г. Тула |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А62-1659/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.07.2015 по делу N А62-1659/2015, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белый ветер" (г. Смоленск, ОГРН 1066731111655, ИНН 6730065724) к администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719. ИНН 6730012070) о признании незаконным бездействия и обязании восстановить нарушенное право, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Белый ветер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Смоленска (далее - администрация), выразившееся в непредставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005 для строительства здания общественного назначения - крытого спортивного комплекса (физкультурно-оздоровительный комплекс) без трибун для зрителей с подземной парковкой в соответствии с поданным 01.12.2014 заявлением; просило обязать ответчика восстановить нарушенное право заявителя.
Решением суда от 20.07.2015 требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что действующем законодательством не предусмотрен отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) в связи с невозможностью строительства на земельном участке того или иного объекта.
Не согласившись с решением, администрация обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, администрация указывает, что на территорию, в состав которой входит спорный земельный участок, разработан и утвержден постановлением главы города Смоленска от 19.10.2012 N 1862 проект планировки территории и межевания застроенных территорий г. Смоленска и в соответствии с чертежом границ планируемого размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства спорный земельный участок расположен в границах земельного участка под многоквартирным жилым домом N 5 по пер. Смирнова г. Смоленска, в связи с чем при выдаче ГПЗУ будет нарушено утвержденное межевание земельных участков и нарушены права жителей. Отмечает, что обществом проект планировки не обжаловался.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 1 100 кв. м с кадастровым номером 67:27:0020608:0005 по ул. Октябрьской Революции в районе дома N 3 "Б", был предоставлен обществу муниципальным образованием город Смоленск на основании договора аренды от 25.01.2007 N 6235 под строительство здания общественного назначения, сроком на 3 года.
Постановлением администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 полномочия по распоряжению земельными участками были возложены на департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Приказом Департамента от 17.06.2011 N 1335 договор аренды земельного участка, заключенного с обществом, был прекращен.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании договора аренды земельного участка от 25.01.2007 N 6235 действующим (дело N А62-7460/2012).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.02.2013 по делу N А62-7460/2012 Обществу в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (дело N А62-7460/2012) договор аренды земельного участка от 25.01.2007 N 6235 признан действующим, с целевым назначением - для строительства здания общественного назначения.
Постановлением кассационной инстанции от 19.11.2013 постановление апелляционной инстанции оставлено без изменений.
Первоначально общество обратилось в администрацию с заявлением от 14.01.2014 о ГПЗУ с кадастровым номером 67:27:0020608:0005 для строительства 4-х этажного жилого дома с подземной парковкой.
Администрацией письмом от 14.02.2014 N 23-531 обществу было сообщено, что департаментом указанный земельный участок предоставлен для строительства здания общественного назначения. В связи с вышеизложенным подготовить и выдать ГПЗУ под испрашиваемые цели невозможно. Одновременно было сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28.02.2007 N 490, и внесенными изменениями, утвержденными решением 15-ой сессии IV созыва Смоленского городского Совета 09.11.2010 N 193 данный земельный участок в настоящее время находится в территориальной зоне Ж4 - зоне застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. В перечне градостроительных регламентов данный территориальной зоны объект - здание общественного назначения отсутствует. В связи с чем, обществу необходимо уточнить функциональное назначение объекта капительного строительстве с арендодателем.
Департамент как уполномоченный орган по распоряжению земельными участками на обращение общества о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005 в части вида разрешенного использования - для строительства многоквартирного жилого дома, затем для строительства коммерческого объекта, связанного с обслуживаем населения, сообщил, что это не представляется возможным ввиду ответа администрации от 28.04.2014 N 5-1446.
Администрация в указанном письме пояснила, что земельный участок расположен в границах территории, ограниченной ул. Октябрьской Революции - ул. Коммунистической - ул. Глинки - пл. Победы - пр. Гагарина ул. Николаева, на которую постановлением администрации города Смоленска от 19.10.2012 N 1862-адм утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий города Смоленска. Согласно данной документации указанный земельный участок расположен в границах сформированного земельного участка под жилым домом N 5 по пер. Смирнова.
Кроме того, указанный земельный участок расположен внутри квартала многоэтажной жилой застройки и проезд к нему возможен только по внутридворовым проездам придомовой территории жилых домов, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Гигиенические требованиям к участку и территории жилых зданий при их размещении", не допускающим транзитного движения транспорта по территориям жилых домов.
Одновременно обращено внимание: ГПЗУ на данный участок не оформлен. Общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о выдаче ГПЗУ для строительства различных объектов капитального строительства: гостиницы, многоэтажного жилого дома, объекта общественного назначения. Обществу в оформлении ГПЗУ под указанные объекты капитального строительства было отказано, в связи с непредставлением в полном объеме документов, определенных данной муниципальной услугой, включая проектное обоснование по размещению объекта строительства соответствующего требованиям технических регламентов, предъявляемым к таким объектам.
Учитывая изложенное, администрация посчитала нецелесообразным изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 1 100 кв. м с кадастровым номером 67:27:0020608:5 по ул. Октябрьской Революции, в районе 3 "б" и предложила рассмотреть вопрос по расторжению договора аренды земельного участка.
В настоящее время договор аренды земельного участка не расторгнут.
В течение 2014 года общество неоднократно обращалось в администрацию за выдачей ГПЗУ на разные объекты: многоквартирный жилой дом, гостиницу, физкультурно-оздоровительный комплекс.
01.12.2014 общество повторно направило в адрес главы администрации заявление с просьбой выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005 для строительства объекта капитального строительства общественного назначения - крытый спортивный комплекс (физкультурно-оздоровительный комплекс) без трибун для зрителей с подземной парковкой, с приложением к указанному заявлению ответа администрации на запрос направленный департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области о возможности согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005, как доказательства того обстоятельства, что ООО "Белый ветер" уже обращалось в департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005.
В письме от 29.12.2014 N 23/1779-исх администрацией обществу было сообщено, что рассмотрение вопроса о выдача ГПЗУ для строительства объекта капитального строительства общественного назначения - крытого спортивного комплекса (физкультурно-оздоровительный комплекс), возможно после устранения указанных замечаний в ранее направленном администрацией в адрес общества письме от 29.09.2014 N 23/186исх, а именно: не изменен вид разрешенного использования земельного участка, а здание общественного назначения в территориальной зоне Ж4 может размещаться только на земельных участках непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов (аналогичные доводы были приведены в письме администрации от 22.07.2014 N 5-2767).
Общество посчитало незаконным и нарушающим его права и законные интересы бездействие администрации, выразившееся в непредставлении градостроительного плана земельного участка, в связи с чем обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Исходя из положений части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Администрацией не оспаривается, что земельный участок предназначен для строительства.
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления заявления физического или юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
При этом градостроительное законодательство не устанавливает оснований, при которых отказывается лицу в выдаче градостроительного плана земельного участка применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Из изложенного следует, что в случае если органом местного самоуправления лицу предоставлен земельный участок для строительства, то оно обязано выдать градостроительный план указанного участка.
Постановлением администрации от 09.09.2011 N 1753-адм утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства" (далее - Регламент).
Согласно пунктам 2.4, 2.7 указанного Регламента процедура предоставления муниципальной услуги завершается получением одного из следующих документов: градостроительного плана земельного участка; ответа об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Для предоставления муниципальной услуги заявитель подает заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, написанное собственноручно (разборчивым почерком) или машинным способом, а также распечатанное посредством электронных печатающих устройств либо направленное посредством электронной почты, с приложением следующих документов для объектов капитального строительства, кроме объектов индивидуального жилищного строительства: копии документа, удостоверяющего личность гражданина (для юридических лиц - учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации; для индивидуальных предпринимателей - свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя); правоустанавливающих документов на земельный участок; топографической основы земельного участка с указанием даты и наименования организации, выполнившей топографическую съемку (съемку текущих изменений) в масштабах 1:500, 1:1000; информации о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства (инвентаризационного номера технического паспорта объекта, свидетельства о государственной регистрации); информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (технических условий).
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.7 Регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
Муниципальная услуга не предоставляется в случаях, когда выдача градостроительного плана земельного участка не требуется: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку претензий к пакету документов, представленному обществом с заявлением о выдаче ГПЗУ администрацией не заявлено, то у нее отсутствовали основания для отказа выдачи плана.
Ссылки администрации, изложенные в апелляционной жалобе, на особенности расположения земельного участка, влекущие ограничения для определения объекта возможной застройки судом второй инстанции отклоняются, поскольку данные вопросы подлежат разрешению на стадии выдачи разрешения на строительство.
В данной части решения фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем, общество полагает, что администрация была обязана выдать градостроительный план земельного участка, с конкретным указанием на его выдачу в целях строительства здания общественного назначения - крытого спортивного комплекса (физкультурно-оздоровительный комплекс) без трибун для зрителей с подземной парковкой.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с судом первой инстанции об обоснованности требования общества в части необходимости конкретизации цели - для строительства здания общественного назначения - крытого спортивного комплекса (физкультурно-оздоровительный комплекс) без трибун для зрителей с подземной парковкой, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Учитывая изложенные требования закона, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Частью 3 статьи 44 ГрК РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента) (при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка); информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Из приведенных норм следует, что администрации надлежало выдать обществу ГПЗУ на спорный земельный участок с приведением в соответствующих его пунктах информации о разрешенном использовании земельного участка и требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, которые, в свою очередь, должны были быть основаны на утвержденном проекте планировки применительно к конкретному земельному участку, в связи с чем решение в данной части подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.07.2015 по делу N А62-1659/2015 изменить в части признания незаконным бездействия администрации города Смоленска и обязании администрации города Смоленска выдать обществу с ограниченной ответственностью "Белый ветер" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005.
Признать незаконным бездействие администрации города Смоленска, выразившееся в непредставлении обществу с ограниченной ответственностью "Белый ветер" градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 3-б.
Обязать администрацию города Смоленска в течение тридцати дней со дня изготовления постановления по настоящему делу в полном объеме выдать обществу с ограниченной ответственностью "Белый ветер" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020608:0005, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 3-б.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1659/2015
Истец: ООО "Белый ветер"
Ответчик: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска Управление архитектуры м градостроительства.