г. Владимир |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А79-4956/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" (ОГРН 2130098865, ИНН 2130098865) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.09.2015 по делу N А79-4956/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации от 14.05.2015 N 97-15-Ю/0014/3110.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" (далее -Общество) внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций 28.08.2012 за N 2120521002017.
Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банком Российской Федерации (далее по тексту - Банк) в результате мониторинга отчетности, представленной в Банк России микрофинансовыми организациями, было установлено, что Общество не предоставило в Банк отчетность о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за 2014 год.
Банком в адрес Общества направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.02.2015 N 21-12/1379, которым Обществу предписано в тридцатидневный срок с момента получения предписания представить отчетность о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за 2014 год.
Поскольку в установленный срок требуемые документы в полном объеме представлены не были, уполномоченное должностное лицо Банка в отношении Общества 28.04.2015 составило протокол об административном правонарушении N 97-15-Ю/0014/1020 и 14.05.2015 вынесло постановление N97-15-Ю/0014/3110 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 04.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Заявитель жалобы отмечает, что им были предприняты попытки заблаговременного исполнения предписания.
Общество утверждает, что не обладало сведениями о том, что отчет в электронном виде не поступил в административный орган.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
На основании пункта 2 части 3 статьи 14 Закона N 151-ФЗ Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.
В силу части 4 статьи 14 Закона N 151-ФЗ в отношении микрофинансовой организации Банк России проводит проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, утвержденном Банком России; требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений; дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (пункты 4, 6, 7).
Статьей 15 Закона N 151 -ФЗ установлено, что микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в Банк России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 17.05.2014 N 3263-У "О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" (далее - Указание N 3263-У) установлены:
форма отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (приложение 1),
форма отчета о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (приложение 2)
и сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (приложение 3).
В соответствии с пунктом 1 приложения 3 Указания N 3263-У документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25.05.2010 N 17347, 12.10.2010 N18687, 14.09.2011 N 21790, 01.06.2012 N 24428, 24.08.2012 N 25262, с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.
Пунктом 2 указанного приложения установлено, что отчетным периодом для составления отчетности является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Отчетность за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года представляется не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода. Отчетность за календарный год - дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений (пункт 3 приложения 3).
Согласно пунктам 4, 5 приложения 3 файл с электронным документом, содержащим отчетность, подготавливается с помощью программы-анкеты, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cbr.ru). Полученный файл с электронным документом, содержащим отчетность, подписывается электронными подписями лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) и главного бухгалтера микрофинансовой организации. Руководитель (единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер микрофинансовой организации несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, предписанием от 09.02.2015 N 21-12/1379 Обществу было предписано в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания:
1) устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в устанавливающей части предписания;
2) принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, указанного в устанавливающей части предписания;
3) направить в административный орган отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Согласно почтовому уведомлению предписание было получено Обществом 18.02.2015. Следовательно, срок исполнения предписания истек 20.03.2015.
Из материалов дела следует, что отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за 2014 год Обществом представлен 01.03.2015.
Вместе с тем согласно данным регистрации входящей корреспонденции отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за 2014 год по состоянию на 28.04.2015 не представлен.
Таким образом, в установленный срок предписание Обществом в полном объеме не исполнено.
Факт невыполнения Обществом предписания уполномоченного органа в установленный срок самим Обществом не оспаривается и подтвержден материалами дела.
При изложенных обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь профессиональным участником рынка внешнеэкономической деятельности, при той заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для строгого соблюдения требований законодательства, должно и могло осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть возможность наступления негативных последствий, а также очевидность своей обязанности по своевременному предоставлению в уполномоченный орган документов, подтверждающих своевременное исполнение его законного предписания, которую не исполнило, а препятствий к этому у него не имелось.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, вредных последствий, Банк с учетом части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно назначил административный штраф в размере 250 000 рублей, то есть ниже низшего предела, установленного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании суда первой инстанции представители Общества подтвердили соблюдение Банком процедуры привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Между тем оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашёл исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Вменяемое заявителю жалобы деяние посягает на установленный порядок в сфере осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на финансовых рынках, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.09.2015 по делу N А79-4956/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити Финанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4956/2015
Истец: ООО "Сити Финанс"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации Волго-Вятское главное управление Отделение-Национальный банк по Чувашской Республике
Третье лицо: ИФНС по г. Чебоксары