г. Томск |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А27-4995/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Скачковой О. А.
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2015
по делу N А27-4995/2015 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению Государственного казенного учреждения Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2", г. Новокузнецк (ОГРН 1024201675662, ИНН 4218011110) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11), г. Новокузнецк (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительными решений от 31.12.2014 N 99 н/с, N 52 расходы, N 80 доходы в части и об обязании устранения допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" (до изменения организационно- правовой формы - Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2") (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ КРО ФСС): N 52 расходы от 31.12.2014 г. о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части непринятых к зачету расходов в размере 68 997,45 рублей; N 99н/с от 31.12.2014 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в размере 137,99 рублей, наложения штрафа за неполную уплату страховых взносов в размере 27,60 рублей, взыскания пени за неуплату страховых взносов в размере 23,98 рублей; N 80 доходы от 31.12.2014 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 2000,93 рублей, наложения штрафа за неполную уплату страховых взносов в размере 400,19 рублей, взыскания пени за неуплату страховых взносов в размере 6527,03 рублей. Также просит обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов страхователя по обязательному социальному страхованию, а именно, обязать ответчика принять к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в размере 68 997,45 рублей, а также возместить недоимку в размере 2138,92 рубля, штраф в размере 428,14 рублей, пени в размере 6551,01 руб. (требование изложено с учетом представленных в настоящее судебное заседание в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений требований в части просительной части заявления).
Решением суда от 28.08.2015 (резолютивная часть объявлена 21.08.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд послужило то, что ГУ - КРОФСС не были приняты к зачету расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности Радостевой Л.Л., Марченко М.В., Бекуриной Н.С. в связи с допущенными ошибками при выдаче и заполнении листков нетрудоспособности, которые имели устранимый характер и были впоследствии устранены: в листке нетрудоспособности N 3963213 серии ВЮ, выданном на имя Радостевой Л.Л. в строке "Приступить к работе" внесена запись 3 "Инвалид второй группы", при этом отсутствуют записи в графах, заполняемых при освидетельствовании в бюро МСЭ; не заверены печатью лечебного учреждения листки нетрудоспособности Марченко М.В. N 4037662 серии ВЮ, Бекуриной Н.С. N 3022128 серии ВЯ.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ). Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
По смыслу статьи 13 Закона N 255-ФЗ единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 624н).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Статьей 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом. Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. При наличии нарушений, указанных в пункте 60 Методических указаний, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности. Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Предъявленная к взысканию сумма - это уплаченное страхователем своим работникам и принятое к зачету страховое возмещение по временной нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность на момент выдачи листка нетрудоспособности Марченко М.В. и 7 Бекуриной Н.С., регулировался Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", в соответствии с пунктом 1 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно акту выездной проверки от 04.12.2014 N 113 расходы Фондом было установлено, что в нарушение п.75 Порядка. N 514 листки нетрудоспособности: на имя Марченко М.В. N 4037662 серии ВЮ, на имя Бекуриной Н.С. N 3022128 серии ВЯ. не заверены печатью лечебного учреждения. Между тем, как следует из материалов дела и пояснений заявителя, впоследствии в листок нетрудоспособности Бекуриной Н.С. были внесены соответствующие изменения, исправленные документы представлены в материалы дела. Листок нетрудоспособности Марченко М.В. в настоящее время находится на переоформлении.
В соответствии с пунктом 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 г. N 514 действовавшим на момент выдачи листка нетрудоспособности Радостевой Л.Л. в строке "Приступить к работе" указывается дата восстановления трудоспособности следующим днем после осмотра и признания гражданина трудоспособным. В случае сохраняющейся нетрудоспособности делается запись: "Продолжает болеть" и указывается номер и дата выдачи нового листка нетрудоспособности. В других случаях завершения нетрудоспособности делаются записи: "Установлена инвалидность, степень ограничения способности к трудовой деятельности (дата)". При направлении на МСЭ в листке нетрудоспособности указываются соответствующие даты в строках: "Направлен в бюро МСЭ", "Регистрация документов в бюро МСЭ", "Освидетельствован в бюро учреждением МСЭ". В строке "Заключение бюро МСЭ" делается запись о результатах освидетельствования и ставится подпись руководителя бюро МСЭ.
В соответствии с пунктом 73 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 г. N 514 в строке "Приступить к работе" делается запись: "установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности" и указывается дата регистрации документов в бюро МСЭ. Согласно акту выездной проверки от 04.12.2014 N113 расходы Фондом было установлено, что в нарушение п. 60, п. 73 Порядка N 514 в листке нетрудоспособности N 3963213 серии ВЮ, выданном на имя Радостевой Л.Л., в строке "Приступить к работе" внесена запись "Инвалид второй группы", при этом отсутствуют записи в графах, заполняемых при освидетельствовании в бюро МСЭ
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции в листки нетрудоспособности Радостевой Л.Л., Бекуриной Н.С. впоследствии были внесены соответствующие изменения, исправленные документы представлены в материалы дела. Указанные факты Фондом не опровергнуты, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушения в листках нетрудоспособности Марченко М.В., Бекуриной Н.С. и Радостевой Л.Л имели устранимый и несущественный характер, поскольку Приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, действовавший на момент выдачи оспариваемых листков нетрудоспособности, и от 29.06.2011 N 624н, действующий в настоящее время, не содержат запрета на внесение исправлений в выданные больничные листы, в том числе после проведения проверки соответствующим органом, а также не устанавливают период, в течение которого в дефектные листки нетрудоспособности могут быть внесены исправления. Доказательств иного апеллянтом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, кроме того, Фонд также не обосновал, что какие-либо выше названные нарушения в оформлении листков нетрудоспособности, повлекли за собой неправильное определение периода нетрудоспособности и, соответственно, неправильный расчет пособия, и, как следствие этого, неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Факт утраты трудоспособности работниками Общества в проверяемый период Фондом не оспаривается. Также апеллянтом не оспаривается факт оплаты спорных листков нетрудоспособности перечисленным работникам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данные нарушения, допущенные медицинским учреждением, являются незначительными. Более того, Фондом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении спорных больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
С 01.01.2010 вступил в силу пункт 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно которому страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 10605/12). Следовательно, сам по себе факт выдачи спорных листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Доводу Фонда о том, что листки нетрудоспособности, составленные с нарушением требований законодательства, не могут являться основанием для осуществления их оплаты за счет средств Фонда социального страхования, дана надлежащая оценка. В данном случае начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства, законных прав и интересов учреждения. Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию, так как выявленные страховщиком ошибки, нарушения не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2015 по делу N А27-4995/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Скачкова О. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4995/2015
Истец: Государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11