г. Челябинск |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А07-18945/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тимохина О.Б. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские Тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 октября 2015 г. по делу N А07-18945/2015 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Гузаирова З.М. (доверенность от 12.01.2015 N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские Тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "СТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным предписания от 31.07.2015 N ЮО-15-099-140 в части обязания с 01.08.2015 производить начисление платы за горячее водоснабжение в адрес собственников (нанимателей) помещений жилого дома N 140 по ул. Худайбердина, 140 в г. Стерлитамак в отношении ООО "СТС".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2015 (резолютивная часть объявлена 01.10.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "СТС" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает общество, абзацем третьим пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) регламентировано, что внесение потребителями соответствующей платы в адрес ресурсоснабжающей организации является способом оплаты коммунального ресурса по договору между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией. По мнению апеллянта, потребители не несут обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией. В связи с этим у последней нет права требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг в части ресурса, использованного для предоставления услуг как на общедомовые нужды, так и в помещениях многоквартирного дома.
ООО "СТС", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителя Комитета, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "СТС".
Представитель Комитета в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Комитета, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.07.2015 Комитетом на основании акта проверки N ЮО-15-6005-099 в отношении ООО "СТС" было вынесено предписание N ЮО-15-099-140, согласно которого, ООО "СТС" в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 140 по ул. Худайбердина г. Стерлитамак ресурсоснабжающая организация не производит начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС) собственникам (нанимателям) помещений дома N 140 по ул. Худабейрдина в г. Стерлитамаке.
Как установлено в результате проверки, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 140 по ул. Худайбердина, в г. Стерлитамак от 21.01.2015 принято решение выбрать в качестве управляющей компании общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Сервис" (далее - "ЖКХ-Сервис") с 01.02.2015. В данном протоколе было отражено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома вносить плату за коммунальные услуги по ХВС и ГВС, отоплению непосредственно ресурсоснабжающим организациям в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Со своей стороны ООО "СТС" направило в адрес управляющей компании реквизиты для выставления собственникам и нанимателям платежных документов на оплату услуг и информацию о подключении расчетного счета ООО "СТС" к системе "Город" для осуществления прямых расчетов за коммунальный ресурс ГВС непосредственно в ООО "СТС" (письма от 20.02.2015 N 18459 и от 11.03.2015 N 18-584).
Ссылаясь на часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ, Комитетом сделан вывод о том, что именно ООО "СТС" должно принять рассматриваемый в настоящем деле дом на прямые расчеты за коммунальную услугу по ГВС с заключением договоров с каждым собственником указанного выше дома.
В связи с чем, ООО "СТС" предписано с 01.08.2015 производить начисление платы за ГВС в адрес собственников (нанимателей) помещений дома N 140 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке.
Не согласившись с предписанием Комитета в данной части, ООО "СТС" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из буквального содержания положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Из положений статьи 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор (пункт 1.1 Положения о Комитете, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 196 (далее - Положение N 196). В соответствии с Положением N 196 на объектах жилищного фонда, которые подконтрольны органам государственной жилищной инспекции, государственные жилищные инспектора Республики Башкортостан вправе проводить инспекционные обследования и выдавать предписания.
Таким образом, предписание вынесено Комитетом в пределах своих полномочий.
В ходе проверки установлено, что ресурсоснабжающая организация ООО "СТС" письмом от 25.08.2014 N 18-2167 направила в адрес директора управляющей компании ООО "ЖКХ-Сервис" договор горячего водоснабжения от 01.07.2014 N 02/0805 для рассмотрения и заключения. Данный договор был получен 11.09.2014.
Письмом от 17.02.2015 г. исх. N 18-143 ресурсоснабжающая организация ООО "СТС" просит управляющую компанию ООО "ЖКХ-Сервис" вернуть один экземпляр направленного договора горячего водоснабжения.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Худайбердина г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.01.015 было принято решение расторгнуть договор управления с управляющей компанией ООО "Башжилиндустрия" выбрать в качестве управления домом управляющую компанию ООО "ЖКХ-Сервис" с 01.02.2015. Также в данном протоколе было принято решение вносить плату за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, центральному отоплению непосредственно ресурсоснабжающим организациям в соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ.
В ресурсоснабжающей организации ООО "СТС" зарегистрировано 05.02.2015 за вх. N 213 письмо от председателя совета многоквартирного дома N 140 по ул. Худайбердина г. Стерлитамак Мальцева В.А. по вопросу перехода с 01.02.2015 собственниками (нанимателями) жилых помещений указанного дома на прямые расчеты и заключения договоров на поставку коммунальных услуг непосредственно с каждым собственником (нанимателем) на основании протокола от 21.01.2015.
ООО "СТС" 11.03.2015 направлено письмо исх. N 18-584 в адрес управляющей компании ООО "ЖКХ-Сервис" о том, что к расчетному счету получателя ООО "СТС" N 40702810501160002245 по системе "Город" подключен вид услуги "Горячая вода" с наименованием ООО "ЖКХ-Сервис" с кодом услуги 5247 для осуществления прямой оплаты за коммунальный ресурс "Горячая вода" непосредственно в ООО "СТС" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 140 по ул. Худайбердина г. Стерлитамак.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 и ЖК РФ установлена возможность прямой оплаты потребленных жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В нарушение требований данной статьи ресурсоснабжающая организация ООО "СТС" не производит начисление платы за коммунальные услуги по ГВС собственникам (нанимателям) многоквартирного дома N 140 по ул. Худайбердина г. Стерлитамак.
Между тем, обязанность ООО "СТС" принятия данного дома на прямые расчеты за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с заключением договоров с каждым собственником указанного дома корреспондируется с правом собственников жилья, установленным пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Отклоняя доводы ООО "СТС" апелляционный суд указывает на следующее.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. При этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил N 354).
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Такой порядок может быть установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (как в настоящем деле), внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Доводы товарищества, изложенные в апелляционной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 октября 2015 г. по делу N А07-18945/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские Тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В.Баканов |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18945/2015
Истец: ООО "Стерлитамакские Тепловые сети"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному надзору, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "ЖКХ-СЕРВИС"