Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 г. N 13АП-24187/15
г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А56-26803/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Левченко А.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): Шиховой К.Ю. по доверенности от 10.02.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24187/2015) АО "Западный скоростной диаметр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2015 по делу N А56-26803/2015 (судья Сенопальникова Л.И.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "АльфаСтрахование"
к АО "Западный скоростной диаметр"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование" (ОГРН 1027739431730, место нахождения: 115162, Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Западный скоростной диаметр" (ОГРН 1027809178968, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 44; далее - ответчик) о взыскании 366 422, 14 руб. ущерба в порядке суброгации.
Решением суда от 12.08.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 02.05.2014, причинены повреждения застрахованному в ОАО "АльфаСтрахование" (договор страхования N 03457/046/00618/4 от 28.03.2014) автомобилю Вольво, государственный регистрационный знак В 101 СЕ 47.
В соответствии с материалами дела об административном правонарушении ДТП произошло вследствие наезда автомобиля Ситроен, государственный регистрационный знак Е 950 УО 178, на обледенелый участок ЗСД, с последующим наездом на автомобиль Вольво, государственный регистрационный знак В 101 СЕ 47.
Истец во исполнение договора страхования перечислил ООО "Техпортавтосервис", выполнявшему ремонт транспортного средства, 936 987, 63 руб., составляющих стоимость восстановительного ремонта, что подтверждается платежным поручением от 19.08.2014 N 18255.
Согласно постановлению 78 N 006408 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 30.05.2014, организацией, ответственной за содержание и эксплуатацию участка дороги, где произошло ДТП, является ОАО "Западный скоростной диаметр".
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 7891/046/00172/14 от 03.09.2014 о возмещении ущерба, которая оставлена без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В силу статьи 931 ГК РФ и статей 4, 6, 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон) право требования возмещения ущерба возникло у истца из договора страхования гражданской ответственности.
Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Следовательно, наличие вины причинителя вреда является общим условием наступления гражданско-правовой ответственности и специальным условием для предъявления требований в порядке суброгации.
Факт наличия вины Ответчика в части ненадлежащего содержания и эксплуатации участка автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" не был установлен.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Ч. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Во исполнение вышеуказанных обязанностей по эксплуатации и содержанию Северного участка автомобильной дороги, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, исключения возможности дорожно-транспортных происшествий, состояния автомобильной дороги ЗСД требованиям и рекомендациям нормативных методических и справочных документов при ее эксплуатации АО "ЗСД" привлекает специализированную дорожную организацию, осуществляющую содержание дорог, искусственных сооружений и элементов обустройства дороги в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации дорого и искусственных сооружений, утвержденных АО "ЗСД" 25.11.2013 г. (далее по тексту - Инструкция).
В рамках соответствующего договора, действовавшего в период с 25.11.2013 г. по 30.04.2014 г., организацией, привлекавшийся для производства работ по содержанию автомобильной дороги ЗСД, являлось Открытое акционерное общество "Коломяжское" (далее - ОАО "Коломяжское"), которое оказывало комплекс услуг по содержанию участков автомобильной дороги ЗСД в соответствии с Инструкцией, разработанной с учетом требований нормативных актов, инструкций, ГОСТов и иных документов, утверждаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая нецелесообразность заключения долгосрочного договора на содержание Северного участка автомобильной дороги ЗСД (далее - Северный участок ЗСД), в связи с передачей 15.05.2014 г. данного участка ЗСД в эксплуатацию ООО "Магистраль северной столицы", в соответствии с Соглашением о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства, между ОАО "ЗСД" и ОАО "Коломяжское" была достигнута договоренность о предоставлении услуг по содержанию Северного участка ЗСД на основании заявок.
Гололедица на автомобильной дороге является атмосферным явлением, образование которого не зависит от воли и желания лиц, осуществляющих эксплуатацию дорог. В связи с этим в обязанности организации, осуществляющей содержание дороги, входит приведение дороги в состояние, обеспечивающее безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью, а не предупреждение гололедицы. Само по себе наличие на дороге гололедицы, как единственного обстоятельства, вне привязки к конкретной дорожной ситуации, не может являться причиной ДТП.
Содержание Северного участка ЗСД в период с момента ввода его в эксплуатацию и до момента начала его использования на платной основе осуществлялось в соответствии с Инструкцией и "Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее по тексту - Правила уборки).
Согласно п.2.2. Правил уборки содержание объекта благоустройства, к коему относится автомобильная дорога, включает в себя выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
Основная задача содержания автомобильной дороги ЗСД состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года. В состав мероприятий по содержанию элементов автомобильной дороги входят: работы по уходу, профилактике, а также организация и обеспечение безопасности движения. Состав мероприятий по уходу в свою очередь входит уборка (очистка от грязи, мусора, снега и льда проезжей части, которая осуществляется в течение всего календарного года (с учетом сезона) (п.4.1 Инструкции).
В соответствии с п. 5 и п.6 Правил уборки, п. 4.3 и п 4.4 Инструкции комплекс работ по содержанию автомобильной дороги подразделяется на 2 (два) вида уборки в зависимости от календарного периода его осуществления:
- на зимнюю уборку - с 16 октября по 15 апреля;
- на летнюю уборку (содержание и комплексная уборка участка автомобильной дороги в весенне-летне-осенний период) - с 16 апреля по 15 октября.
Таким образом, по состоянию на день, предшествующий спорному ДТП, а также непосредственно в день указанного ДТП, на основании п. 6.1. Правил уборки и п. 4.3. Инструкции осуществлялась летняя уборка.
Основной задачей летней уборки является удаление загрязнений, отходов (мусора), приводящих к возникновению скользкости объектов благоустройства, запыленности и загрязнению атмосферного воздуха (п. 6.2. Правил уборки), а также очистка проезжей части от загрязнений, которые образовались в результате: наноса, естественного износа асфальтобетонного покрытия, падения сыпучих материалов с проезжающего автотранспорта, реагентов, оставшихся после зимнего содержания автомобильной дороги (п. 4.3. Инструкции).
Зимняя же уборка автомобильных дорог предусматривает работы, связанные с очисткой от снега проезжей части, удалением снежно-ледяных отложений, предотвращением и ликвидацией скользкости (п. 4.4. Инструкции и п. 5.2. Правил уборки).
Основанием для осуществления указанных выше работ являются:
1) календарный период времени, установленный п. 6.1. Правил уборки и п. 4.3 Инструкции, с 16 октября по 15 апреля;
2) либо прогноз погоды на 1 - 3 сут., предоставляемый дорожным организациям региональными отделениями Росгидромета, содержащий предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях (при осуществлении летней уборки в период с 16 апреля по 15 октября).
П. 4.4.2 Инструкции установлено, что работы по борьбе с зимней скользкостью должны проводиться эксплуатирующей организацией в соответствии с Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р (далее - Руководство).
Согласно п. 2.4.1. Руководства, гололедица образуется путем замерзания влаги, имеющейся на дорожном покрытии, при резком понижении температуры воздуха. Источниками увлажнения покрытия могут быть дождь, тающий снег, снег с дождем, выпадающие при положительных, но близких к нулю температурах воздуха, а также влага, оставшаяся после обработки дорожного покрытия противогололедными материалами. Процессу образования скользкости в этом случае предшествуют следующие погодные условия:
- устойчивое повышение атмосферного давления на фоне выпадающих осадков;
- установление ясной, безоблачной погоды после прекращения выпадения осадков;
- пониженная относительная влажность воздуха;
- понижение температуры воздуха от положительных значений до отрицательных.
Образование скользкости наиболее вероятно при температуре воздуха от -2° до -6 °С, относительной влажности воздуха от 65 до 85%. Так как процесс образования скользкости идет на фоне устойчивого понижения температуры воздуха, то для планирования организации работ по ликвидации скользкости необходимо, чтобы прогноз содержал сведения об отрицательных температурах на период в несколько дней.
В соответствии с п. 3.3.3. Руководства, климатологическая информация (прогноз погоды) предоставляется дорожным организациям региональными отделениями Росгидромета и содержит следующие данные:
- предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях (сильный ветер, снегопады, сильная метель и т.д.);
- прогноз погоды на 1 - 3 сут. для территорий субъектов Российской Федерации (температура воздуха ночью и днем, атмосферные осадки, метели, туманы, направление и скорость ветра).
Однако, указанные выше условия, отсутствовали в период, непосредственно предшествующий дню, когда произошло спорное ДТП.
01 мая 2014 г., на основании прогноза погоды ФГБУ "Северо-Западное УГМС" на сутки 02.05.2014 г. неблагоприятных явлений не ожидалось, ночная температура воздуха прогнозировалась +2_+4 гр. Цельсия, изменений атмосферного давления в ночное время также не прогнозировалось.
Руководствуясь вышеуказанным прогнозом погоды, Инструкцией и Правилами уборки ОАО "Коломяжское", 02.05.2014 г. запланировало комплекс работ, связанных с летним содержанием автомобильной дороги ЗСД.
Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии с прогнозом погоды и нормативно-правовыми актами, оснований для проведения работ по антигололедной обработке проезжей части автомобильной дороги ЗСД в ночь с 01 по 02 мая 2014 г. не имелось, как и не имелось оснований для осуществления каких-либо действий, которые бы предотвратили указанное ДТП.
Следовательно, образование скользкости на Северном участке ЗСД 02.05.2014 г. относилось к категории форс-мажорных обстоятельств.
Кроме того, в данный период времени в границах города были зафиксированы многочисленные ДТП, что свидетельствует о том, что скользкость на дорожном покрытии носит непредвиденный (форс-мажорный) характер, которое предотвратить было невозможно.
Нормативный срок, в течение которого непредвиденная скользкость, образовавшаяся 02.05.2014 г. на Северном участке ЗСД, должна была быть устранена, установленный ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93), как со стороны ОАО "Коломяжское", так и со стороны АО "ЗСД" соблюден.
Из примечания к п.3.1.6. ГОСТ Р 50597-93, следует, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик (в зависимости от категории) составляет от 4 до 6 часов. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации.
ЗСД с учетом интенсивности движения относится к категории "А". Следовательно, нормативный срок устранения зимней скользкости принимается равным 4 часам с момента обнаружения такой скользкости.
Указанный нормативный срок также установлен и в п. 2.3.3. Инструкции.
02.05.2014 г. при поступлении информации о наличии скользкости на Северном участке ЗСД, в 7 ч. 30 мин. была подана заявка в диспетчерскую службу ОАО "Коломяжское" о необходимости обработки проезжей части Северного участка ЗСД антигололедными реагентами.
ОАО "Коломяжское" после поступления заявки от АО "ЗСД", в 08 часов 40 минут приступило к обработке проезжей части автомобильной дороги ЗСД антигололедными реагентами, завершив работы в 10 часов 50 минут 02.05.2014 г. Исполнение ОАО "Коломяжское" обязанности по обработке проезжей части автомобильной дороги ЗСД антигололедными реагентами подтверждается Отчетом о выполнении заявки от 02.05.2014 г. по устранению скользкости на ЗСД (копия прилагается).
Таким образом, основываясь на информации, имеющейся в распоряжении АО "ЗСД", ОАО "Коломяжское" произвело все необходимые мероприятия согласно нормативным требованиям, при этом действия как ОАО "Коломяжское", так и АО "ЗСД" отвечали обстановке, сложившейся на Северном участка ЗСД 02.05.2014 г.
Учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого происшествия следует, что Общество надлежащим образом исполнило обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также приняло все возможные меры по своевременному устранению помех для дальнейшего движения иных транспортных средств на Северном участке ЗСД.
Таким образом, вина АО "ЗСД" отсутствует. Следовательно, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2015 по делу N А56-26803/2015 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "АльфаСтрахование" (ОГРН 1027739431730) в пользу АО "Западный скоростной диаметр" (ОГРН 1027809178968) расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26803/2015
Истец: ОАО "АльфаСтрахование"
Ответчик: АО "Западный скоростной диаметр"