г. Саратов |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А12-32544/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 сентября 2015 года N А12-32544/2015 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания" (400080, г. Волгоград, ул. Командира Рудь, д. 1 "А", ОГРН 1093461000170 ИНН 3448045916)
к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15, ОГРН 1023403430082 ИНН 3444069673)
третье лицо: товарищество собственников жилья "Чародеи" (400112, г. Волгоград, б-р Энгельса, д. 15, кв. 104, ИНН 3448046042 ОГРН 1093461000302)
о признании недействительным предписания,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания", департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, товарищество собственников жилья "Чародеи" (почтовые уведомления N N 97707-97709 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания" (далее - ООО "КЖК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК) от 20.04.2015 N 775-П.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 августа 2015 года требования общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания" удовлетворены.
Признано недействительным предписание Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда от 20.04.2015 N 775-П.
С департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Обществу с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 325 руб. 50 коп.
Не согласившись с принятым решением, департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская Жилищная Компания", департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, товарищество собственников жилья "Чародеи", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной департаментом ЖКХ и ТЭК в отношении ООО "КЖК" в период с 13.04.2015 по 20.04.2015 департаментом выдано предписание N 775-П от 20.04.2015, которым на ООО "КЖК" возложена обязанность устранить выявленные нарушения и произвести перерасчет (возврат) доначисления платы за содержание и ремонт жилья, выставленный в платежном документе за октябрь 2014 года потребителям многоквартирного дома жителям дома N 3 по бульвару Энгельса в г. Волгограде в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
ООО "КЖК", не согласившись с предписанием департамента ЖКХ и ТЭК N 775-П от 20.04.2015, полагая, что оно является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что предписание N 775-П от 20.04.2015 не соответствует статьям 153, 156 ЖК РФ, Постановлению администрации Волгограда от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", нарушая права и охраняемые законом интересы заявителя, возлагая на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "КЖК" на основании договора управления от 01.11.2010 N 16-06, заключенного с товариществом собственников жилья "Чародеи" (далее - ТСЖ "Чародеи") является управляющей организацией многоквартирного дома N 3 по бульвару Энгельса в г. Волгограде.
Согласно пункту 3.3 договора управления от 01.11.2010 N 16-06 в случае, если решением общего собрания членов ТСЖ "Чародеи" не установлено иное, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и перечни работ определяются равными размеру платы и перечню работ, которые установлены действующими постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или по договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом уровня благоустроенности жилого дома. В случае принятия уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда решения об увеличении размера платы на услуги управления, содержания и текущий ремонт общего многоквартирных домов, управляющая организации соответственно увеличивает размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений для собственников по настоящему договору с момента вступления такого постановления в силу.
Как следует из материалов дела, члены ТСЖ "Чародеи" на общем собрании не принимали решения об установлении конкретного размера платы за содержание и ремонт жилого дома.
С 01 марта 2014 года Постановлением администрации Волгограда от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлен новый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В связи с этим ООО "КЖК" в платежных документах за июнь 2014 года увеличило размер платы за содержание и ремонт общего имущества на основании Постановления N 79 с 15,10 руб./кв.м. до 16,79 руб./кв.м. в соответствии с видом благоустройства, а также произвело доначисление за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения за период с марта по май 2014 года, в связи со вступлением в законную силу Постановления от 29.01.2014 N79.
Департамент пришел к выводу, что указанными действиями нарушаются требования действующего законодательства, поскольку позднее применение введенных тарифов жилищным законодательством не допустимо и разница в затратах должна относиться на убытки управляющей организации как несущей риск предпринимательской деятельности.
Указанное обстоятельство послужило основанием для выдачи обществу предписания от 20.04.2015 N 775-П о прекращении нарушений обязательных требований.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение, и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность как нанимателей, так и собственников жилых помещений оплачивать коммунальные платежи и вносить плату за содержание жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, Постановлением от 29.01.2014 N 79 утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с 01.03.2014.
ООО "КЖК" произвело первое начисление по указанному тарифу за июнь 2014 года, а также произвело доначисление за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения за период с марта по май 2014 года в связи со вступлением в законную силу Постановления от 29.01.2014 N 79.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований (подпункт "ж").
В соответствии с Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", в платежном документе указываются суммы перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, с учетом возможности как уменьшения платы так и доначисления платы (пункты 19-22).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия управляющей организации по доначислению платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с марта по май 2014 года с учетом введенных в действие с 01.03.2014 года тарифов за услуги "содержание и ремонт жилого помещения" и "управление" не являются противоправными.
Действия управляющей компании по использованию нового тарифа в расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения с июня 2014 года были вызваны обжалованием Постановления от 29.01.2014 N 79 в судебном порядке.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применение обществом действующих с 01.03.2014 нормативно установленных тарифов за услуги "содержание и ремонт жилого помещения" и "управление" не является нарушением норм действующего законодательства и не является основанием для освобождения жителей многоквартирных домов от оплаты фактически оказанных им услуг за март-май 2014 года, следовательно, не нарушает права потребителей и соответствует установленным тарифам за период с марта по май 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку они были известны суду при рассмотрении дела, получили надлежащую оценку в судебном акте, оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09 сентября 2015 года по делу N А12-32544/2015, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба департамента ЖКХ и ТЭК удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент ЖКХ и ТЭК освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части не рассматривался судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 сентября 2015 года по делу N А12-32544/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32544/2015
Истец: ООО "Красноармейская Жилищная Компания"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
Третье лицо: ТСЖ "Чародеи"