г. Москва |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А41-43082/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД": Кондрахина Е.Н. по доверенности б/н от 15.10.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2015 года по делу N А41-43082/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Рантект-МФД" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.14 по 31.03.15 в сумме 6 100 707 рублей 73 копейки, а также пени за период с 01.01.14 по 31.03.15 в сумме 1 597 521 рубль 93 копейки, а всего - 7 698 229 рублей 66 копеек (л.д. 3-5).
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 614, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2015 года с ООО "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области было взыскано 6 100 707 рублей 73 копейки задолженности по арендной плате, 1 597 521 рубль 93 копейки пени за период с 01.01.14 по 31.03.15 (л.д. 142-145).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Рантект-МФД" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильность расчета арендной платы (л.д. 147-150).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Рантект-МФД" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.03.12 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (Арендодатель) и ООО "Рантект-МФД" (Арендатор) был заключен договора аренды земельного участка N 4725, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 4 105+/- 45 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030102:86, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.п. Одинцово, г. Одинцово, 2-й микрорайон, ул. Садовая, ЖД-15/2, для жилищного строительства на срок с 26.03.12 по 25.03.15 (л.д. 49-52).
В соответствии с пунктом 3.1. договора арендная плата устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления. Размер арендной платы за участок на дату подписания договора определен сторонами в Приложении 2 (Расчет арендной платы) к договору, которое является его неотъемлемой частью.
Согласно Приложению 2 к договору аренды N 4725 от 26.03.12 арендная плата определяется в соответствии с пунктом 13.1. статьи 14 Закона Московской области N23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" по следующей формуле:
Апл = Аб x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
S - площадь арендуемого земельного участка (л.д. 54).
Арендная плата вносится Арендатором в полном объеме до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно (п. 3.3. договора).
В силу пункта 3.5. договора от 26.03.12 размер арендной платы может изменяться в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (введения) базового размера арендной платы (Аб), коэффициента деятельности (Кд), корректирующего коэффициента (Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования.
Согласно пункту 4.4.4 договора от 26.03.12 Арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и сроки, установленные договором, в течении 7 (семи) календарных дней со дня принятия банком платежного поручения направлять Арендодателю документ, подтверждающий оплату.
За нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки (п. 5.2. договора).
21.04.14 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области направил в адрес ООО "Рантект-МФД" уведомление N 7.1.18/892/6 от 04.04.14, в соответствии с которым размер арендной платы по договору с 01.01.14 составляет 5 167 251 рубль 84 копейки в год или 1 291 812 рублей 96 копеек в квартал (л.д. 59-60).
В соответствии с уведомлением N 7.1.1.8/1334 от 15.04.15 с 01.01.15 размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030102:86 составляет 5 431 101 рубль 20 копеек в год или 1 357 775 рублей 30 копеек в квартал (л.д. 61-62).
ООО "Рантект-МФД" принятые на себя обязательства по внесению арендных платежей исполнило ненадлежащим образом, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 6 100 707 рублей 73 копейки за период с 01.01.14 по 31.03.15 включительно, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как указывалось выше, на основании договора аренды N 4725 от 26.03.12 ООО "Рантект-МФД" в аренду был передан земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 4 105+/- 45 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030102:86, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.п. Одинцово, г. Одинцово, 2-й микрорайон, ул. Садовая, ЖД-15/2, для жилищного строительства на срок с 26.03.12 по 25.03.15 (л.д. 49-52).
Согласно Приложению 2 к договору аренды N 4725 от 26.03.12 арендная плата определяется в соответствии с пунктом 13.1. статьи 14 Закона Московской области N23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" по следующей формуле:
Апл = Аб x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
S - площадь арендуемого земельного участка (л.д. 54).
С 01.01.13 пункт 13.1. статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" утратил силу, в связи с чем расчет арендной платы стал производиться Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области в соответствии с пунктом 1 названной статьи по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
21.04.14 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области направил в адрес ООО "Рантект-МФД" уведомление N 7.1.18/892/6 от 04.04.14, в соответствии с которым размер арендной платы по договору с 01.01.14 составляет 5 167 251 рубль 84 копейки в год или 1 291 812 рублей 96 копеек в квартал (л.д. 59-60).
В соответствии с уведомлением N 7.1.1.8/1334 от 15.04.15 с 01.01.15 размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030102:86 составляет 5 431 101 рубль 20 копеек в год или 1 357 775 рублей 30 копеек в квартал (л.д. 61-62).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Рантект-МФД" доказательств уплаты арендных платежей за период с 01.01.14 по 31.03.15 не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в этой части.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.2. договора аренды N 4725 от 26.03.12 закреплено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанным положением, истец начислил ответчику пени за период с 01.01.14 по 31.03.15 в сумме 1 597 521 рубль 93 копейки.
Поскольку материалами дела подтверждается факт невнесения арендных платежей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания пени.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности расчета арендной платы подлежит отклонению.
Как указывалось выше, согласно Приложению 2 к договору аренды 4725 от 26.03.12 арендная плата определяется в соответствии с пунктом 13.1. статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" по следующей формуле:
Апл = Аб x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
S - площадь арендуемого земельного участка (л.д. 54).
С 01.01.13 пункт 13.1. статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" утратил силу, в связи с чем расчет арендной платы стал производиться Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области в соответствии с пунктом 1 названной статьи по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Изменение порядка расчета арендной платы было правомерно произведено истцом, поскольку в соответствии с пунктом 3.1. договора арендная плата устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления. Размер арендной платы за участок на дату подписания договора определен сторонами в Приложении 2 (Расчет арендной платы) к договору, которое является его неотъемлемой частью.
При этом в силу пункта 3.5. договора от 26.03.12 размер арендной платы может изменяться в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (введения) базового размера арендной платы (Аб), коэффициента деятельности (Кд), корректирующего коэффициента (Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования. Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае, установленном настоящим пунктом. без согласования с Арендатором и без внесения изменений или дополнений в настоящий договор путем направления соответствующего уведомления Арендатору по адресу, указанному в договоре. Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также с даты принятия распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, об изменении категории, вида разрешенного использования участка, если законодательством Московской области не предусмотрено иное.
Таким образом, стороны согласовали, что расчет арендной платы производится в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.11 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (п. 3 ст. 65 ЗК РФ, ст. 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пунктом 19 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации закреплено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.09 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а именно: принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного пользования землей.
Помимо указанных Принципов, названным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Субъектом Российской Федерации - Московской областью 07.06.96 был принят Закон Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", которым определен порядок исчисления арендной платы.
При толковании вышеуказанных Принципов и Правил с учетом соотношения с Законом Московской области применительно к определению арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду, апелляционный суд приходит к выводу, что установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется в частности такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Расчет арендной платы за земельные участки с учетом установленных законом коэффициентов, который учитывает доходность земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, соответствует принципу экономической обоснованности.
Учитывая изложенный анализ и толкование подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям норм права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Закон Московской области в части регулирования вопросов расчета арендной платы за земельные участки в Московской области, не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.09.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что представленный истцом расчет арендной платы противоречит нормам действующего законодательства, не имеется.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 28 октября 2015 года N 305-ЭС15-14713 по делу N А41-23841/14, N 305-ЭС15-14712 по делу N А41-23315/14, N 305-ЭС15-14711 по делу N А41-22705/14 с аналогичными обстоятельствами.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2015 года по делу N А41-43082/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43082/2015
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: ООО "Рантект-МФД"