г. Владивосток |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А51-18578/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свелна Трейд",
апелляционное производство N 05АП-9804/2015
на решение от 02.10.2015
судьи Ю.К.Бойко
по делу N А51-18578/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свелна Трейд" (ИНН 2539064505, ОГРН 1042504064690, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2004)
о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" (ИНН 4101169459, ОГРН 1154101001757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.04.2015) о назначении административного наказания от 03.08.2015,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Свелна Трейд" - представитель Петрович А.С. по доверенности от 02.11.2015 сроком до 19.11.2015;
от Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Свелна Трейд" (далее - общество, ООО "Свелна Трейд") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" (далее - административный орган, управление) по делу об административном правонарушении от 03.08.2015, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением от 02.10.2015 суд первой инстанции признал незаконными и изменил оспариваемое постановление в части применения к обществу меры административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей, назначив ему административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Посчитав, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы, со ссылкой на пункт 10 Постановления Правительства N 863 от 27.08.2014 "Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля", общество указывает, что данный пункт предусматривает обязанность судовладельца отразить в судовом журнале факт пересечения государственной границы, но при этом не детализировано, в течение какого времени с момента факта пересечения это необходимо сделать. По мнению общества, несмотря на то, что запись в судовом журнале о пересечении государственной границы 12.06.2015 в 11 часов 35 минут была сделана только через 45 минут, что не противоречит пункту 23 раздела II Приказа Минтранса РФ от 10.05.2011 N 133 "Об утверждении правил ведения журналов судов", в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем общества в судебном заседании в полном объеме.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 12.06.2015 судно ТР "Афина" (порт приписки Восточный, судовладелец согласно договору аренды N 1 от 25.12.2014 ООО "Свелна Трейд") под управлением должностного лица капитана судна гражданина РФ Раменского Василия Владимировича, следуя по маршруту: м/п Владивосток - м/т Северо-Курильск далее в Беренгово-морскую экспедицию, в 13 часов 35 минут судового времени вошло в территориальные воды РФ из исключительной экономической зоны РФ, тем самым пересекло государственную границу РФ, при этом общество уведомило пограничный орган о пересечении госграницы РФ, но в нарушение части 21 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), пункта 10 постановления Правительства N863 от 27.08.2014, не обеспечило фиксацию данных о факте пересечения государственной границы РФ в судовой документации, а именно, в судовом журнале.
19.07.2015 административным органом произведен осмотр судна, о чем составлен акт.
По факту несвоевременного внесения данных в судовой журнал административным органом в отношении ООО "Свелна Трейд" 29.07.2015 составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 03.08.2015 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество, полагая, что постановление от 03.08.2015 не отвечает требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве управления на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы.
В соответствии со статьей 1 Закон N 4730-1 государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита госграницы - часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (статья 3 Закона N 4730-1).
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации (подпункт "б" пункта 2 статьи 5 Закона N 4730-1).
Согласно статьям 3 и 28 Закона N 4730-1 ее охрана осуществляется Пограничной службой ФСБ России, которая обеспечивает ее защиту и охрану на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу.
Режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности (статья 7 Закона N 4730-1).
Как установлено в части 4 статьи 9 Закона N 4730-1 российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с названным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с частью 21 статьи 9 Закона N 4730-1 российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 N 863 утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила N 863).
Согласно пункту 2 указанных Правил N 863 капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 24 часа до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.
Российское судно может осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Пунктом 10 Правил N 863 уведомления пограничных органов, при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение установленных Правилами N 863 требований капитан судна (судовладелец, иное уполномоченное лицо) своевременно не внес запись в судовой журнал о пересечении судном "Афина" 12.06.2015 в 13 часов 35 минут государственной границы РФ.
Факт нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации подтверждается материалами дела (протокол об административном правонарушении от 29.07.2015 N 3, акт осмотра судна, копия судового журнала судна и другими материалами) и заявителем не оспаривается.
Ссылка общества на тот факт, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения пункта 23 части II Приказа Минтранса РФ от 10.05.2011 N 133 "Об утверждении правил ведения журналов судов", коллегией не принимается, поскольку согласно пункту 8 раздела 2 указанного выше порядка, судовой журнал заполняется в течение вахты в момент совершения события или сразу после него. Буквальное толкование вышеприведенных нормативных положений можно позволяет сделать вывод о том, что законодатель устанавливает актуальность совершения определенных действий, в том числе и внесения соответствующих записей в судовой журнал, чего в свою очередь заявителем сделано не было.
Указание общества на ошибочный вывод суда первой инстанции об имеющемся в материалах дела уведомлении о намерении пересечь государственную границу РФ, коллегия во внимании не принимает, поскольку материалами дела подтверждается, что уведомление о пересечении государственной границы РФ направлены капитаном судна в административный орган не заблаговременно, а после фактического ее пересечения. Более того, наличие или отсутствие уведомления о пересечении государственной границы РФ в рассматриваемом случае не влияет на факт совершенного обществом административного правонарушения, поскольку заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ за невнесение в судовой журнал записи о факте пересечения государственной границы РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Внесение записи в судовой журнал о пересечении государственной границы РФ через 45 минут и до проверки судна, как верно указал суд первой инстанции, не является обстоятельством, освобождающим общество от административной ответственности, а свидетельствует о наличии возможности у общества реальной возможности своевременно и полно исполнять требования закона.
Принимая во внимание, что обществом не были выполнены установленные законом требования по соблюдению правил пересечения Государственной границы РФ, объективных препятствий для выполнения указанных правил не установлено, суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Свелна Трейд" в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами дела доказана.
При этом коллегия учитывает, что, осуществляя деятельность, связанную с пересечением Государственной границы, общество должно было обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей по соблюдению пограничного режима, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, коллегия не установила объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства о Государственной границе.
Материалами дела подтверждается, что Раменский В.В. является капитаном судна ТР "Афина", то есть должностным лицом общества, выполняющим управленческие (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные) функции в указанной коммерческой организации и руководителем производственной единицы, которой является судно.
В силу статьи 206 КТМ РФ капитан судна подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном.
Коллегия апелляционного суда отмечает, что все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. Все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
На дату совершения вменяемого административного правонарушения капитан судна ТР "Афина" Раменский В.В. состоял в трудовых отношениях с обществом, являлся его должностным лицом, действовал от имени и в интересах общества.
Соответственно, заявитель как судовладелец и работодатель был обязан правильно организовывать труд своих работников, а поэтому несет ответственность в случае несоблюдения со своими работниками норм действующего законодательства в области охраны Государственной границы.
Поскольку представленные в материалы дела доказательства в совокупности подтверждают факт нарушения обществом правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства коллегия находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности судебная коллегия не усматривает.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, нарушает установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы интересам государства в области обеспечения безопасности, из материалов дела не усматривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и применен минимальный размер штрафа.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ признал оспоренное обществом постановление по делу об административном правонарушении незаконным в части наложения на общество штрафа в размере, превышающем 200 000 руб., применив правовую позицию Конституционного Суда российской Федерации, изложенную в Постановлении от 17.01.2013 N 4-П, а также положения статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, на основании представленных в материалы дела доказательств учел финансовое положение заявителя и снизил размер административного штрафа ниже низшего предела.
Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.10.2015 по делу N А51-18578/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18578/2015
Истец: ООО "СВЕЛНА ТРЕЙД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПОГРАНИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОСТОЧНОМУ АРКТИЧЕСКОМУ РАЙОНУ"