г. Воронеж |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А35-5383/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.09.2015 по делу N А35-5383/2015 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756) к Государственной жилищной инспекции Курской области об отмене постановления N 03-01/160 от 03.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", ООО "КТК" Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене постановления N 03-01/160 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции (далее - административный орган, Инспекция) 03 июня 2015 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.09.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что вина Общества во вменяемом административном правонарушении Государственной жилищной инспекции Курской области не доказана. ООО "КТК" не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Указывает, что в настоящее время все система теплоснабжения и теплопотребления города Курска спроектирована и смонтирована для эксплуатации горячего водоснабжения при обеспечении температуры горячей воды в местах водозабора не ниже 50 градусов С (закрытая система) и не ниже 60 градусов С (открытая система).
В доме N 31 по 2-му Воротнему переулку в г.Курске отсутствуют проектные возможности для нагрева воды до требуемого нормативного уровня.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Государственная жилищная инспекция Курской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы жалобы не оспорила.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.11.2016 по 12.11.2015 ( с учетом выходных дней).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Между собственником помещения жилого дома N 21 по 2-му Воротнему переулку в г. Курске и ООО "Чистый СевероЗапад" 07.07.2013 заключен договор управления.
В свою очередь ООО "Чистый СевероЗапад", в рамках исполнения своих обязанностей, с ООО "КТК" заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 2320089 от 01.05.2013.
По условиям указанного договора энергоснабжающая организация ООО "КТК" подает абоненту - управляющей организации тепловую энергию и горячую воду на энергоснабжение, в том числе, жилого дома N 21 по 2-му Воротнему переулку г. Курска.
В Государственную жилищную инспекцию Курской области 23.04.2015 поступило обращение ООО "Чистый СевероЗапад" о проведении проверки по адресу: 2-ой Воротний пер., 21, в связи с тем, что температура горячей воды на вводе в дом Т=56С, Т=48С, что не соответствует нормам по предоставлению коммунальной услуги по ГВС.
На основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области от 12.05.2015 N 2537 о проведении внеплановой выездной проверки с целью осуществления контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан по предоставлению жилищных услуг, отвечающих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, 18.05.2015 была проведена проверка в отношении ООО "КТК" по адресу г. Курск, 2-ой Воротний пер., 21.
В ходе проверочных мероприятий 18.05.2015 сотрудником Инспекции было установлено нарушение ООО "КТК" п. 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым, температура горячей воды в местах водозабора должна соответствовать СанПин 2.1.4.2496-09, а именно не должна быть менее +60 градусов.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 18.05.2015 N 2537. Также в данном документе указано на то, что замеры произведены термометром ТК 5.06, заводской номер N 1154372 (свидетельство о поверке N 11409-03, действительно до 22.10.2015).
На основании указанного акта Государственной жилищной инспекцией Курской области выдано предписание N 2537 от 18.05.2015, согласно которому ООО "КТК" надлежало в срок до 20.06.2015, принять меры, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению нормального качества.
Ведущим консультантом отдела инспекторских проверок Государственной жилищной инспекции Курской области был составлен протокол об административном правонарушении N 03-02/526, в котором зафиксирован факт совершения ООО "Курская теплосетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Инспекции от 03.06.2015 N 05-01/160 ООО "КТК" было привлечено к административной ответственности на основании ст.7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к вводу о доказанности вины Общества во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
На основании ч.ч. 15, 16 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно - технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил, коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения дома N 21 по 2-му Воротнему пер. города Курска, компетентным лицом Инспекции было установлено, что на вводе в жилой дом N79, расположенный по адресу г. Курск, ПЛК, температура горячей воды составила 54,0 град С., 42,0 С, в квартире N 90 температура горячей воды при открытии крана составляет 49,5 град. С,(кухня), 47,5С (ванная), после слива в течение 3 минут, в квартире N 114 температура горячей воды при открытии крана составляет 49,3 град. С,(кухня); 49,0С (ванная), после слива в течение 3 минут.
Допущенное Обществом нарушение требований норм действующего законодательства подтверждаются актом проверки от 18.05.2015 N 2537, протоколом об административном правонарушении N 03-03/526 от 27.05.2015 и иными доказательствами, представленными в материалах дела, которые соответствуют требованиями относимости, допустимости и достаточности.
Процедура привлечения к административной ответственности Инспекцией соблюдена (обратного Обществом не доказано). Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления не истек.
Учитывая вышеизложенное, суд области на законных основаниях отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что в акте проверки от 18.05.2015 не отражены сведения, касающиеся правил отбора воды, отклоняются апелляционным судом. В акте нашло отражение каким образом, в каких точках и какими приборами осуществлялся отбор проб, что не противоречит действующим нормам.
Довод Общества о том, что последнее не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется апелляционным судом, поскольку из толкования во взаимосвязи норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилого дома.
Довод заявителя жалобы о том, что в настоящее время все система теплоснабжения и теплопотребления города Курска спроектирована и смонтирована для эксплуатации горячего водоснабжения при обеспечении температуры горячей воды в местах водозабора не ниже 50 градусов С (закрытая система) и не ниже 60 градусов С (открытая система) не может быть принят во внимание.
Исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные. Необходимость исполнения той или иной обязанности в сфере коммунальных услуг вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Общества, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.09.2015 по делу N А35-5383/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5383/2015
Истец: ООО "Курская теплосетевая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области