г. Чита |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А58-2830/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Окружной администрации города Якутска и Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2015 года по делу N А58-2830/2015 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании недействительным решения от 26.02.2015 г. N 02-08/15А,
(суд первой инстанции судья Терских В. С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьих лиц:
Общества с ограниченной ответственностью "Р.И.К." (ОГРН 1111435006440, ИНН 1435242215) (далее ООО "Р.И.К."): не явился;
Общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищный стандарт" (ОГРН 1121435006747, ИНН 1435254490) (далее ООО "Жилищный стандарт"): не явился;
Общества с ограниченной ответственностью "Уран" (ОГРН 1051402032538, ИНН 1435155700) (далее ООО "Уран"): не явился;
Общества с ограниченной ответственностью "Рекорд Якутск" (ОГРН 1041402041988, ИНН 1435149826) (далее ООО "Рекорд Якутск"): не явился;
Общества с ограниченной ответственностью "Харон" (ОГРН 1131447007999, ИНН 1435267361) (далее ООО "Харон"): не явился;
Прокуратуры города Якутска (ОГРН 1031402044563, ИНН 1435058287) (далее прокуратура): не явился;
Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" (далее МУП "Жилкомсервис") (ОГРН 1111435006935, ИНН 1435242617): не явился,
установил:
Окружная администрация города Якутска (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительным решения от 26.02.2015 г. по делу N 02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Администрации по непроведению в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация и третье лицо - МУП "Жилкомсервис" обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционных жалобах поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как не обоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявители апелляционных жалоб указывают, что в материалах дела отсутствуют доказательства проведения конкурса и факта передачи септиков МУП "Жилкомсервис" без проведения конкурсных процедур.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционные жалобы с указанными в них доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третьи лица (ООО "Р.И.К.", ООО "Жилищный стандарт", ООО "Уран", ООО "Рекорд Якутск", ООО "Харон") и прокуратура отзывы на апелляционные жалобы в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционные жалобы и отзыв на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из представленных в материалы дела документов следует, что на основании обращения прокуратуры о нарушении Администрацией Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольным органом проведена проверка деятельности Администрации при заключении договора с МУП "Жилкомсервис" о передаче бесхозяйных объектов (септиков), расположенных в мкрн. Марха.
На основании результатов проверки руководителем антимонопольного органа 28.01.2015 г. возбуждено дело N 02-08/15А и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства.
По результатам антимонопольного расследования комиссия УФАС вынесла решение от 26.02.2015 г. по делу N 02-08/15А о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в вынесении распоряжения N 1962р от 23.10.2013 г. и передачи канализационных септиков МУП "Жилкомсервис".
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Администрации удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации N 1985р от 23.10.2013 г. "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск" Департаменту имущественных и земельных отношений поручено:
- расторгнуть договоры ответственного хранения с муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" на бесхозяйные объекты (234 септика), указанные в приложении N 1 к настоящему распоряжению;
- в срок до 31.12.2013 г. совместно с МУП "Жилкомсервис" оформить передаточный акт, с правом передачи полномочий третьим лицам, на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, указанные в приложении N 1;
- МУП "Жилкомсервис" поручено принять по акту приема- передачи бесхозяйные объекты недвижимого имущества, указанные в приложении N 1, осуществить отбор организаций коммунального комплекса на территории городского округа "город Якутск" на обслуживание и содержание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанные в приложении N 2 настоящему распоряжению (30 септиков), оформить передаточные акты с организациями коммунального комплекса городского округа "город Якутск".
24.12.2013 г. Администрацией принято распоряжение N 2416р "О внесении изменений в распоряжение от 23.102013 г. N 1985р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск".
Согласно указанному распоряжению, в приложение N 1 "Перечень бесхозяйных объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" включены 148 объектов, в приложение N 2 "Перечень бесхозяйных объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче организациям коммунального комплекса городского округа "город Якутск" включено 30 септиков, расположенных в микрорайоне Марха городского округа "город Якутск".
Пункт 1 распоряжения N 1985р дополнен подпунктом 1.3 следующего содержания "1.3 осуществить отбор организаций коммунального комплекса на территории городского округа "город Якутск" на обслуживание и содержание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанных в приложении N 2 к настоящему распоряжению".
Во исполнение указанного распоряжения органом местного самоуправления проведен конкурсный отбор организаций коммунального комплекса, на который были поданы заявки ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск".
14.01.2014 г. между Администрацией и вышеуказанными юридическими лицами подписаны передаточные акты на бесхозяйные объекты недвижимости, в соответствии с которыми принимающая сторона обязуется принять во временную эксплуатацию бесхозяйное имущество (септики).
30.09.2014 г. Администрацией издано распоряжение N 1692р "О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года N 1985 р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск".
Указанным распоряжением изменены приложения N 1 и N 2.
Приложение N 2 названо "Перечень бесхозяйных септиков, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск", и в нем указано 38 септиков, расположенных в микрорайоне Марха городского округа "город Якутск".
Приложение N 1 названо "Перечень бесхозяйных септиков, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" и включает в себя 153 септика, расположенных в городе Якутске.
В связи с изменениями, внесенными в распоряжение N 1985р от 23.10.2013 г., Администрацией в адрес ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск" были направлены уведомления о расторжении передаточных актов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 39 Устава городского округа "город Якутск", установлено, что правовые акты главы округа и правовые акты Окружной администрации города Якутска, изданные в пределах полномочий главы округа, в том числе как главы Окружной администрации города Якутска, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории городского округа "город Якутск" организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления, выборными и другими должностными лицами и населением и не требуют дополнительного утверждения органами государственной власти.
В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке конкурсного отбора организаций коммунального комплекса городского округа "город Якутск", на выполнение работ по водоотведению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 12.12.2013 г. N 342п, (далее - Положение о порядке конкурсного отбора), отбор организаций коммунального комплекса по водоотведению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту септиков, находящихся на территории городского округа "город Якутск" производится на основании открытого конкурса.
Пунктом 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Однако, как следует из материалов дела, в силу распоряжения N 1692р и в нарушение пункта 2.1 передаточного акта, с организациями коммунального комплекса (ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск" передаточные акты были расторгнуты, а 148 канализационных септиков распоряжением Администрации N 2416р, без проведения конкурсных процедур, были переданы МУП "Жилкомсервис".
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права Администрация осуществила обязанность по содержанию септиков путем передачи полномочий по их содержанию, выбрав конкретный хозяйствующий субъект для выполнения вышеназванных работ и услуг (МУП "Жилкомсервис") без проведения конкурса, тем самым создав преимущественные условия деятельности для МУП "Жилкомсервис", которые повлекли или могли повлечь за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку последующие распоряжения Администрации N 28п от 10.02.2015 г. и N 156п от 10.02.2015 г. не отменяют факта нарушения ею антимонопольного законодательства при вынесении распоряжений N 2416р от 24.12.2013 г. и N 1692р от 30.09.2014 г., суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований Администрации о признании недействительным решения УФАС от 26.02.2015 г. по делу N 02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы же, приведенные в апелляционных жалобах о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства передачи септиков МУП "Жилкомсервис" без проведения конкурсных процедур, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку указанный факт подтверждается как уведомлениями о расторжении передаточных актов, направленных Администрацией в адрес ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск", так и Приложениями N 1 и N 2 к распоряжению N 1692р "О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года N 1985 р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск", согласно которым МУП "Жилкомсервис" подлежат передаче 38 септиков, расположенных в микрорайоне Марха городского округа "город Якутск" и 153 септика, расположенных в городе Якутске.
Кроме того, сам факт расторжения Администрацией передаточных актов с ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск" и вынесение изменений в распоряжение Администрации от 23.10.2013 г. N 1985р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск", является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции
Иные доводы, приведенные в апелляционных жалобах Администрации и МУП "Жилкомсервис", основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, указанные доводы апелляционных жалоб были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не приведено.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2015 года по делу N А58-2830/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2015 года по делу N А58-2830/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2830/2015
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: МУП "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск", ООО "Рекорд-Якутск", ООО "РИК", ООО "Уран", ООО "Харон", ООО Управляющая Компания "Жилищный Стандарт", Прокуратура города Якутска