г. Владивосток |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А51-17106/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10091/2015
на решение от 12.10.2015
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-17106/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Давос" (ИНН 2536176137, ОГРН 1062536050345, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2006)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
об обязании выплатить проценты, начисленные на излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10714040/130213/0006816
при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Давос" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) 39 148 рублей 18 копеек процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10714040/130213/0006816 (далее - спорная ДТ) за период с 09.04.2013 по 16.09.2013. Кроме того, общество ходатайствовало об отнесении на таможенный орган 15 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учётом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2015 требования Общества удовлетворены в полном объёме, с таможенного органа взысканы судебные расходы в размере 2000 рублей по уплате государственной пошлины и 5000 рублей на оплату услуг представителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на отсутствие оснований для взыскания процентов. Таможенный орган полагает, что решение о возврате денежных средств принято в установленный законом срок, в связи с чем проценты на сумму возвращённых платежей начислению не подлежат.
Обществом в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Общество указывает на обоснованность своих требований и приводит ссылку на решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19355/2013 о признании незаконным решения таможни об отказе в возврате таможенных платежей по спорной ДТ.
Стороны, извещённые надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В феврале 2013 года в целях оформления ввезенного на таможенную территорию РФ товара ЗАО "Давос", действуя в качестве таможенного представителя ООО "МПВ" на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению N 86/2012 от 28.12.2012 (л.д.10-13), подало в таможню декларацию на товары (далее - ДТ) N10714040/130213/0006816 (далее - спорная ДТ).
На основании представленных документов таможенный представитель определил таможенную стоимость товаров на основе метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки. В целях выпуска товаров ЗАО "Давос" уплатило в бюджет денежные средства в сумме 1 143 152 рубля 39 копеек по таможенной расписке N ТР 6072737 (л.д.58).
По результатам проведения дополнительной проверки таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.03.2013 (л.д.л.д.59-62).
В адрес ЗАО "Давос" таможней направлено извещение от 08.04.2013 об обращении взыскания на сумму денежного залога, исчисленного по таможенной расписке N ТР 6072737, в размере 1 075 782 руля 97 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.05.2013 по делу N А51-10108/2013, оставленным без изменение постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 и вступившим в законную силу, признано незаконным решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ.
В связи с этим ЗАО "Давос" обратилось в таможенный орган с заявлением от 20.08.2013 (л.д.69) о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Письмом таможни N 10-12/18255 от 20.06.2013 г. Обществу отказано в возврате денежных средств. Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд, который 16.08.2013 в рамках рассмотрения дела N А51-19355/2013 принял решение о признании незаконным решения Находкинской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1075782,97 рублей и пени в сумме 13312,81 руб. по спорной ДТ, оформленного письмом N 10-12/18255 от 20.06.2013 г. Решение суда не было обжаловано и вступило в законную силу.
17.09.2013 платёжными поручениями N 722 и N 727 (л.д.67-68) таможенный орган возвратил на расчётный счёт Общества таможенные платежи в сумме 1 075 782 рубля 97 копеек.
Посчитав, что таможенный орган произвёл возврат излишне взысканных таможенных платежей с нарушением установленных таможенным законодательством сроков, Общество обратилось в суд с заявлением о возложении на таможню обязанности выплатить проценты в связи с допущенной просрочкой возврата платежей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Глава 18 Закона N 311-ФЗ предусматривает нормы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 150 главы 18 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Закона N 311-ФЗ при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога.
Пунктом 3 статьи 145 Закона N 311-ФЗ установлено, что при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога в порядке, установленном законом
В силу пунктов 6 и 7 статьи 145 Закона N 311-ФЗ денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий: 1) если обязательства по товарам, указанным в настоящей части, исполнены или прекращены; 2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в настоящей части.
Согласно пункту 7 статьи 149 Закона N 311-ФЗ таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Закона N 311-ФЗ право таможенных органов взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет денежного залога при неисполнении требования об уплате таможенных платежей. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи о взыскании сумм таможенных платежей за счет денежного залога таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин в течение одного дня после взыскания.
С учётом выводов, изложенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04 и Определении Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О, суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае внесение спорной суммы таможенных платежей произведено в рамках инициированной таможенным органом процедуры принудительного взыскания дополнительно начисленных таможенных платежей.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из общих положений о принудительном взыскании (статья 150 Закона N 311-ФЗ), статьи 158 Закона N 311-ФЗ о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей за счет неизрасходованного денежного залога, а также то, что взыскание спорных платежей произошло путем принятия таможенным органом решения о зачете денежного залога, внесенного обществом, что предполагает придание спорным денежным средствам статуса излишне взысканных в соответствии с нормами таможенного законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 117 Закона N 311-ФЗ установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В данном случае датой взыскания таможенных платежей следует признать 08.04.2013, то есть дату извещения об обращении таможенным органом взыскания на средства денежного залога, внесение которого оформлено таможенной распиской. Поскольку таможенный орган произвел возврат обществу взысканных сумм только 17.09.2013, требования общества о начислении процентов в порядке части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в период с 09.04.2013 по 16.09.2013 включительно, являются правомерными.
Проверив расчёт суммы процентов, коллегия находит его верным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
С учетом вышеизложенного, положения указанного пункта данной статьи предусматривают два самостоятельных основания для начисления процентов: проценты за пропуск срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей (за нарушение так называемого процедурного срока) и проценты, начисляемые в случае установления неправомерности принудительного взыскания таможенных платежей, которые имеют статус процентов, начисляемых за пользование чужими денежными средствами.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, начисленных за период неправомерного изъятия денежных средств из финансового оборота, а не в связи с нарушением предусмотренного пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока их возврата, в связи с чем расчёт периода начисления процентов является правомерным.
Названные выводы соответствуют правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 по делу N 303-КГ15-4157.
В частности, Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В связи с этим независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днём взыскания.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права, а требования Общества признаются обоснованно удовлетворёнными в полном объёме.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно посчитал, что с учётом результатов рассмотрения спора Общество в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ имеет право на взыскание понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Из анализа данных норм права следует, что право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной, в пользу которого был принят судебный акт, затрат. При этом, определяя размер судебных расходов, суд должен руководствоваться принципом разумности.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Указанные расходы, с учётом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание объём и характер выполненных работ, суд считает правомерно взысканными судом с таможенного органа в размере 5 000 рублей.
По результатам рассмотрения дела понесённые обществом расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 рублей в соответствии со статьёй 110 АПК РФ правомерно отнесены судом на таможню.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2015 по делу N А51-17106/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17106/2015
Истец: ЗАО "ДАВОС"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ