г. Чита |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А78-5228/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БАГОР" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2015 года по делу N А78-5228/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БАГОР" (ОГРН 1097536004246, ИНН 7536102582) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801 ИНН 7536095984), о признании незаконным отказа N 01-12/2169-А от 25.03.2015 г. в принятии решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса по обслуживанию участников транзитного движения по местоположению: г.Чита, трасса Р-258 "Байкал", и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
суд первой инстанции судья Цыцыков Б.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Горелов Р.В., представитель по доверенности от 20.04.2015; Шафоростова О.В., представитель по доверенности от 02.11.2015.
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "БАГОР", обратился в суд с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконным отказа N 01- 12/2169-А от 25.03.2015 г. в принятии решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса по обслуживанию участников транзитного движения по местоположению: г. Чита, трасса Р-258 "Байкал", и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решением суда первой инстанции от 15.09.2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку в самой ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации срок для реагирования на публикацию не указан, то такой срок установлен по аналогии с другими нормами земельного законодательства, регулирующими сходные правоотношения. Так, статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, статьей 34 Земельного кодекса РФ и статьей 6 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений Забайкальского края" предусматривается месячный срок для реагирования другими лицами на публикацию о предстоящем предоставлении земельного участка. Исходя из этого, в целях недопущения неопределенности в сроке, который Департамент должен был выдержать исходя из вышеуказанной правовой позиции высшего суда, разумный срок принят равным месяцу (по аналогии с вышеуказанными нормами закона) со дня размещения в СМИ сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время не представляется возможным принятие решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, поскольку законодательного основания принятия таких решений после 01.03.2015 г., не имеется, ст. 31 Земельного кодекса РФ утратила силу. Предоставление земельного участка для строительства в настоящее время возможно по правилам ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (на торгах либо без проведения торгов в случаях, прямо предусмотренных законом), поэтому заявитель вправе претендовать на получение такого земельного участка в силу названной нормы Земельного кодекса РФ, и его права не нарушены и не ограничены отказом Департамента в доступе к получению земельного участка.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Департамент рассмотрел его заявление от 26.11.2014 не в разумные сроки, затягивая вопрос его рассмотрения.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200290378543.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.10.2015.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 17.11.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителей заявителя, пришел к следующим выводам.
26.11.2015 общество обратилось с заявлением в Департамент о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта площадью 4,3 га, расположенного в районе трассы Р-258 Байкал в Железнодорожном районе города Читы для строительства многофункционального комплекса по обслуживанию участников транспортного движения (т. 1, л. 44). При этом в данном случае идет речь о земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
25 марта 2015 года Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принял решение об отказе обществу в удовлетворении заявления, указав, что: "процедура выбора по Вашему заявлению не была завершена до 01.03.2015" (т. 1, л. 43).
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 29 Земельного кодекса в редакции на 26.11.2014 было установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (ч. 5).
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции на 26.11.2014, было установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (ч. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (ч.9).
Частью 1 ст. 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" установлено, что к полномочиям Правительства Забайкальского края, осуществляемым за счет средств бюджета Забайкальского края (за исключением субвенций из федерального бюджета), в области земельных отношений относятся в том числе: 5) распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключение соответствующих договоров на основании правовых актов мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий; 13) принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95 Департамент - обеспечивает подготовку информации о земельных участках в целях предоставления их гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременно публикует такую информацию в газетах "Забайкальский рабочий" или "Азия-Экспресс" в установленных Федеральным законом случаях (п.9.10.9); - принимает решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов (п. 9.11.14).
Таким образом, на территории города Читы на 26.11.2014 решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются исключительно Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в действие 01.03.2015, отменен институт выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Таким образом у Департамента не было законных оснований после 01.03.2015 года принимать по заявлению общества решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Более того, ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписано, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и указанным исполнительным органом государственной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам этого аукциона осуществляет указанный исполнительный орган государственной власти (ч.17).
Как следует из материалов дела, для применения с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до указанной даты, было необходимо уже принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо размещения или опубликования извещения о проведении аукциона.
При этом ссылка на часть 2 ст. 34 данного закона не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в ней идет речь о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в то время как ч. 17 ст. 34 данного закона устанавливает правила для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, актуальность решения о предварительном согласовании места размещения объекта имеет значение, если оно принято до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В данном случае заявитель не оспаривал бездействие Департамента по непринятию соответствующего решения по заявлению от 26.11.2014 в установленные сроки, а оспорил отказ в принятии такого решения, принятого на основании вступившего в силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оснований признавать данное решение Департамента как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение в полной мере соответствует земельному законодательству, действующего в момент его принятия.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "15" сентября 2015 года по делу N А78-5228/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5228/2015
Истец: ООО "БАГОР"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края