г. Москва |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А40-107952/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2015 и дополнительное решение от 08.09.2015 по делу N А40-107952/15 (121-900) судьи Аксеновой Е.А.
по заявлению Лагоды М.С.
к МИФНС России по г. Москве N 46
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Толстова Н.С. по доверенности от 27.04.2015; |
от заинтересованного лица: |
Клюевский Г.В. по доверенности от 07.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратился Лагода М.С. с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве от 12.03.2015 N 13071А об отказе в государственной регистрации физического лица Лагода М.С. в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением суда от 31.08.2015 признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве от 12.03.2015 N 13071А об отказе в государственной регистрации физического лица Лагода М.С. в качестве индивидуального предпринимателя. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Лагода М.С. и зарегистрировать его в качестве индивидуального предпринимателя в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом суд исходил из того, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Дополнительным решением от 08.09.2015 г. взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве в пользу Лагода Максима Сергеевича расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей. Во взыскании оставшейся суммы расходов на оплату услуг представителя отказано. При этом суд исходил из того, что в данном случае разумными являются расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
С решением суда и дополнительным решением не согласился ответчик - МИФНС России по г. Москве N 46 и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и дополнительное решение. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что представленные в регистрирующий орган документы не могут рассматриваться как надлежащим образом оформленные.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда и дополнительного решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела 04.03.2015 заявителем в электронном виде были поданы в МИ ФНС России N 46 по г. Москве документы для государственной регистрации физического Лагоды М.С. в качестве индивидуального предпринимателя.
12.03.2015 по результатам рассмотрения представленных в регистрирующий орган документов принято решение N 13071А об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Решением УФНС России по г. Москве от 29.04.2015 г. N 02-34/041887 по жалобе заявителя, решение МИФНС России N 46 по г. Москве было оставлено без изменения.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя установлен ст.22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с п.п. "а", "б" п.1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).
В решении Инспекции установлено, что среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, по форме N 12001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года NММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" в связи с тем, что заполненный заявителем п.6.4 не соответствует указанным требования. Также в решении налогового органа указано о непредставлении основного документа физического лица, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина РФ.
Согласно п.1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования) установлены требования и порядок к заполнению формы N Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
В соответствии с пунктом 2.3 Требований при указании элементов адреса (места нахождения) для городов Москва и Санкт-Петербург подпункты 2.3 - 2.5 не заполняются.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, что, заполнив раздел 6 заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, по форме N 12001, указав одновременно: код города, его наименование, и адрес местонахождения, Лагода М.С. не нарушил нормы Закона о государственной регистрации, и данное обстоятельство не может повлечь отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Доводы ответчика о том, что в нарушение Требований п.6.4. (город) заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме N 21001) заполнен, что является основанием для отказа в государственной регистрации, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "а" п.1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Указание в заявлении о регистрации города не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении заявления о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и невозможности регистрации поданных заявителем сведений.
Доводы ответчика о том, что документы о регистрации физического лица представлены в регистрирующий орган не лично заявителем, а представлены в форме электронных документов являются необоснованными.
В соответствии с п.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 9 Приказа ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - Приказ) электронные документы направляются в регистрирующий орган в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл.
В соответствии с п. 11 Приказа, с отсканированным с бумажного носителя образом направляемого в регистрирующий орган заявления (уведомления, сообщения), а также документа, предусмотренного подпунктами "б" - "з" пункта 1 статьи 22.1, подпунктом "б" пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подписывается электронной подписью нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) на бумажном носителе.
Из материалов дела следует, что нотариус, заверил заявление Лагоды М.С. о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" по форме N Р21001, удостоверил личность заявителя и, направил в регистрирующий орган, отсканированный документ с оригинала паспорта Лагоды М.С., что не противоречит п.п. "б" п.1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации и Приказу ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ (л.д.77).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с этим оспариваемое решение налогового органа является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции правомерно в соответствии со ст. ст. 106, 110 АПК РФ взысканы по дополнительному решению с МИ ФНС России N 46 в пользу Лагоды М.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. как обоснованные и документально подтвержденные.
Доводы ответчика о том, что в расходы на оплату услуг представителя включены консультационные услуги, которые не относятся к судебным расходам, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что заявителем оплачены судебные расходы по договору об оказании юридических услуг в общей сумме 30 000 руб. (л.д.106). Судом по дополнительному решению взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. за оказание юридических услуг по подготовке и подаче заявления в суд, а также за оказание услуг по представлению и защите интересов заказчика в Арбитражном суде г. Москвы.
Ответчиком доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов не представлено.
Таким образом, решение суда и дополнительное решение являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2015 и дополнительное решение от 08.09.2015 по делу N А40-107952/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107952/2015
Истец: Лагода М. С., Лагода Максим Сергеевич
Ответчик: МИФНС N46 по г. Москве, МИФНС России по г. Москве N 46