г. Воронеж |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А08-10780/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Камея СПА": Литягин А.Н., представитель по доверенности от 14.01.2015;
от Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области: Заец А.А., представитель по доверенности от 24.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Камея СПА" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.05.2015 по делу N А08-10780/2014 (судья Хлебников А.Д.) по заявлению ООО "Камея СПА" (ИНН 3121183690, ОГРН 1093130002162) к Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (ИНН 3123162110, ОГРН 1073123021190) об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камея СПА" (далее - ООО "Камея-СПА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (далее - Департамент, лицензирующий орган), в котором просило признать недействительным предписание об устранении нарушений лицензионных требований N 24 от 25.11.2014 Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, а также взыскать с Департамента в пользу Общества 2630 рублей судебных расходов (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.05.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено частично.
Пункты 1,3,4,6 оспариваемого предписания Департамента признаны недействительными полностью.
Признан недействительным пункт 2 оспариваемого предписания Департамента в части указания на необходимость устранения ООО "Камея СПА" нарушения связанного с отсутствием оборудования (аппаратов, приборов, инструментов) в кабинете приема следующих врачей-специалистов:
- в кабинете врача-терапевта - анализатора глюкозы (глюкометр), измерителя пиковой скорости выдоха (пикфлуометр) со сменными мундштуками, инструментов и оборудования для оказания экстренной помощи;
- в кардиологическом кабинете - шкафа для лекарственных средств и препаратов, секундомера, ширмы, аппарата для экспресс определения международного нормализованного отношения портативного, экспресс анализатора кардиомаркеров портативного;
- в кабинете врача-невролога - шкафа медицинского, негатоскопа, камертона, неврологического молоточка;
- в кабинете врача-эндокринолога - неврологического набора для диагностики диабетической нейропатии, глюкометра;
- в кабинете врача-акушера-гинеколога - кольпоскопа, весов медицинских, ростомера, сантиметровой ленты, емкости для хранения стекол с мазками для их доставки в лабораторию, персонального компьютера с принтером.
Признан недействительным пункт 5 оспариваемого предписания Департамента об устранении ООО "Камея СПА" нарушений лицензионных требований в части указания на нарушение порядка оказания медицинской помощи, выразившееся в том, что оформление записей в медкартах амбулаторных больных не соответствует установленным требованиям (отсутствуют записи анамнеза, жалоб больного и др.), указания на то, что лекарственные препараты, требующие хранение в темном помещении хранятся в шкафах, застекленных прозрачными стеклами, указания на отсутствие в помещениях, где хранятся лекарственные средства (процедурная, дневной стационар, кабинет эндоскопии) приборов регистрирующие температурный режим и влажность в помещении, а также указания на то, что в холодильнике для хранения лекарственных препаратов используются не фармацевтические термометры.
С Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в пользу ООО "Камея СПА" взыскано 2630 рублей судебных расходов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении требований, ООО "Камея СПА" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в силу Порядка оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями N VII Приказа Минздрава России от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" не предусматривается требовать соответствующее медицинское оборудование для приёма беременных. Анализатор доплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритного, стетоскоп акушерский и тазомер необходимы исключительно для наблюдения беременных.
Суд первой инстанции не принял во внимание письмо Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338.
Согласно прейскуранта на оказание медицинских услуг в медицинском центре г. Строитель ООО "Камея СПА" услуги по акушерско-гинекологическому профилю оказываются в объеме: консультация гинеколога (первичный приём и повторный приём), забор материала на цитологию и постановка/удаление спирали. Больше никаких услуг по указанному профилю Общество не оказывает, и требовать от последнего медицинское оборудование, согласно стандарта оснащения кабинета врача акушер - гинеколога женской консультации, в полном объёме не допускается. Стандарт оснащения кабинета врача акушер - гинеколога применим только к стандарту оснащения кабинета врача акушер - гинеколога женской консультации.
Кабинет врача-невролога и клинико-диагностический кабинет оснащаются в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным Приложением N 5 Приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2013 N 26692).
Из функций указанных кабинетов видно, что персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации необходимо иметь и использовать в клинико-диагностическом кабинете, так как данные программы применяются при медицинской реабилитации указанных больных.
В структуре медицинского центра ООО "Камея СПА" клинико-диагностический кабинет не предусмотрен и Общество не оказывает услуги по медицинской реабилитации больных с заболеваниями нервной системы, что видно из прейскуранта.
Поясняет, что в соответствии с пп. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинские изделия должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Реестр таких изделий в соответствии с законодательством РФ ведёт Росздравнадзор. Данный реестр общедоступен на официальном сайте Росздравнадзора. В указанном реестре такое медицинское изделие как "набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора" отсутствует.
Соответственно, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора не является медицинским изделием, а значит не зарегистрирован в установленном порядке. Для исследования функций обонятельного анализатора возможно применение любых веществ имеющих устойчивые, ярко выраженные запахи, например: уксусная кислота, муравьиная кислота, раствор аммиака, нашатырный спирт и другие.
Ссылается на то, что Департаментом не доказано, что именно Везденева Е.И. и Копылова А.А. осуществляли услуги указанные в журнале учёта косметологических услуг, картах "больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)" форма N 044/у (Дутова Л.В., Рогочевская Л.А., Быкова А.В., Алёхина Н.Ю., Теняева О.В.). Не представлены документы, подтверждающие факт самостоятельного назначения указанными лицами косметологических процедур. Департаментом не доказан факт отсутствия у ООО "Камея СПА" врача косметолога.
Требования Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" не могут быть предметом проверки Департамента.
Указание в оспариваемом предписании на нарушение Обществом требований действующего законодательства в части обязательного обеспечения повышения квалификации (далее усовершенствование) работников в соответствии с трудовым законодательством РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить в соответствующей части, а жалобу удовлетворить.
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что нормы действующего законодательства не разделяют услуги на "акушерство" и "гинекологию". Организация, имеющая указание в лицензии на право осуществления первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях работ (услуг) по "акушерству и гинекологии" не имеет законных оснований отказать в оказании помощи беременной (в том числе в случае, если такая помощь должна быть оказана по неотложным и экстренным показаниям ст. 79-ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Ссылка Общества на то, что Департаментом неправомерно применен стандарт оснащения женской консультации, не обоснована.
Программы когнитивной реабилитации являются одной из методик восстановления неврологических нарушений и направлены на профилактику и выбор терапевтической стратегии при когнитивных расстройствах и включены в стандарт кабинета врача - невролога. Набор пахучих веществ для исследования обонятельного анализатора не является медицинским изделием (не подлежит регистрации, как медицинское изделие), а представляет собой набор (классы, группы) разнообразных пахучих веществ для исследования обонятельных функций и применяются в повседневной практике врача-невролога.
Департаментом не оспаривалась возможность использования лекарственных средств аммиака, нашатырного спирта и др. в качестве таких веществ, а установлен факт отсутствия набора таких веществ, наличия таких веществ на проверяемом объекте на момент проверки.
Указывает, что в ходе судебного разбирательства представитель Общества подтвердил, что такие процедуры как пилинг, депиляция, LPG массаж, VitaLazer, ультразвуковой пилинг, отраженные в журнале учета процедур косметологического кабинета ООО "Камея СПА" ф N 029-у, карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете) ф N 044/у, и прейскуранте ООО "Камея СПА" действительно оказывались в медицинском центре, в тоже время, в медицинском центре отсутствует в штате врач-косметолог.
Заявления Копыловой А.А. и Везденеевой Е.И., представленные в апелляционную инстанцию, суд оценивает критически, так как указанные лица являются сотрудниками медицинского центра ООО "Камея СПА" и соответственно заинтересованы в исходе дела в пользу ООО "Камея СПА". Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что данные заявления сделаны уже после окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данные лица в качестве свидетелей не допрашивались и об ответственности не предупреждались. Тот факт, что заявления заверены нотариусом при изложенных обстоятельствах не имеет правового значения.
Факт отсутствия документов, свидетельствующих о прохождении врачом ультразвуковой диагностики Майборода А.А. повышения квалификации специалиста не реже 1 раза в 5 лет, доказан лицензирующим органом, так как срок действия сертификата специалиста по специальности ультразвуковая диагностика истек 06.06.2014.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.11.2015 по 12.11.2015.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее с учетом дополнений, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с лицензией, выданной Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области на осуществление медицинской деятельности N ЛО-31-01-001066 от 16.05.2012 ООО "Камея СПА" оказывает медицинские услуги по следующим работам (услугам).
При осуществлении доврачебной медицинской помощи по: лабораторной диагностике, операционному делу, сестринскому делу, функциональной диагностике.
При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: кардиологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, терапии, функциональной диагностике, хирургии, урологии, ультразвуковой диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии; б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: акушерству и гинекологии, колопроктологии, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, рефлексотерапии, экспертизе временной нетрудоспособности.
При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: анестезиологии и реаниматологии, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности.
В соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год и на основании приказа начальника Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 14.11.2014 N 2661 должностными лицами Департамента была проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Камея СПА", расположенного по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, г. Строитель, переулок Восточный, д. 2 а.
Общество проверялось на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки составлен акт N 28 от 20.11.2014.
По итогам проведенной проверки Департаментом внесено предписание от 25.11.2014 N 24 по устранению нарушений лицензионных требований, в котором ООО "Камея СПА" указано на необходимость устранения выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
1. медицинский центр расположен в отдельно стоящем трехэтажном здании, набор помещений не соответствует количеству специальностей, по которым оказываются платные медицинские услуги (в одном кабинете ведут прием по графику три врача разных специальностей (терапевт, кардиолог, эндокринолог);
2. отсутствие медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения фактически оказываемых услуг. В кабинете приема врачей-специалистов отсутствует следующее медицинское оборудование и оснащение:
- в кабинете врача-терапевта отсутствуют анализатор глюкозы (глюкометр), измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлуометр) со сменными мундштуками, инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи;
- в кардиологическом кабинете отсутствуют шкаф для лекарственных средств и препаратов, секундомер, ширма, аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный, экспресс анализатор кардиомаркеров портативный;
- в кабинете врача-невролога отсутствуют шкаф медицинский, негатоскоп, камертон, неврологический молоточек, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации;
- в кабинете врача-эндокринолога отсутствуют неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии, глюкометр, тест-полоски для глюкометра;
- в кабинете врача-акушера-гинеколога отсутствуют кольпоскоп, анализатор доплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный, стетоскоп акушерский, весы медицинские, ростомер, сантиметровая лента, тазомер, емкость для хранения стекол с мазками для их доставки в лабораторию, персональный компьютер с принтером.
3. трудовой договор с врачом-неврологом Цховребашвили О.А. имеется, но не подписан работником.
4. отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представленный приказ от 01.01.2012 г. N М1/2012 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Камея СПА", Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, Порядок организации и проведения контроля качества медицинской помощи, не адаптированы к условиям медицинской деятельности частной медицинской организации (определены функции врачебной комиссии по проведению контроля качества медицинской помощи, которая в организации отсутствует).
5. не соблюдение порядков оказания медицинской помощи, а именно, оформление записей в медицинских картах амбулаторного больного не соответствует установленным требованиям (инструкции):
- отсутствуют записи анамнеза, жалоб больного, объективный статус не соответствует установленному диагнозу, отсутствует описание показаний к назначению фиброэзофагогастродуоденоскопии, не описывается отсутствие противопоказаний к ее проведению в момент выполнения процедуры;
- в ООО "Камея СПА" оказываются платные медицинские услуги медицинскими работниками со средним медицинским образованием, имеющими подготовку по специальности "сестринское дело в косметологии" (Копылова А.А., Везденева Е.И), которые самостоятельно ведут первичный прием пациентов, самостоятельно назначают и отпускают косметологические процедуры (кроме инъекционных процедур), в том числе с применением косметологических аппаратов, что является грубым нарушением Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н.
- в помещениях, где хранятся лекарственные средства (процедурная, дневной стационар, кабинет эндоскопии) отсутствуют приборы регистрирующие температурный режим и влажность в помещении, в холодильнике для хранения лекарственных препаратов используются не фармацевтические термометры, лекарственные препараты, требующие хранение в темном помещении хранятся в шкафах застекленных прозрачными стеклами, что является нарушением требований Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздрава России от 23.08.2010 г. N 706н;
6. не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации не планируются и не реализуются мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших возникновение дефектов медицинской помощи;
7. не соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг. Так на информационном стенде для потребителей услуг отсутствует график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, адрес и телефон территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, телефон департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области. В прейскуранте на оказание медицинских услуг в медицинском центре ООО "Камея СПА" указаны услуги, которые в настоящее время не оказываются из-за отсутствия в штате специалистов или соответствующего медицинского оборудования (консультации специалистов: уролога, хирурга колоноскопия, ректороманоскопия). В то же время в прейскуранте услуг значатся косметологические услуги, оказываемые медицинской сестрой по специальности "сестринское дело в косметологии", разрешения на осуществлении которых отсутствует в лицензии на медицинскую деятельность Форма и структура договора на оказание платных медицинских услуг не соответствует требований положений пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006. Информированное согласие по перечню, установленному Приказом Минздрава России от 23.04.2012 г. N 390н "Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи", по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". В выборочно проверенных медицинских картах амбулаторного больного отсутствует перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимость, отсутствует подпись лица заключившего договор от имени исполнителя (медицинские карты амбулаторного больного NN 2562, 702, 2761, 27621874), в некоторых договорах на оказание платных медицинских услуг отсутствуют подписи потребителя услуг (медицинская карта амбулаторного больного N 2562);
8. отсутствие повышения квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет, так в представленном личном деле врача ультразвуковой диагностики Майборода А.А. отсутствуют документы (их копии), подтверждающие прохождение повышение квалификации специалиста не реже 1 раза в 5 лет, срок действия сертификата специалиста по специальности ультразвуковая диагностика истек 06.06.2014.
Полагая, что оспариваемое предписание 25.11.2014 N 24 не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, рассмотрев указанное заявление и изучив материалы дела, удовлетворил требования Общества частично.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, а решения и действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая во внимание, что Обществом обжалуется решение суда первой инстанции только в части, апелляционный суд в соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны Департамента проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Обществом оспаривается п. 2 предписания от 25.11.2014 N 24 в части отсутствия в кабинете врача - невролога набора пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персонального компьютера с программами когнитивной реабилитации.
В силу Приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 926н установлен стандарт оснащения кабинета врача - невролога и клинико - диагностического кабинета.
Названное Приложение предусматривает, что кабинет врача - невролога должен быть оснащен, в том числе, набором пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации.
При этом, указанным Приложением предусматривается, что для обеспечения выполнения функций кабинета врача-невролога и клинико-диагностического кабинета используется медицинское оборудование других структурных подразделений медицинской организации, в составе которой создан кабинет врача-невролога и (или) клинико-диагностический кабинет.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ООО "Камея СПА", что в рамках проведенной Департаментом проверки в кабинете приема враче - невролога отсутствуют набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации.
Общество ссылается на то, что для исследования функций обонятельного анализатора возможно применение любых веществ имеющих устойчивые, ярко выраженные запахи, указанное медицинское изделие взаимозаменяемо.
Апелляционный суд принимает во внимание данные доводы, между тем, находит, что Обществом в свою очередь не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о фактическом наличии аналогов набора пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, в том числе, в других кабинетах медицинского учреждения, на момент проводимой проверки. При этом суд учитывает положения ч.1 ст.65 АПК РФ, согласно которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Одновременно Общество ссылается на то, что из функций кабинета врача - невролога и клинико - диагностического кабинета усматривается, что персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации необходимо иметь только в последнем случае.
Между тем, апелляционный суд относится критически к указанному доводу, поскольку указанный стандарт оснащения не дифференцирует кабинет врача - невролога и клинико - диагностический кабинет.
Также Общество оспаривает законность п.2 предписания в части указания на отсутствие в кабинете врача - акушера-гинеколога анализатора доплеровский сердечно - сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный, стетоскопа акушерский, тазомера.
Приказом Министерства здравоохранения от 01.11.2012 N 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (далее - Порядок N 572н).
Пунктом 2 данного Порядка предусмотрено, что его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
Приложение N 3 к Порядку N 572-н предусматривает стандарт оснащения женской консультации Кабинет врача-акушера-гинеколога Кабинеты специализированных приемов (за исключением кабинета врача-гинеколога детского и подросткового возраста, кабинета функциональной диагностики и кабинета ультразвуковой диагностики).
В силу указанного Приложения N 3 кабинет врача-акушера-гинеколога должен быть оснащен, в том числе, анализатором допплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный, стетоскопом акушерским, тазомером.
Заявитель жалобы ссылается на то, что Общество оказывает медицинскую помощь женщинам с гинекологическими заболеваниями, что исключает использование оборудования, требующегося в период беременности.
В соответствии с п.82 VII. Порядка оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями (Порядок N 572н) медицинская помощь при гинекологических заболеваниях оказывается в рамках первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" и (или) "акушерскому делу".
Между тем, Приложение N 3 к Порядку N 572-н, устанавливающее стандарт оснащения женской консультации не ставит в зависимость оснащение кабинета врача-акушера-гинеколога кабинеты специализированных приемов от оказания той или иной услуги по акушерско - гинекологическому профилю.
В связи с изложенным, п. 2 предписания в оспариваемой части признается апелляционным судом, не противоречащим нормам действующего законодательства.
Также Общество настаивает на том, что Департаментом не доказано, что сотрудники Везеднева Е.И. и Копылова А.А. самостоятельно назначали и отпускали косметологические процедуры.
Согласно п.2 Приказа Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок N 381н) медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
Медицинская помощь по профилю "косметология" оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 18 к настоящему Порядку. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога (п.4 Порядка N 381н).
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (действующий в момент спорных правоотношений) на должность врача-косметолога назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям согласно вышеназванному приказу.
Как установлено лицензирующим органом в рамках проведенных проверочных мероприятий, в штатном расписании медицинской организации, утвержденном 11.01.2014, отсутствует врач-косметолог, имеются должности "косметолога" с указанием фамилии (Копылова А.А., Везденева Е.И.). Данные лица имеют среднее медицинское образование, что не оспаривается Обществом.
В данной медицинской документации отражены такие процедуры как пилинг, проведение депиляции, аппаратные методы лечения: LPG массаж, Vitalazer, ультразвуковой пилинг и т.д. Настоящие услуги также отражены в прейскуранте медицинской организации.
Представитель ООО "Камея СПА" не оспаривал, что названные выше процедуры действительно оказывались в медицинском центре.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд находит доказанным факт осуществления платных медицинские услуги по профилю косметология, оказываемых врачом-косметологом ненадлежащими лицами. Ссылки на то, что данные услуги оказывались специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, документально не подтверждены.
Заявитель жалобы также указывает, что лицензирующим органом не доказано нарушение, зафиксированное в п. 8 оспариваемого предписания. На момент проверки врач ультразвуковой диагностики Майборода А.А. по заявлению от 16.06.2014 находился в отпуске по повышению квалификации.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации обязаны обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Данное требование связано с непрерывным совершенствованием медицинских технологий, стандартов, порядков оказания медицинской помощи, изменением законодательства в сфере здравоохранения, установлено в целях повышения качества и безопасности медицинских услуг, направлено на охрану здоровья граждан и определено также лицензионными требованиями (пп. "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которое лицензиат обязан соблюдать при осуществлении медицинской деятельности в силу п. 2 ст. 2, пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Между тем, как установлено Департаментом и подтверждается материалами дела, врач ультразвуковой диагностики Майборода А.А. в установленные сроки повышения квалификации не осуществил и срок действия сертификата специалиста по специальности ультразвуковая диагностика истек 06.06.2014, т.е. до момента предоставления отпуска.
Заявление представителя о том, что врач не осуществлял соответствующую диагностику на момент истечения соответствующего срока не имеет правового значения.
Таким образом, п. 8 оспариваемого предписания соответствует нормам действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что требования Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" не могут быть предметом проверки Департамента, отклоняется апелляционным судом за неверным толкованием норм действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.062004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении медицинскими организациями условий предоставления платных медицинских услуг отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
В соответствии с п. 5.2 Положения о Роспотребнадзоре он осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Следовательно, лицензионный контроль Роспотребнадзор осуществляет только в отношении тех лицензиатов, лицензии которым предоставлены Роспотребнадзором.
В настоящем случае лицензирующим органом в области медицинской деятельности является Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (согласно Постановления Правительства Белгородской области N 35-пп от 11.02.2013 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области"), в связи с чем, лицензионный контроль в соответствии с нормами действующего законодательства осуществляется Департаментом.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Камея - СПА" заявлено ходатайство о взыскании судебных издержек за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения ходатайства ООО "Камея СПА" о взыскании судебных издержек у апелляционной коллегии не имеется. В удовлетворении данного ходатайства следует отказать.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.05.2015 по делу N А08-10780/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-10780/2014
Истец: ООО "Камея СПА"
Ответчик: Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области