г. Томск |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А27-11741/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н. В. Марченко,
судей: И. И. Бородулиной, М. Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Г. Большаниной с использованием средств аудиозаписи,
при участии представителей:
от заявителя: Александер Т. В., доверенность от 17.06.2015 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 сентября 2015 года по делу N А27-11741/2015 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" (ОГРН 1024201758030, ИНН 4216008176, 654027, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Курако, 33)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650066, г. Кемерово, пр. Ленина, 80 А)
о признании недействительным решения от 23.03.2015 N 13 осс/в,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным уточненного требования Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, Фонд) о признании недействительным уточненного требования N 2572 от 25 мая 2015 года, выставленного Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 10, на общую сумму задолженности в размере 10 673 044, 02 руб., из которых недоимка в сумме 10 404 129, 82 руб., пени в размере 268 914, 20 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФСС в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что суд не дал правовой оценки тому факту, что на момент рассмотрения дела и вынесения решения предмет спора отсутствовал.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в представленном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФСС.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 18.03.2014 страхователь обратился с заявлением о подтверждении основного вида деятельности на 2014 год и выделении структурного подразделения "Аппарат управления" в самостоятельную квалификационную единицу в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
01.04.2014 страхователю было выдано уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" в размере 8,5%.
После рассмотрения заявления по вопросу выделения структурного подразделения ОАО "ОУК Южкузбассуголь" - "Аппарат управления" в самостоятельную классификационную единицу Фонд письмом от 19.05.2014 N 17-03-11/05-5189 отказал в согласовании выделения структурного подразделения "Аппарат управления" в самостоятельную классификационную единицу.
Не согласившись с указанным отказом, ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10779/2014 от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда 28.11.2014, решение ФСС об отказе в выделении структурного подразделения в самостоятельную классификационную единицу, оформленное письмом от 29.05.2014 г. N 01-14/06-4999, признано незаконным, суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" путем принятия решения о выделении структурного подразделения "Аппарат управления" ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" в самостоятельную классификационную единицу с установлением для нее с 01.01.2014 года 1 класса профессионального риска.
08.12.2014 Фонд выдал страхователю уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для самостоятельной классификационной единицы "Аппарат управления" ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" в размере 0,2 %.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.03.2015 гоа решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.09.2014 года и постановление апелляционного суда от 28.11.2014 года отменены в части обязания Фонда принять решение о выделении структурного подразделения "Аппарат управления" ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в самостоятельную классификационную единицу с установлением для нее с 01.01.2014 года 1 класса профессионального риска.
Основанием для отмены судебных актов послужило то, что из материалов дела не усматривается, что Фонд либо Учреждение анализировали представленные Обществом документы в совокупности на предмет соответствия структурного подразделения Общества "Аппарат управления" категории самостоятельной классификационной единицы, суды правомерно признали незаконным отказ в выделении в самостоятельную классификационную единицу структурного подразделения, содержащийся в письме Фонда от 19.05.2014 N 17-03-11/055189, по мотиву непредставления положения о данном подразделении.
Кассационная инстанция посчитала преждевременным вывод судов о том, что структурное подразделение Общества "Аппарат управления" полностью соответствует критериям самостоятельной классификационной единицы. Компетентный орган не реализовал свои полномочия по проверке всего представленного заявителем комплекта документов, ограничившись формальным поводом для принятия оспариваемого решения - отсутствием положения о структурном подразделении, суд, не подменяя собой уполномоченный орган, должен был в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указать на признание оспариваемого ненормативного акта недействительным и на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фондом в адрес Общества было направлено требование N 4995 от 04.06.2015 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов на сумму 30 839 819,53 руб., сложившейся из-за разницы в размере страхового тарифа 8,5 % и 0,2% и неперечисленных в бюджет фонда социального страхования в 2014.
Кроме того, письмом N 01-07/08-6647 от 17.06.2015 г. ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в 2015 в выделении самостоятельной классификационной единицы структурного подразделения "Аппарат управления" было отказано.
16.06.2015 в адрес ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" было направлено уточненное требование N 2572 от 25.05.2015 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов.
Не согласившись с указанным требованием на общую сумму задолженности в размере 10 673 044, 02 руб., из которых недоимка - 10 404 129, 82 руб., пени в размере 268 914, 20 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что у ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" имеются правовые основания для уплаты с 01.01.2015 страховых взносов по подразделению "Аппарат управления" страхового тарифа - 0,2%.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска; отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Таким образом, законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех требований перечисленных в пункте 7 Правил.
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.206 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пункт 5 Порядка наделяет территориальный орган Фонда правом отнести страхователя, осуществляющего свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не представившего в срок до 15 апреля документы, указанные в пункте 3 Порядка, к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности; территориальный орган Фонда в срок до 01 мая соответствующего года уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа.
Таким образом, правовое значение для отнесения той или иной деятельности к основному виду деятельности страхователя, на основе которой определяется класс профессионального риска и устанавливается размер страхового тарифа, имеет именно фактически осуществляемая страхователем деятельность.
Для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (пункт 8 Порядка).
Получив указанные документы, территориальный орган ФСС в течение семи рабочих дней направляет их на согласование в ФСС. Фонд в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов рассматривает их на предмет соответствия требованиям пункта 7 Порядка и о результатах сообщает в территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя. Территориальный орган, в свою очередь, обязан в двухнедельный срок уведомить страхователя об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице (пункт 9 Порядка).
Законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, первым этапом осуществления которой является направление страхователю требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
Предъявление требования расценивается Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) как необходимое условие для последующего принудительного взыскания, поскольку в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого закон связывает возникновение у органа контроля за уплатой страховых взносов права принудительного взыскания в бесспорном порядке указанной в требовании задолженности.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае если требование выставляется по результатам проверки, данный срок ограничивается десятью днями со дня вступления в силу соответствующего решения.
Частью 8 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Согласно части 4 статьи 22.1. Федерального закона N 125-ФЗ недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок.
Как следует из материалов дела, 25.05.2015 г. ФСС было выставлено требование N 2572 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов (Приложение N 8), согласно которому за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 по состоянию на 31.03.2015 у Общества имеется задолженность по страховым взносам в размере 11 296,00 руб., а также пени в размере 3 780,20 руб., которую было предложено уплатить в течение 10 календарных дней со дня его получения.
11.06.2015 ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" было получено уточненное требование по уплате недоимки по страховым взносам N 2572 от 25.05.2015, согласно которому за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 по состоянию на 31.03.2015 г. у Общества числится задолженность по страховым взносам в размере 10 404 129,82 руб., а также пени в размере 48 409, 49 руб., которую также было предложено уплатить в течение 10 календарных дней со дня его получения.
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в нарушении части 8 стать 22 Федерального закона N 212-ФЗ в сопроводительном письме исх. N 01-14/04-10916 от 09.06.2015, а также в самом уточненном требовании N 2572 от 25.05.2015 Фонд не указал, что первоначальное требование об уплате недоимки по страховым взносам, вынесенное этим же днем, то есть 25.05.2015 за тем же номером, что и уточненное - 2572, было им отозвано или отменено.
Кроме того, Фондом не указано, каким образом, недоимка определенная ещё по состоянию на 31.03.2015 в один день - 25.05.2015 года увеличилась с 11 296 руб. до 10 404 129, 82 руб. и не обосновано, в связи с чем, сведения до страхователя об образовавшейся недоимке доведены спустя 2 месяца с момента её обнаружения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Общество обратилось в ФСС с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2015 год и выделении структурного подразделения "Аппарат управления" страхователя в самостоятельную классификационную единицу 15.04.015.
В тот же день Фондом выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым Фонд уведомил Общество о том, что в соответствии с заявленным основным видом деятельности - добыча каменного угля подземным способом предприятию определен 32 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8, 50 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений. Размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2015 года составляет 8, 50 процентов. Каких-либо иных документов по результатам рассмотрения указанных заявлений в адрес Общества Фондом не направлялось.
Согласно уведомлению от 08.12.2014 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Обществу в соответствии с заявленным основным видом деятельности "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" был установлен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, следовательно, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2014 года составляет 0,2 процентов.
На основании изложенного, с учетом того, что на момент выставления в адрес Общества первоначального требования N 2572 от 25.05.2015, уточненного требования N 2572 от 25.05.2015 и обращения в суд с настоящим заявлением Фонд не уведомил Общество об установлении с начала текущего года о размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска по самостоятельной классификационной единице - "Аппарат управления", апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции, что у ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" имеются правовые основания для уплаты с 01.01.2015 страховых взносов по подразделению "Аппарат управления" страхового тарифа - 0,2%.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принят во внимание факт того, что письмом ФСС спорное требование отозвано, суд не дал правовой оценки тому факту, что на момент рассмотрения дела и вынесения решения предмет спора отсутствовал, отклоняется судом апелляционной инстанции. В соответствии с письмом от 03.08.2015 г. исх. N 01-14/04-13034, на которое ссылается Фонд, спорное требование отозвано не было, а указано на то, что оно не подлежит исполнению.
Апелляционный суд также соглашается с доводом Общества о том, что в силу Постановления ФСС РФ от 21 мая 2008 г. N 110 и Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. Фонд не наделён полномочиями отзывать ранее выставленные требования либо признавать их недействительными, а может только уточнить ранее выставленное требование.
Кроме того, данная позиция Фонда о том, что на момент рассмотрения дела предмет спора отсутствовал, спорное требование было отозвано, противоречит иным доводам апелляционной жалобы о том, что уточненное требование N 2572 от 25.05.2015 г. было выставлено в адрес страхователя на законных основаниях и является действительным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 18 сентября 2015 года, которым удовлетворены требования заявителя о признания недействительным уточненного требования Фонда социального страхования N 2572 от 25.05.2015 на общую сумму задолженности в размере 10 673 044,02 руб., в том числе недоимка 10 404 129,82 рублей, пени в размере 268 914, 20 рублей, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 сентября 2015 года по делу N А27-11741/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулиной |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11741/2015
Истец: ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации