город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А32-13034/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Петренко С.П., паспорт, по доверенности от 06.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу N А32-13034/2015 (с учетом исправительного определения от 10.08.2015)
по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань"
о взыскании субсидии,
принятое в составе судьи Куликова О.Б.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань" (далее - общество, ответчик) о взыскании 101 999 руб. 62 коп.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2015 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Суд рассмотрел настоящее дело без вызова сторон в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу N А32-13034/2015 (с учетом исправительного определения от 10.08.2015) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обжалуемое решение отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом нарушен срок заключения договора страхования по окончании сева сельскохозяйственных культур.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - субсидия), по договору страхования сельскохозяйственных культур от 10 апреля 2013 года N Д-32350010-6.1-1-000213-13.
По итогам рассмотрения заявления между обществом (получатель) и министерством заключено соглашение о предоставлении субсидии от 29.05.2013 N 1077 (далее - соглашение).
7 октября 2014 года в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 24.03.2014 N 25, а также во исполнение статей 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главным консультантом отдела ведомственного финансового контроля и противодействия коррупции министерства Гладневой Е.В. была проведена плановая проверка общества, по вопросу правомерности получения из средств краевого бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.
В результате проверки было установлено, что общество получило субсидию на компенсацию части затрат по договору страхования от 10.04.2013 N Д-32350010-6.1-1-000213-13 (далее - договор страхования), в части страхования урожая гороха на 33 дня позже окончания сева данной культуры, что является нарушением требования части 8 пункта 5 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.03.2013 N 170, в соответствии с которым соглашение должно было быть заключено не позднее 15 календарных дней после окончания сева сельскохозяйственных культур.
11 января 2014 года министерство направило в адрес общества письмо с просьбой вернуть в бюджет субсидию на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями, согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных. Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектом Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (далее - Правила N 1371) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (далее - государственная и (или) муниципальные программы), предусматривающих возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1371 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 170 от 01.03.2013 был утвержден Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - Порядок N 170).
Согласно пункту 4 Порядка N 170 субсидии предоставляются в размере 50 процентов страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования путем перечисления их на расчетный счет страховой организации на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Согласно подпункту 8 пункта 5 Порядка N 170 субсидии предоставляются заявителям при соблюдении ими следующих условий, в том числе: заключение договора сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, - в срок не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки, в отношении многолетних насаждений - до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя), в отношении сельскохозяйственных животных - на срок не менее чем год.
В силу пункта 15 Порядка N 170 возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях: образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, несоблюдения целей и условий предоставления субсидии, установления факта представления ложных сведений в целях получения субсидии.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в материалы дела представлены платежные поручения от 05.09.2013 N 36052, от 05.09.2013 N 8297694, свидетельствующие о перечислении субсидии, а также в качестве обоснования своих доводов, истец представил путевые листы трактора от 01.03.2013 N 310, от 02.03.2013 N 383, от 07.03.2013 N 420, от 08.03.2013 N 486, из которых следует, что посевы гороха закончены 08.03.2013.
Суд апелляционной инстанции отклоняет названный довод.
Представленные в материалы дела платежные поручения, путевые листы тракториста-машиниста, не относятся к числу документов бухгалтерского учета и отчетности, не являются основанием для ведения бухгалтерского учета, а потому не могут подтверждать факт окончания посевных работ.
Обществом представлен путевой лист трактора N 503 от 23.06.2013 и акт от 23.03.2013, в котором указано, что в ходе обследования комиссией установлено, что в результате обильных осадков в поле N 14 (1 с\о) в балке произошло вымокание посевов города на зерно на площади 3,7 га. Предложено пересеять площадь 3,7 га. Названный акт подписан главным агрономом общества Худым С.А., генеральным директором общества Симоновым А.С., главным агрономом управления сельского хозяйства муниципального образования Калининский район Новожиловым Н.А.
Кроме того, в материалах дела имеется договор страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой N Д-32350010-6.1-1-000213-13 и заявление о заключении договора страхования в котором указано на окончание срока сева/посадки гороха 26.03.2015.
Действующее правовое регулирование возврата бюджетных субсидий обусловлено нарушением условий получения субсидии, а не достижением полезного результата субсидирования.
Обществом соблюдены цели получения субсидии, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Поскольку доказательства использования обществом субсидий на иные цели, а не на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, истцом в материалы дела не представлены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу N А32-13034/2015 (с учетом исправительного определения от 10 августа 2015 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13034/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Ответчик: ООО "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань", ООО СК Советская Кубань, Руководителю Общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань" Слинько В. В.