г. Воронеж |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А64-2580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Военного комиссариата Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 28.08.2015 г.) по делу N А64-2580/2015 (судья Подольская О.А.) по иску Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4 города Тамбова" (ОГРН 1026801362125) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 4 города Тамбова" (далее - ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - Военный комиссариат Тамбовской области, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 136 239 руб. 16 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 591 руб. 38 коп.
Определением суда первой инстанции от 19.05.2015 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Определением от 30.06.2015 г. арбитражный суд области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 28.08.2015 г.) исковые требования ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" удовлетворены в полном объеме.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, Военный комиссариат Тамбовской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" и Военного комиссариата Тамбовской области не явились.
Через канцелярию суда от ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.05.2013 г. между Военным комиссариатом Тамбовской области (военный комиссариат) и ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" (лечебное учреждение) был заключен договор N 181, предметом которого является проведение лечебным учреждением гражданам при призыве на военную службу по направлению отдела ВКТО по г. Тамбову лабораторных, инструментальных исследований (п. 1.1 договора).
В п. 5.1 договора закреплено, что настоящий договор заключается сроком на один год, вступает в силу со дня его подписания сторонами, прекращает свое действие 31.12.2013 г.
В соответствии с п. 1.3 договора сумма договора составила 71 400 руб.
В силу п. 2.2.2 договора военный комиссариат обязался оплатить лечебному учреждению стоимость проведенных исследований, указанных в п. 2.1.1 настоящего договора.
Согласно п. 3.1 договора оплата стоимости лабораторных и инструментальных исследований производится по экономически обоснованным тарифам.
Военный комиссариат в срок до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводились исследования, производит оплату предъявленных счетов при условии поступления финансирования на указанные цели (п. 3.4 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.06.2014 г. по делу N А64-2654/2014 с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" была взыскана сумма основного долга по договору N 181 на проведение лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу от 06.05.2013 г. в размере 39 440 руб.
При этом из указанного решения суда по делу N А64-2654/2014 следует, что сумма задолженности Военного комиссариата Тамбовской области в размере 39 440 руб. подтверждена двухсторонним актом сверки расчетов за период с января 2010 года по ноябрь 2013 года.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С 31.12.2013 г. договор N 181 от 06.05.2012 г. прекратил свое действие на основании п. 5.1 договора.
Вместе с тем представленными в материалы дела актами об оказании услуг N 00000439 от 13.12.2013 г. на сумму 8 355 руб., N 00000129 от 07.04.2014 г. на сумму 15 234 руб., N 00000169 от 26.05.2014 г. на сумму 9 737 руб. 84 коп., N 00000385 от 30.09.2014 г. на сумму 32 417 руб. 20 коп., N 00000396 от 31.10.2014 г. на сумму 41 847 руб. 76 коп., N 00000473 от 28.11.2014 г. на сумму 10 206 руб. 80 коп., N 00000502 от 18.12.2014 г. на сумму 16 008 руб., N 00000537 от 25.12.2014 г. на сумму 2 432 руб. 56 коп. подтверждается, что истец в декабре 2013 года, а также в апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2014 года оказал ответчику услуги по проведению лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу на общую сумму 136 239 руб. 16 коп.
Однако ответчик стоимость оказанных в данный период услуг не оплатил.
Наличие задолженности у Военного комиссариата Тамбовской области в сумме 136 239 руб. 16 коп. подтверждено также актом серки взаимных расчетов за период 2014 года, подписанным сторонами без каких-либо разногласий.
Направленная в адрес ответчика претензия исх. N 01-13/69 от 28.01.2015 г. с требованием оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена Военным комиссариатом Тамбовской области без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу обычных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с положениями ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2015 г.) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в срок и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг в полном объеме (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В свою очередь, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" регулируются вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности.
Так, согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В п.п. 6 и 7 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. N 1441.
Согласно п. 2 указанного Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Расходы, понесенные медицинским учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.204 г. N 704 (далее - Правила N 704).
На основании подп. 3 п. 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствие с п. 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 1 - 3 и 5 п. 2 настоящих Правил, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности (п. 4 Правил N 704).
Таким образом, в силу вышеизложенных правовых норм на военные комиссариаты возложена, в том числе обязанность по оплате оказанных медицинским учреждением услуг по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан при призыве на военную службу.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Частью 1 ст. 9 АПК РФ предусмотрено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Истцом в подтверждение факта оказания в декабре 2013 года, а также в 2014 году услуг по проведению лабораторных и инструментальных исследований гражданам при призыве на военную службу на общую сумму 136 239 руб. 16 коп. в материалы дела представлены акты об оказании услуг N 00000439 от 13.12.2013 г. на сумму 8 355 руб., N 00000129 от 07.04.2014 г. на сумму 15 234 руб., N 00000169 от 26.05.2014 г. на сумму 9 737 руб. 84 коп., N 00000385 от 30.09.2014 г. на сумму 32 417 руб. 20 коп., N 00000396 от 31.10.2014 г. на сумму 41 847 руб. 76 коп., N 00000473 от 28.11.2014 г. на сумму 10 206 руб. 80 коп., N 00000502 от 18.12.2014 г. на сумму 16 008 руб., N 00000537 от 25.12.2014 г. на сумму 2 432 руб. 56 коп., подписанные ответчиком без разногласий, скрепленные печатью Военного комиссариата Тамбовской области.
Кроме того, факт оказания услуг подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период 2014 года, также подписанным ответчиком без разногласий и скрепленным его печатью.
Между тем, Военный комиссариат Тамбовской области в нарушение положений ст. 65 АПК РФ доказательств оплаты оказанных ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" услуг в материалы дела не представил.
Доводы ответчика о том, что в 2014 году до Военного комиссариата Тамбовской области лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких-либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, правильно не приняты судом области, поскольку данные обстоятельства в силу положений п. 3 ст. 401 ГК РФ не являются основанием для прекращения обязательства по оплате фактически оказанных услуг.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерным и подлежащим удовлетворению требование ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" о взыскании с Военного комиссариата Тамбовской области основного долга в сумме 136 239 руб. 16 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.01.2015 г. по 27.03.2015 г. в сумме 2 591 руб. 38 коп.
Согласно главе 25 ГК РФ взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства.
В п. 50 Постановления Пленума Высшего Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что просрочку уплаты должником денежных сумм за оказанные ему услуги следует квалифицировать как пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ (в редакции, действующей в спорный период) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
В п. 3 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 13/14 от 08.10.1998 г. "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что в случаях, когда сумма долга уплачена должником с просрочкой, судом при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга), если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки.
Согласно расчету истца размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.01.2015 г. по 27.03.2015 г., исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ - 8,25% и суммы основного долга - 136 239 руб. 16 коп., составляет 2 591 руб. 38 коп.
Представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком не оспорен, контррасчет в опровержение расчета истца не представлен (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 591 руб. 38 коп.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в 2014 году договорных отношений между Военным комиссариатом Тамбовской области и ТОГБУЗ "ГКБ N 4 г. Тамбова" не принимаются судебной коллегией, так как отсутствие договора в виде отдельного документа не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку услуги фактически были оказаны истцом, приняты ответчиком и, следовательно, подлежат оплате.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Между тем, заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 102-112, 266-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.08.2015 г. по делу N А64-2580/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2580/2015
Истец: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская улиническая больница N 4 г. Тамбова"
Ответчик: Военный комиссариат Тамбовской области, ФКУ Военный комиссариат Тамбовской обл.