г. Самара |
|
23 ноября 2015 г. |
А55-7091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
при участии:
от Министерства строительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представителя Ниловой О.В. (доверенность от 08.06.2015 N 05-01/2045),
от общества с ограниченной ответственностью "Лана" - представителя Филиной Т.В. (доверенность от 24.04.2015),
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц -не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года по делу N А55-7091/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лана", Самарская область, г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц - Качалиной Екатерины Валерьевны, Качалиной Елены Евгеньевны, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лана" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением, с учетом принятого судом уточнения, о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 29.10.2013 N СП-9/2096-0-14; о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) от 13.11.2013 N 3/10784 в предоставлении земельного участка по заявлению ООО "Лана" от 06.11.2009 г. N 20090603; об обязании передать заявление и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Качалина Екатерина Валерьевна, Качалина Елена Евгеньевна, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 18.09.2015) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 29.10.2013 N СП-9/2096-0-14. Также признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 13.11.2013 N 3/10784 в предоставлении земельного участка по заявлению ООО "Лана" от 06.11.2009 N 20090603. Министерству строительства Самарской области в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу вменено в обязанность передать в Администрацию городского круга Самара заявление ООО "Лана" от 06.11.2009 N 20090603, а также документы по заявлению ООО "Лана" от 06.11.2009 N 20090603. Администрации городского округа Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара вменено в обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года по делу N А55-7091/2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в которой Департамент также просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года по делу N А55-7091/2015 и отказать в удовлетворении заявленных ООО "Лана" требований.
Податели жалоб указывают на законность обжалуемых заключения Департамента и отказа Министерства в предоставлении земельного участка.
В материалы дела от ООО "Лана" поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором Общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года по делу N А55-7091/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поддержал апелляционную жалобу, просил также удовлетворить апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области.
Представитель ООО "Лана" в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения обеих апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на них, просил суд оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.11.2009 ООО "Лана" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением N 20090603, о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения производственной базы.
Применительно к спорному случаю в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с 01.07.2006 распоряжение земельными участками в целях их предоставления для строительства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Предоставление земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Регламент).
В соответствии с данным Регламентом, заявление общества было направлено Министерством в Департамент в целях организации работ по выбору земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, действовавшему до 01.03.2015, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В процессе выбора земельного участка для строительства уполномоченным органом было установлено, что в границы испрашиваемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930004:722 под индивидуальное жилищное строительство. Указанный земельный участок принадлежит физическим лицам на праве общей долевой собственности.
С учетом указанных обстоятельств, письмом от 29.10.2013 N СП-9/2096-0-14 Департамент проинформировал Министерство о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по заявлению ООО "Лана".
В связи с поступившим ответом Департамента Министерством было принято решение об отказе заявителю в утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Считая данные решения уполномоченных органов не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иного не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.11.2014 ООО "Лана" направило в Министерство строительства Самарской области письмо с просьбой предоставить ответ на заявление от 06.11.2009 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы по улице Кабельной (в районе жилых домов N N 46 и 48) в Промышленном и Советском районах города Самары, поскольку до настоящего времени обществом никакого ответа на заявление получено не было.
Согласно штемпелю на почтовом конверте ответ Министерства строительства Самарской области от 19.12.2014 (исх. N 3/8547), на письмо ООО "Лана" от 28.11.2014, получен ООО "Лана" 26.01.2015. Обратного суду не представлено.
Из приложения к указанному письму (исх. N 3/10784 от 13.11.2013) Заявителю стало известно об отказе ООО "Лана" в предоставлении земельного участка, для строительства производственной базы по улице Кабельной (в районе жилых домов N46 и 48), в Промышленном и Советском районах города Самары.
Ранее заявителем данный ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка получен не был. Доказательств обратного Министерством не представлено.
Принимая во внимание, что ООО "Лана" получило ответ на заявление от 06.11.2009 только 26.01.2015, судом первой инстанции правомерно указано, что срок на обращение в суд ООО "Лана" не был пропущен.
В рассматриваемый период порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливались нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, в заключении от 29.10.2013 N СП-9/2096-0-14 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара указал довод как основание для отказа, что в границы испрашиваемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930004:722 под индивидуальное жилищное строительство. Указанный земельный участок принадлежит физическим лицам на праве общей долевой собственности.
Данный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку участок формируется в своей сложившейся конфигурации, ограниченной уже смежными землепользователями, чьи права в установленном порядке зарегистрированы.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является этапом предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка, корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный регламентом и земельным кодексом, является юридической обязанностью том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства производственной базы в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта о выборе земельного участка должен был принять необходимый ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права:
1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков;
2) не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Ответчиками не представлено доказательств невозможности выбора таких вариантов, принимая во внимание, что заявитель испрашивает земельный участок с ориентировочным местом размещения, для капитального строительства производственной базы.
Следовательно, полномочный орган имел возможность начать процедуру по выбору испрашиваемого земельного участка по заявлению общества от 06.11.2009, в том числе в границах испрашиваемой ООО "Лана" в заявлении территории, за исключением земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0930004:722, но никаких возможных вариантов заявителю предложено не было.
Таким образом, оспариваемое заключение Департамента строительства в отношении рассмотрения заявления, поданного ООО "Лана" о предоставлении земельного участка повлек незаконный отказ Министерства строительства об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Министерство строительства, получив обращение общества о предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, по результатам рассмотрения данного заявления обязано принять решение с учетом документов, представленных Департаментом строительства в соответствии с требованиями, установленными статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации и Регламентом взаимодействия.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отказ в выборе земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характер, а должен основываться на действующих нормах закона и подтверждаться конкретными обстоятельствами о невозможности проведения процедуры выбора и определения вариантов расположения земельного участка.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Министерства строительства не соответствует положениям статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования общества "Лана" подлежат удовлетворению.
При этом, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в резолютивной части решения правомерно указал на необходимость устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Доводы апелляционных жалоб Министерства и Департамента проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, так как не опровергают правильных выводов суда первой инстанции о том, что ответчиками в материалы дела не представлено доказательств обеспечения выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков либо доказательств невозможности определения таких вариантов, принимая во внимание, что заявитель испрашивал земельный участок с ориентировочным местом размещения, для капитального строительства производственной базы.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с выводами, изложенными в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.05.2014 по делу А55-14171/2013.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина с Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в рассматриваемом случае не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2015 года по делу N А55-7091/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7091/2015
Истец: ООО "Лана"
Ответчик: Администрация г. о. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Самара, Качалина Е. В, Качалина Е. В., Качалина Е. Е, Качалина Е. Е., Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, УФМС по Самарской области отдела адресно-справочной работы