г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А56-21561/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: Логинов И.А. по доверенности от 01.07.2015
от ответчика: Зозуля Т.В. по доверенности от 28.10.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24597/2015) ОАО "Совфрахт"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2015 по делу N А56-21561/2015 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ОАО "Совфрахт"
к ООО "Трансойл"
о взыскании 9 011 424 руб. 00 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Совфрахт" (далее - истец) с иском обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ответчик) о взыскании с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений 8.717.304 руб. 00 коп. убытков, полученных в результате задержки вагонов.
Решением от 13.08.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы истец указывал, что вследствие сверхнормативной задержки вагонов ответчиком истец был лишен возможности получить в эти дни доходы и покрыть свои расходы от оказания новых услуг третьим лицам с использованием этих вагонов.
Ответчик в представленном отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств нарушения исполнения ответчиком договорных обязательств.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом, между истцом (экспедитор) и ответчиком (клиент) был заключен Договор транспортной экспедиции N ТЭ-07/13-13 от 01.07.2013 (далее-Договор), по которым Истец оказывал Ответчику услуги по предоставлению железнодорожных вагонов для перевозок грузов, а Ответчик обязался использовать вагоны Истца для перевозки грузов в соответствии с условиями Договора и законодательства РФ.
Согласно 1.7., 2.1.1. и 2.1.2. Договора, Истец предоставлял Ответчику ж/д вагоны (цистерны), которые принадлежат Истцу на права аренды и/или лизинга и в отношении которых Истец является лизингополучателем/арендатором указанных вагонов, в связи с чем ежесуточно и независимо от места нахождения (на станции погрузки, на станции, выгрузки, в пути, в простое и т.д.) и/или использования/неиспользования вагонов - Истец нес расходы по уплате арендной платы собственникам вагонов.
Согласно п.4.2.8. Договора, Ответчик был обязан использовать вагоны в соответствии с техническими нормами эксплуатации ж/д транспорта. Такие нормы установлены в т.ч. в Правилах исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом (утв. приказом МПС РФ N 27 от 18.06.2003).
В приложениях к Договору установлены ставки (стоимость услуг Истца) по предоставлению вагонов, которые рассчитаны в соответствии с законодательством - исходя из нормативных сроков доставки грузов, установленных Правилами исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом (утв. приказом МПС РФ N 27 от 18.06.2003).
В том случае, если вагон находится в рейсе дольше, чем нормативный срок, то Исполнитель несет убытки от задержки вагона в размере незапланированной аренды за вагоны за эти дни.
Средняя ставка аренды, которую Истец платил по лизингу/аренда вагонов по договорам с собственниками вагонов, составляли 1.032 руб./вагон/сутки.
Исходя из обзорных публикаций по ставкам аренды цистерн на 2013 г. (прилагаются), рыночная стоимость использования нефтебензиновых цистерн составляла в среднем от 900 до 1.120 руб./сутки без НДС.
Истец, ссылаясь на то, что задержка вагонов произошла в период их нахождения под перевозкой грузов, то есть в период действия договора перевозки между грузоотправителем (контрагентом Ответчика) и перевозчиком (контрагентом контрагента Ответчика), истец как владелец вагонов не является стороной договора перевозки и не имеет прав на предъявление претензии напрямую к перевозчику, обратился ответчику с претензиями N 00165, N 00096, N 42 и N 44953 о выплате убытков.
Поскольку указанные претензии ответчик оставил без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности был правомерно отклонен судом первой инстанции и судом обоснованно указано, что к спорному договору не применим специальный годичный срок исковой давности, установленный ст. 13 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". В данном случае должен применяться общий срок исковой давности в три года, который истцом не пропущен.
В указанной части решение не оспаривается.
Согласно статьям 15 и 1083 ГК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов.
Требования истца сводятся к взысканию убытков в виде арендных и лизинговых платежей, подлежащих выплате за период сверхнормативного использования вагонов ответчиком, с представлением в обоснование заявленного требования и его размера договоров аренды вагонов, договоры лизинга и платежные поручения о перечислении арендных и лизинговых платежей.
Однако, арендные и лизинговые платежи не могут быть отнесены ни к реальному ущербу, ни к упущенной выгоде, в виде неполучения доходов, поскольку являются расходами, фактически возникающими, при обычной финансово-хозяйственной деятельности и не имеют отношение к предмету рассматриваемого спора о взыскании убытков.
Кроме того, пунктами 4.2.9. и 6.8 договора N ТЭ-07/13-13 от 01.07.2013 предусмотрены сроки нахождения вагонов под выгрузкой, порядок исчисления таких сроков, а также ответственность в случае превышения указанных сроков в виде неустойки и установлен размер такой неустойки.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку в данном случае, в основание иска положено ненадлежащее исполнение ответчиком договорных отношений. Таким образом, ответчик несет самостоятельную ответственность за нарушение сроков нахождения вагонов под выгрузкой, вследствие чего в случае нарушения п. 4.2.9 договора возмещению подлежали бы не убытки, а именно неустойка в соответствии с п. 6.8 договора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал требования истца необоснованными, неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2015 по делу N А56-21561/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21561/2015
Истец: ОАО "Совфрахт"
Ответчик: ООО "Трансойл"