (мощностью) на ОРЭМ по зарегистрированным группам точек поставки с использованием 15 сечений коммерческого учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 (далее - Закон об электроэнергетике) правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Законом об электроэнергетике, а также Правилами оптового рынка и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Подпунктом 2 пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1172 от 27.12.2010 (далее - Правила оптового рынка) установлено, что каждая точка (группа точек) поставки, с использованием которой участник планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, должна быть оснащена средствами измерений, обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими требованиям, определенным Правилами оптового рынка и Договором о присоединении.
Стандартная форма Договора утверждена решением Наблюдательного совета НП "АТС" от 14.07.2006.
Обществом подписан Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка за N 172-ДП/08 от 31.03.2008 (далее - Договор о присоединении).
Согласно пункту 1.2 Приложения N 11.1 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение N 1.1 к Договору о присоединении) (далее - Положение о реестре) выполнение измерений в отношении всех точек поставки в составе зарегистрированных за участниками оптового рынка и ОАО "ФСК ЕЭС" групп точек поставки осуществляется автоматизированными информационно-измерительными системами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (далее АИИС).
В пункте 1.3 Приложения N 11.1 к Положению о реестре установлено, что АИИС считается соответствующей требованиям оптового рынка, если в процессе ее создания и эксплуатации обеспечено выполнение технических требований, указанных в пункте 2.5 Приложения N 11.1 к Положению о реестре, по надежности, защищенности, функциональной полноте (т.2 л.д. 140-144).
Документом, подтверждающим соответствие АИИС требованиям оптового рынка, является Акт соответствия АИИС класса A+/A/B/C/N, где А+ - высший класс, С - низший класс. Указанный Акт может оформляться как на группу (-ы) точек поставки, так и на сечение (-я) коммерческого учета согласованной группы точек поставок (Приложение N 11.3 "Порядок установления соответствия АИИС коммерческого учета техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) и присвоения класса АИИС" к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка) (далее - Приложение N 11.3 к Положению о реестре) (т.3 л.д.1-11).
В настоящий момент, как указал истец, согласно указанному Положению, все вновь выходящие на рынок организации обязаны иметь АИИС класса А или А+. Действующие субъекты оптового рынка должны привести свои АИИС в соответствии с требованиями, установленными Положением о реестре. В случае невыполнения участником оптового рынка указанного требования к нему применяются санкции в соответствии с Положением о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности (Приложение N 21 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Положение о применении санкций) (т.3 л.д.20-33).
Функции установления соответствия АИИС требованиям оптового рынка и присвоения класса АИИС осуществляет коммерческий оператор оптового рынка. Решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 30.11.2007 исполнение функций коммерческого оператора оптового рынка с 01.04.2008 возложено на ОАО "АТС".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33.3. статьи 33 Положения о применении санкций нарушение участником оптового рынка установленных требований, предъявляемых к АИИС по состоянию на 01.08.2013, влечет взыскание штрафа в отношении участника. Под нарушением указанных требований понимается отсутствие Акта соответствия АИИС класса В (А, А+) хотя бы в одном сечении коммерческого учета, в размере, исчисляемом по приведенной формуле.
Решением Дисциплинарной комиссии НП "Совет рынка" по делу N 139/2014 от 26.06.2014 был установлен факт нарушения Обществом пункта 23 Правил оптового рынка, пункта 2.7.12.1 Положения о реестре, выразившегося в отсутствии у Общества по состоянию на 01.08.2013 Актов соответствия АИИС класса В (или выше) на АИИС, по 2-м из 15-ти сечениям коммерческого учета: ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "Мордовская энергосбытовая компания", и ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "Самараэнерго", в связи с чем, на истца был наложен штраф в размере 100 000 руб. и вынесено предупреждение об устранении нарушения в течение 6 месяцев с даты установления Комиссией факта нарушения (т.1 л.д.51-56).
Указанное решение было оставлено в силе Конфликтной комиссией при Наблюдательном совете НП "Совет рынка" (выписка из протокола N 138/2014 от 24.09.2014 (т.1 л.д.57).
Истцом штраф уплачен, что подтверждается платежным поручением N 1122974 от 21.11.2014.
Материалы в отношении сечения Общества - Компании (по ГТП ОАО "Пензаэнергосбыт"), по которому так же отсутствует Акт соответствия, выделены в отдельное производство.
Сетевой организацией, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, в которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию Общество, и с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, является ответчик - Компания (Филиал "Ульяновские распределительные сети).
Как указал истец, начиная с 2011 года Общество неоднократно обращалось в Компанию и смежные сетевые организации (ОАО "РЖД", ООО "Сызранская городская электросеть") с предложениями начать работы по обеспечению оснащения точек поставки 4-х сечений ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "Мордовская энергосбытовая компания", ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "Самараэнерго", ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "МРСК Волги" (ОАО "Пензаэнергосбыт"), ОАО "Ульяновскэнерго" - ОАО "Татэнергосбыт" АИИС, удовлетворяющей техническим требованиям ОРЭМ и предоставлению в адрес гарантирующего поставщика подтверждающих документов.
Применение санкций к Обществу, по мнению истца, вызвано бездействием Компании, выразившемся в не приведении в соответствие с требованиями, установленными Правилами оптового рынка, принадлежащей ответчику системы коммерческого учета электроэнергии, используемой для определения объемов электроэнергии, приобретаемой истцом на оптовом рынке, в связи с чем, на основании пункта 157 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, действовавших до 12.06.2012, пункта 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, вступивших в силу 12.06.2012 (далее - Основные положения N 442), условий договора и статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с ответчика сумму уплаченного штрафа в качестве убытков.
Согласно пункту 3.3.5 договора исполнитель обязан привести в соответствие с требованиями, установленными "Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности)", принадлежащие исполнителю системы коммерческого учета электроэнергии, находящиеся в границах балансовой принадлежности исполнителя и используемые для определения объемов электроэнергии, приобретаемой заказчиком на оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Пунктом 8.8. договора установлено, что при несвоевременном приведении систем коммерческого учета электроэнергии, приобретаемой заказчиком с оптового рынка электроэнергии (мощности), и находящиеся в границах балансовой принадлежности исполнителя, в соответствие с требованиями оптового рынка электроэнергии (мощности), заказчик имеет право взыскать с исполнителя причиненные этим прямые убытки.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания убытков, суд обоснованно исходил из следующего.
Заключенный сторонами договор регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Поскольку отношения сторон возникли из договора, нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 1399/13).
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 393 Кодекса предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка регулирует отношения только между участниками оптового рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил оптового рынка "участники оптового рынка" - это поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласно пункту 23 Правил оптового рынка территориальная сетевая организация может являться участником оптового рынка только в одном случае - когда осуществляет функции гарантирующего поставщика.
Как следует из материалов дела, на территории Ульяновской области функции гарантирующего поставщика осуществляет Общество, а Компания, являясь территориальной сетевой организацией, участником оптового рынка электрической энергии не является.
Следовательно, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка не может устанавливать каких-либо обязательных правил в отношении Компании, тем более накладывать на ответчика какие-либо обязанности в силу пункта 3 статьи 308 Кодекса).
Заключенный сторонами договор не содержит положений о порядке исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 151 Основных положений N 442, принятых после заключения указанного договора.
Между сторонами имеются разногласия относительно распределения обязанностей в части разработки документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
Обязательства по обеспечению оснащения точек поставки системой учета, необходимой для осуществления обязательств сетевой организации по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика на розничном рынке электрической энергии, со стороны Компании выполнены в полном объёме, что не отрицается и истцом по делу согласно представленной переписке сторон.
Ответственность по приведению АИИС в соответствии с требованиями Договора о присоединении и приложением 11.3 к Положению о реестре, за соблюдение Правил оптового рынка и Договора о присоединении в соответствии с Правилами оптового рынка возложена на гарантирующего поставщика.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в части взыскания убытков, установив отсутствие в действиях ответчика каких-либо нарушений договорных обязательств, которые могли привести к возникновению у истца убытков в виде уплаченного штрафа.
Суд первой инстанции также признал не обоснованным и не подлежащим удовлетворению требования Общества об обязании ответчика направить в адрес истца документацию на ААИС.
Из доводов апелляционных жалоб усматривается, что решение суда в указанной части сторонами не оспаривается, не заявлены такие возражения и третьими лицами.
Удовлетворяя исковые требования в остальной части, суд обоснованно исходил из следующего.
Общество как гарантирующий поставщик на территории Ульяновской области, осуществляющий деятельность по купле-продаже электрической энергии, не имеет и не может иметь в соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике на своем балансе имущества (сетей) с соответствующими средствами измерений, необходимого для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, которое находится на балансе сетевых организаций, в том числе Компании (филиал "Ульяновские распределительные сети").
Как указал истец, у Общества - участника оптового рынка, во-первых, существует обязанность по оснащению точек поставок средствами измерений, обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими требованиям, определенным Правилами оптового рынка и Договором о присоединении; во-вторых, сетевое оборудование, на котором такие средства измерений могут быть установлены, находится на балансе сетевых организаций.
Разграничение обязанностей между участником оптового рынка и сетевой организацией в данной ситуации урегулировано Основными положениями N 442.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Пунктом 151 Основных положений N 442 предусмотрено, что сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки. В этом случае гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно - измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Такая сетевая организация несет перед гарантирующим поставщиком ответственность за невыполнение указанной обязанности и должна возместить гарантирующему поставщику расходы, понесенные им на оптовом рынке в связи с невыполнением ею указанной обязанности. Расходы гарантирующего поставщика на оптовом рынке, возникшие вследствие невыполнения гарантирующим поставщиком обязательств по разработке документов, предусмотренных договором о присоединении к оптовому рынку, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно- измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, несет сам гарантирующий поставщик.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком может быть предусмотрено, что обязанность по оснащению точек (групп точек) поставки, с использованием которых гарантирующий поставщик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки, принимает на себя гарантирующий поставщик. В этом случае приборы учета и измерительные трансформаторы, а также компоненты, связанные со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, установленные гарантирующим поставщиком, по соглашению между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией передаются в собственность сетевой организации с возмещением гарантирующему поставщику понесенных им экономически обоснованных расходов на проектирование, приобретение и установку приборов учета и измерительных трансформаторов, а также компонентов, связанных со сбором и обработкой показаний приборов учета.
Во исполнение данного положения законодательства и установления обязанностей гарантирующего поставщика и сетевой организации по оснащению точек поставок электроэнергии АИИС, соответствующих Правилам оптового рынка и Основным положениям N 442, истец просил внести изменения в Договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 27/041200/0661 УС/08- 173/Ул от 01.01.2008, заключенный с ответчиком, путем дополнения его Приложением N 13 "Соглашение о порядке установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ОАО "МРСК Волги" техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности", в редакции Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 64 от 04.04.2014 к договору.
Направленное в адрес ответчика дополнительное соглашение N 64 от 08.04.2014 к договору о принятии "Соглашения о порядке установления соответствия автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета ОАО "МРСК Волги" техническим требованиям оптового рынка электроэнергии и мощности" (Приложение N 13 к Договору) в редакции истца подписано со стороны Компании с протоколом разногласий (т. 1 л.д.75-78)
Указанным протоколом Приложение N 13 к Договору изложено ответчиком в новой редакции.
Как следует из протокола разногласий, сетевая организация отказалась принимать на себя обязательство по обеспечению оснащения точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка, ограничившись только обязательствами по предоставлению в адрес гарантирующего поставщика информации о создании АИИС у смежных сетевых организаций и предоставлении подтверждающих документов, при их наличии (т. 1 л.д.79-83).
Ответчик не возражал против рассмотрения судом спора об урегулировании разногласий при заключении соглашения в порядке пункта 151 Основных положений N 442, однако, при этом считает требование об изменении условий заключенного сторонами Договора оказания услуг по передаче электрической энергии, путем дополнения его указанным Соглашением с приложениями, необоснованным.
Исходя из положений пункта 2 статьи 450 Кодекса, суд согласился с возражениями ответчика о том, что основания для изменения заключенного сторонами договора, в данном случае отсутствуют, поскольку обязанность заключения соглашения между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком предусмотрена подзаконным актом - Основными положениями N 442.
Возражения ответчика о том, что представленной истцом редакцией соглашения гарантирующий поставщик пытается навязать сетевой организации обязательства по предоставлению в свой адрес документов, обязанность по разработке которых возложена на самого истца, суд посчитал не основанными на нормах действующего законодательства.
Как следует из отзыва ОАО "АТС" (оператора оптового рынка), данное лицо считает, что в соответствии с пунктом 151 Основных положений N 442 сетевая организация обязана установить приборы учета и измерительные трансформаторы, а также компоненты, связанные со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки гарантирующего поставщика.
Сетевая организация вправе самостоятельно выбрать тип, вид, класс, а также производителя измерительного оборудования. Единственным ограничением при выборе указанного измерительного оборудования является то, что оно должно соответствовать требованиям Правил оптового рынка, то есть устанавливаемое оборудование должно соответствовать классу, установленному Договором о присоединении.
Технические требования (задания) и сроки по установке измерительного оборудования, указаны в Приложениях к Договору о присоединении, имеющемуся в общем доступе (типовая форма) и доступны организациям, не являющимися субъектами оптового рынка, в том числе сетевым организациям.
Кроме того, сетевая организация обязана подготовить проектную документацию по указанному оборудованию и предоставить документы, подтверждающие его работоспособность (готовность к эксплуатации), в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Указанный вывод подтверждается абзацем 3 пункта 151 Основных положений розничных рынков, согласно которому в случае, если измерительное оборудование по соглашению между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком установлено гарантирующим поставщиком, сетевая организация...возмещает гарантирующему поставщику понесенные им экономически обоснованные расходы на проектирование, приобретение и установку...".
Гарантирующий поставщик в силу указанного пункта, в свою очередь, обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных Договором о присоединении, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Иными словами, обязанность по предоставлению в ОАО "АТС" соответствующего комплекта документов для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, возложена на ОАО "Ульяновскэнерго".
Субъект оптового рынка предоставляет документы в ОАО "АТС" на готовую систему коммерческого учета, в том числе, со всеми надлежащим образом установленными приборами учета.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком может быть предусмотрено, что обязанность по оснащению точек (групп точек) поставки, с использованием которых гарантирующий поставщик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки, принимает на себя гарантирующий поставщик. В этом случае приборы учета и измерительные трансформаторы, а также компоненты, связанные со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, установленные гарантирующим поставщиком, по соглашению между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией передаются в собственность сетевой организации с возмещением гарантирующему поставщику понесенных им экономически обоснованных расходов на проектирование, приобретение и установку приборов учета и измерительных трансформаторов, а также компонентов, связанных со сбором и обработкой показаний приборов учета.
По утверждению ответчика, все приборы учета, измерительные трансформаторы и компоненты, связанные со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета, установленные в границах балансовой принадлежности Компании прошли поверку и соответствуют требованиям действующего законодательства, все подтверждающие документы были направлены в адрес истца, что подтверждается приложенной перепиской. При этом часть объектов электросетевого хозяйства, а именно ПС 35/6 кВ "Новокашпирская" и ПС 110/35/10 кВ "Рачейка" не является собственностью ответчика. Затраты на разработку необходимых истцу документов не заложены в тариф на услуги по передаче электрической энергии, следовательно, данная обязанность и не может быть возложена на сетевую организацию.
АО "Сызранская городская электросеть", на балансе которой находится ПС 35/6 кВ "Новокашпирская", в представленном отзыве указало, что является сетевой организацией, осуществляемой регулируемую деятельность на территории Самарской области, поэтому в соответствии с п.151 Основных положений N 442 не является сетевой организацией, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает энергию Общество как гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства Компании. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии у АО "Сызранская городская электросеть" заключен с гарантирующим поставщиком Самарской области ОАО "Самараэнерго", с которым третьим лицом и было заключено соглашение о порядке приведения АИИС техническим требованиям оптового рынка, которое исполнено сторонами в полном объеме.
ОАО "РЖД" сообщило суду, что ПС 110/35/10 кВ "Рачейка" находится в границах эксплуатационной ответственности Компании в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) N 370 от 20.09.2007, в связи с чем, ОАО "РЖД" обязанностей по установке каких-либо приборов учета по указанной точке поставки нести не может (т.4 л.д.128-129).
Ассоциация в представленном отзыве указала, что даже в случае установления факта отсутствия технической возможности у Компании установки приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, данная обязанность должна быть исполнена сетевой организацией в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
Положения, закрепленные в пункте 151 Основных положений N 422, устанавливают обязанность сетевой организации, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка, и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки.
Для возложения на ответчика указанной обязанности необходимо установление наличия ряда предпосылок (условий).
Во-первых, порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Во-вторых, гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.
Принимая во внимание, что ответчик согласно представленного суду протокола разногласий отказывается принимать на себя обязательства ни по первому, ни по второму варианту распределения обязанностей между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, указанных в пункте 151 Основных положений N 442, суд посчитал, что соглашение сторон подлежит согласованию именно на условиях, предложенных истцом, при которых сетевая организация обязана обеспечить оснащение всех точек поставок, в которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, АИИС с оформлением соответствующей технической документации на систему учета - АИИС, а гарантирующий поставщик обязан разработать документы для установления соответствия АИИС техническим требованиям оптового рынка, предусмотренным Договором о присоединении, а также предоставить все документы оператору для получения актов соответствия на АИИС, поскольку иное соглашением сторон не предусмотрено.
К данному выводу суд пришел, исходя из анализа совокупности норм, содержащихся в Основных положениях N 442, согласно которым обязанность по оснащению электросетевого хозяйства приборами учета и средствами измерений возложены именно на сетевую организацию, в том числе и по точкам присоединения к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, с которыми ответчик может заключить соглашения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Довод ответчика, что все системы измерения, установленные в границах балансовой принадлежности Компании прошли поверку и соответствуют требованиям действующего законодательства, не исключают того обстоятельства, что необходимая в соответствии с Правилами оптового рынка и Основными положениями N 442 документация на данную систему измерений ответчика для использования ее на оптовом рынке отсутствует, что подтверждает и факт привлечения гарантирующего поставщика к ответственности в виде штрафа.
Обязанность по приведению систем учета в соответствие с требованиями Правила оптового рынка возложена на сетевую организацию и пунктом 3.3.5 договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного сторонами.
Данная обязанность, как обоснованно указал суд, и будет реализована сетевой организацией, в соответствии с условиями Соглашения, которое подлежит согласованию в виде отдельного документа, а не приложения к договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, за исключением пункта 3.1.3 соглашения в редакции истца, как не относящегося к предмету данного соглашения о порядке установления соответствия АИИС техническим требованиям оптового рынка.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Довод ответчика о том, что часть объектов электросетевого хозяйства, а именно ПС 35/6 кВ "Новокашпирская" и ПС 110/35/10 кВ "Рачейка" не является собственностью компании, не может быть принят во внимание.
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии установлено статьей 26 Закона об электроэнергетике, в соответствии с пунктом 3 которой правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обязательным условием для заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор. При этом технологическое присоединение таких потребителей по смыслу этого правила может быть как непосредственным, так и опосредованным. Возможность использования различных видов технологического присоединения вытекает и из пункта 6 Правил N 861, согласно которому потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителей жалоб отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 1 сентября 2015 года по делу N А72-16906/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16906/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2016 г. N Ф06-4860/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Ульяновскэнерго", ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области Ульяновскэнерго
Ответчик: ОАО МРСК Волги, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги"
Третье лицо: АО "Сызранская городская электросеть", Ассоциация "некоммерческое партнерство совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью, Ассоциация "Некоммерческое партнерство совет рынка по организации эффективной состемы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью", ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", ОАО "РЖД", ОАО Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии, ООО Сызранская городская электросеть
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2016 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-16906/14
14.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4860/15
19.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14179/15
01.09.2015 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-16906/14