г. Самара |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А55-1812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "МиК" - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - Дюкарева Л.В., доверенность от 13.01.2015 г. N 3-01-02/97,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Низамова Р.Н., доверенность от 08.06.2015 г. N Д05-01/2043,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2015 года по делу N А55-1812/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МиК", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МиК" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 30 января 2014 года входящий номер 1812, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований (том 1 л.д. 54), отраженного в протоколе судебного заседания (том 1 л.д. 58 оборотная сторона), просило суд:
-"признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка (Уведомление от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13) за выкуп земельного участка площадью 66,30 м2, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246, кадастровый номер 63:01:0715003:13;
-обязать Министерство имущественных отношений Самарской области обеспечить проведение оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246, кадастровый номер 63:01:0715003:13, в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в 30ти дневный срок, с момента вступления решения Арбитражного суда Самарской области в законную силу;
-обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в недельный срок, начиная с даты получения отчета о рыночной стоимости земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка площадью 66,30 м2, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246, кадастровый номер 63:01:0715003:13, занимаемого временным магазином с отмосткой и направить уведомление о принятом решении ООО "МиК" (том 1 л.д. 5-8).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2015 года по делу N А55 -1812/2014 указанное заявление ООО "МиК" было оставлено без удовлетворения (том 1 л.д. 61-63).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по делу N А55-1812/2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2014 года было оставлений без изменений (том 1 л.д. 93, 94).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 года по делу N А55-1812/2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2014 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области (том 1 л.д. 106-110).
При новом рассмотрении настоящего дела, представитель ООО "МиК" поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении и в письменных Пояснениях (том 1 л.д. 133-136), с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований (том 2 л.д. 43, 44), отраженного в протоколе судебного заседания (том 2 л.д. 51 оборотная сторона) и просит суд:
-"признать незаконным Отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "МиК" в собственность за выкуп земельного участка площадью 66,30 м2, с кадастровым номером - 63:01:0715003:13, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246, оформленный Уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка";
-обязать Администрацию городского округа Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МиК", путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 66,30 м2, с кадастровым номером - 63:01:0715003:13, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246".
В рамках настоящего дела суд, с учетом принятого Самарской Губернской Думой 25 декабря 2014 года Закона Самарской области от 29 декабря 2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятого Самарской Губернской Думой 24 февраля 2015 года Закона Самарской области 26 февраля 2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, в порядке, предусмотренном статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве 2-го заинтересованного лица - Администрацию городского округа Самара, что нашло свое отражение в протоколе судебного заседания от 23 апреля 2015 года (том 2 л.д. 32 оборотная сторона) и в определении от 27 апреля 2015 года "Об отложении судебного разбирательства" (том 2 л.д. 34 оборотная сторона). Данное обстоятельство послужило основанием для оставления без удовлетворения Заявления Министерства имущественных отношений Самарской области "О замене стороны по делу N А55-1812/2014).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать ООО "МиК" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что из системного толкования положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков.
По мнению подателя жалобы, учитывая вышеизложенное, предоставление данного земельного участка по результатам аукциона возможно после его освобождения от временного объекта.
Также податель жалобы ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.04.2004, доказательств использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования заявителем не представлено.
Податель жалобы указывает, что Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара и считает, что предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с указанной схемой.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара также подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 по делу N А55-1812/2014 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ООО "МиК" отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, поскольку отказ министерства является законным и обоснованным.
По мнению подателя жалобы, изложенное свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела по существу, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта.
В судебном заседании представители Администрации городского округа Самара и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара доводы апелляционных жалоб поддержали.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Администрации городского округа Самара и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Администрации Промышленного района г. Самары от 28 ноября 2003 года N 1895 ООО "МиК" в аренду сроком на 3ри года без права выкупа в собственность был предоставлен земельный участок площадью 66,30 м2, занимаемый магазином с отмосткой по пр. Кирова, у дома N 246 г. Самары и закреплена прилегающая территория площадью 660 м2 для благоустройства и санитарного содержания согласно прилагаемой схеме (том 1 л.д. 15, 16).
Согласно Кадастровому паспорту от 30 апреля 2013 года N 63-01-102/13-203793 земельный участок площадью 66,30 м2, относящийся по категории к землям поселений, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера - 63:01:0715003:13 (том 1 л.д. 11, 12).
Из Заключения от 16 декабря 2012 года, выполненного ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", следует, что мини-магазин, расположенный на вышеуказанном земельном участке, представляет собой одноэтажное здание, стены которого выполнены из панелей типа "сэндвич", имеющего архитектурно-планировочное решение, как для павильона модульных быстровозводимых зданий из конструкций "сэндвич", не относится к объектам капитального строительства, а является временным строением (том 1 л.д. 13, 14).
09 октября 2013 года ООО "МиК" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с Заявлением "О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", в котором просило предоставить указанный выше земельный участок ". в собственность за выкуп., находящийся в государственной собственности, предполагаемое местонахождение земельного участка - г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, у д. N 246, предполагаемая площадь - 66,30 м2, предполагаемая цель использования земельного участка - под временным магазином с отмосткой" (том 1 л.д. 10).
По результатам рассмотрения указанного Заявления от 09 октября 2013 года Министерство имущественных отношений Самарской области подготовило и направило в адрес ООО "МиК" письменное Уведомление от 31 декабря 2013 года исходящий номер 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка", посредством которого отказало в удовлетворении данного Заявления (том 1 л.д. 18-21).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "МиК" в арбитражный суд 1-ой инстанции с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение в арбитражный суд 1-ой инстанции Арбитражный суд Поволжского округа указал следующее:
-"Суды 1-ой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что из системного толкования положений пунктов 2.1 - 2.6, 3.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, следует, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены только в аренду.
Поскольку обществом испрашивался спорный земельный участок в собственность, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение 5ти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Положениями пункта 3.1 указанного Порядка, в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 года N 198, действующего с 01 июля 2012 года, предусмотрено, что земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, предоставляются без проведения торгов в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01 июля 2006 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, положения пункта 3.1 Порядка предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка)".
Кроме того, в указанном постановлении Арбитражный суд Поволжского округа дал арбитражному суду 1-ой инстанции следующие указания:
-"При новом рассмотрении следует установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе проверить, не изъят ли спорный земельный участок из оборота, не зарезервирован ли для государственных или муниципальных нужд, наличие или отсутствие запрета на приватизацию спорного земельного участка, возможность его предоставления в собственность для целей, указанных в заявлении общества.
Кроме того, суду следует дать оценку, нарушаются ли оспариваемым отказом права ООО "МиК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не является ли подача заявления обществом о предоставлении земельного участка в собственность в общем порядке, в обход процедуры, предусмотренной пунктом 3.1 Порядка, учитывая, что обществом инициируется продажа спорного земельного участка с торгов, обремененного его правами, поскольку указанный земельный участок находится в пользовании заявителя на основании Распоряжения Администрации Промышленного района г. Самары от 28 ноября 2003 года N 1895, и на данном земельном участке расположен временный (некапитальный) объект, принадлежащий обществу, и не является ли это со стороны общества целью ограничения потенциальных претендентов на приобретение данного земельного участка либо занижения выкупной цены земельного участка".
Судом первой инстанции правильно учтено, что в силу абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда 1-ой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Судом также правильно указано на следующее.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01 июля 2006 года осуществляло Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - "Порядок").
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение 5ти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Положениями пункта 3.1 указанного Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 года N 198, действующего с 01 июля 2012 года, предусмотрено, что земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, предоставляются без проведения торгов в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01 июля 2006 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, положения пункта 3.1 Порядка предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка).
С учетом изложенного, судом первой инстанции верно отмечено в решении, что довод заинтересованных лиц о том, что оспариваемый отказ, оформленный уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка", не противоречит закону, поскольку на спорном земельном участке уже располагается принадлежащий ООО "МиК" "магазин с отмосткой", следует признать несостоятельным.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 03 марта 2014 года по делу N А55-10467/2013, позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 07 апреля 2014 года по делу N А55-34883/2012.
Судом также правильно признан неправомерным отказ, оформленный уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка", Министерства имущественным отношений Самарской области со ссылкой на нецелесообразность предоставления испрашиваемого ООО "МиК" земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Ни вышеназванный Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, ни Закон Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Судом правильно принято во внимание, что заинтересованными лицами в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащим доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного Федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством имущественным отношений Самарской области основанием для отказа в его выкупе.
Судом также верно отклонен довод представителя Министерства имущественным отношений Самарской области о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен ООО "МиК", поскольку, по мнению данного заинтересованного лица, предполагаемая цель его использования противоречит градостроительному регламенту.
Судом правильно указано на то, что этот довод не нашел своего отражения в оспариваемом отказе, оформленном уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Из материалов настоящего дела следует, что в ответ на обращение Министерства имущественным отношений Самарской области из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступило Сообщение от 15 ноября 2013 года исходящий номер САМВ-80974 (том 1 л.д. 45, 46), согласно которому спорный участок отнесен к территориальной зоне Ц-3, согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанных Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам Постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Заинтересованными лицами таких доказательств суду не представлено.
Пунктом 2.12 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, было предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведение аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение 5ти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 данного Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе.
Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20ти % начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости.
Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50тии % начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее 5 дней со дня его подписания.
В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее 20ти дней со дня его подписания.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее 2ух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение 3ех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее 2ух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из материалов по данному делу усматривается, что кадастровые работы в отношении спорного земельного участка проведены, а, следовательно, в соответствии с пунктами 2.11 - 2.12 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, Министерство имущественных отношений Самарской области обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ, оформленный уведомлением от 31 декабря 2013 года N 12-1/2817/13 "Об отказе в предоставлении земельного участка", противоречит пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 указанного Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2015 года по делу N А55-1812/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1812/2014
Истец: ООО "МиК"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17224/13
03.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13059/16
17.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17224/13
15.07.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1812/14
23.06.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1812/14
18.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6540/16
23.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13211/15
29.07.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1812/14
27.11.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17224/13
17.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11886/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1812/14