г. Пермь |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А50-12854/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Жуковой Т.М., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - не явился,
от ответчика - не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Садоводческого некоммерческого партнерства "Солнечное",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 августа 2015 года
по делу N А50-12854/2015,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого партнерства "Солнечное" (ИНН 5905287951, ОГРН 1115905006821)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта,
установил:
Садоводческое некоммерческое партнерство "Солнечное" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент, ответчик) с требованиями о признании незаконным решения Департамента, оформленного письмом от 18.03.2015 N И-21-01-09-4218 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта - садового некоммерческого партнерства "Солнечное" на земельном участке примерной площадью 8610 кв.м., находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, западнее здания по ул. 1-й Субботинской, 1а, обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта - садового некоммерческого партнерства "Солнечное" на земельном участке примерной площадью 8610 кв.м., находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, западнее здания по ул. 1-й Субботинской, 1а.
Решением суда от 03.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 03.08.2015 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Считает, что поскольку в отношении испрашиваемого участка утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, процедура предоставления должна быть продолжена, при этом необходимо руководствоваться нормами земельного законодательства, действующего на момент обращения заявителя в Департамент. Заявитель также указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено.
Ответчик направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Стороны в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.02.2015 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого некоммерческого партнерства "Солнечное" (л.д. 11).
Из текста указанного заявления следует, что земельный участок запрашивается на праве аренды на срок 4 года 11 месяцев, площадь земельного участка составляет 8 610 кв.м., предполагаемое место размещения участка - г. Пермь, Индустриальный район, западнее здания по ул. 1-й Субботинской, 1а.
18.03.2015 письмом N И-21-01-09-4218 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого некоммерческого партнерства "Солнечное", указав на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ), которая не предполагает возведение на земельном участке капитальных строений (л.д. 12-13).
Не согласившись с указанным отказом Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании его незаконным.
В ч. 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) к этапам процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта относятся выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовашей до 01.03.2015). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Как следует из материалов дела, 28.04.2014 заявителю был выдан акт о выборе земельного участка для строительства N 1758 и схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 14-16).
05.02.2015 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - садоводческого некоммерческого партнерства "Солнечное" (л.д. 11), из которого следует, что земельный участок испрашивается на праве аренды на срок 4 года 11 месяцев, площадь земельного участка составляет 8610 кв.м, предполагаемое место размещения участка - г. Пермь, Индустриальный район, западнее здания по ул. 1-й Субботинской, 1а.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, с 01.03.2015 на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу статьи 28 - 34 Земельного кодекса РФ.
Процедура предоставления земельных участков, предусмотренная ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ не проводится.
В силу п.1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Исходя из того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении испрашиваемого земельного участка до 01.03.2015 принято не было, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что процедура предоставления должна быть продолжена, при этом необходимо руководствоваться нормами земельного законодательства, действующего на момент обращения заявителя в Департамент, апелляционным судом отклоняются.
С настоящим заявлением в арбитражный суд общество обратилось только 16.06.2015, о чем свидетельствует штамп Арбитражного суда Пермского края, то есть в период действия Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, которым ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу.
Поскольку положения ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемой ситуации не возлагают на уполномоченные органы обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ), то на Департамент после 01.03.2015 с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не может быть возложена установленная утратившей силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Ссылка заявителя на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, апелляционным судом признана несостоятельной в силу следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции верно отмечено, что данная зона предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности (ст. 52.7 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны сельскохозяйственного использования относятся поля и участки для выращивания сельхозпродукции, сады, огороды, огородные земельные участки луга, пастбища, сенокосы, рыбные хозяйства, теплицы, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), лесозащитные полосы.
Между тем, размещение на испрашиваемом земельном участке садоводческого некоммерческого товарищества подразумевает под собой возможное возведение жилых строений, что противоречит видам разрешенного использования, предусмотренным для зоны сельскохозяйственного использования (СХ).
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента в предварительном согласовании места размещения объекта - садового некоммерческого партнерства "Солнечное" на земельном участке примерной площадью 8610 кв.м., находящемся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, западнее здания по ул. 1-й Субботинской, 1а, соответствует нормам земельного законодательства и является правомерным.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 03.08.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 августа 2015 года по делу N А50-12854/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12854/2015
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "СОЛНЕЧНОЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ