23 ноября 2015 г. |
А79-1175/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (428031, г. Чебоксары, ул. 324-й стрелковой дивизии, д. 28 а; ИНН 2126003807, ОГРН 1022100971210)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.08.2015
по делу N А79-1175/2015,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 09.02.2015 N 34/04-АМЗ-2014,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" - Яранцева Е.Н. по доверенности от 01.01.2015 N 08-01-13/007 сроком действия до 31.12.2016,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 09.02.2015 N 34/04-АМЗ-2014.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (далее - ООО "Теплоснаб"), администрация Козловского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), Часовщиков Сергей Анатольевич, прокуратура Козловского района Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "УК "Слобода" (далее - ООО "УК "Слобода").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.08.2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что с его стороны отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку оно, являясь поставщиком газа, 21.04.2014 самостоятельно не производило какие-либо действия по ограничению поставки газа в котельные ООО "Теплоснаб", а лишь произвело опломбировку запорной арматуры.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с позицией Общества, указывая на обоснованность и правомерность обжалуемого решения, просит оставить его без изменения.
Часовщиков С.А. в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не обеспечили явку своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в Управление поступила информация прокуратуры Козловского района о противоправных действиях ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", выразившихся в прекращении подачи природного газа в г.Козловка Чувашской Республики.
В ходе проверочных мероприятий Прокуратура установила, что многоквартирные жилые дома в г.Козловка имеют систему централизованного горячего водоснабжения, которое осуществляется от котельных ООО "Теплоснаб".
31.12.2013 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", ООО "Теплоснаб" и администрация Козловского района заключили договор поставки газа N р59-5-7699.
В связи с задолженностью ООО "Теплоснаб" (теплоснабжающая организация) за поставленный природный газ в осенне-зимнем периоде 2013-2014 годов, с 21.04.2014 и на день проведения проверки выявлено ограничение предоставления горячего водоснабжения.
При этом выявлено, что из 2900 лицевых счетов многоквартирных жилых домов г.Козловка по 2450 счетам оплата производится своевременно.
По окончании проверочных мероприятий Прокуратура пришла к заключению о том, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" по прекращению поставки газа организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, произведенные 21.04.2014, ведут не только к нарушению конституционных и жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг, но и к нарушению требований антимонопольного законодательства.
С целью проверки поступившей информации Управление возбудило дело N 34/04-АМЗ-2014 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
09.02.2015 по результатам рассмотрения дела комиссия Управления вынесла решение N 34/04-АМЗ-2014, которым признала ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 1). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекращено производство по делу N 34/04-АМЗ-2014 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (пункт 2).
Не согласившись с таким решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 523, 539, 546, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно статьям 23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Согласно статье 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона.
В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Согласно статье 52 Закона о защите конкуренции решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона и защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В данном случае ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 25.03.2011 N 90.
С учетом изложенного, ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа и на него распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1).
Положениями статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) предусмотрено, что под газораспределительной системой понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
газотранспортная организация - это организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Из положений статьи 18 Закона о газоснабжении поставки газа поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Закона о газоснабжении организациям -собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа), согласно пункту 5 которых поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 33 Правил поставки газа по представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.
Пункт 34 Правил поставки газа предусматривает право поставщика уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок).
Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (пункт 2 Порядка).
При неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения (пункт 3 Порядка).
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (пункт 6 Порядка).
Таким образом, указанным Порядком предусмотрена призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются, процедура введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю.
Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.
В порядке пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что 22.11.2012 ООО "Управляющая компания "Слобода" и ООО "Теплоснаб" заключили договор ресурсоснабжения по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома Козловского горпоселения, находящиеся в содержании управляющей компании ООО "УК "Слобода". Настоящий договор заключен в целях организации исполнения заказа органа местного самоуправления города (района) для обеспечения потребителей города - граждан, проживающих в муниципальных многоквартирных жилых домах услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения (пункт 1.1).
Котельные обслуживают и подают тепло в 85 % жилищного фонда Козловского района и 100 % социально-значимых объектов (школы, больницы, детские сады, дома культуры), а также ряд предприятий и организаций.
31.12.2013 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (Поставщик), ООО "Теплоснаб" (Покупатель) и администрация Козловского района (Заказчик) заключили договор поставки газа N р59-5-7699, согласно которому Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014 горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ), до сетей газораспределительной организации - ОАО "Чувашсетьгаз" (далее - ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих покупателю, к газораспределительными сетям, а покупатель принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением N 1 к договору поставки газа, и производить расчеты за него.
Письмом от 04.04.2014 N 05-01-04/2211 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" уведомило администрацию Козловского района и ООО "Теплоснаб" о наличии задолженности в размере 24 310,161 тыс. руб. по состоянию на 04.04.2014 за поставленный природный газ и ограничении поставки газа в случае непогашения имеющейся задолженности.
Письмом от 11.04.2014 N 05-01-04/2333 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" поставило в известность администрацию Козловского района, ООО "Теплоснаб", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары" об ограничении поставки природного газа ООО "Теплоснаб" 14.04.2014 с 08 час. 00 мин. на 75 %.
Письмом от 17.04.2014 N 05-01-05/2184 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" сообщило администрации Козловского района, ООО "Теплоснаб", Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары" о прекращении поставки ООО "Теплоснаб" природного газа 21.04.2014 с 08 час. 00 мин. в связи с невыполнением договорных обязательств в части расчетов за поставленный природный газ по договору поставки газа от 31.12.2013 N р59-5-7699 на 2014 год.
Согласно акту об ограничении (прекращении) поставки/передачи газа от 21.04.2014 произведено прекращение поставки газа на 100 % в следующие котельные: котельная N 9, котельная N 6, котельная N 8, котельная N 4, котельная 5 МК пос. Еметкино, котельная Липово, котельная Янтиково, котельная А-базары, котельная Карамышево.
Запорная арматура опломбирована пломбой 80.
Соответствующий акт подписали представители ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары", ООО "Теплоснаб".
Согласно акту об ограничении (прекращении) поставки/передачи газа от 12.05.2014 произведено прекращение поставки газа на 100 % в котельную N 6.
Запорная арматура опломбирована пломбой 80.
Соответствующий акт подписали представители ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары", ООО "Теплоснаб".
При этом котельная N 6 осуществляет поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение на несколько объектов, в том числе больницы, школы, детские сады.
Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары".
Из вышеизложенного следует, что в связи с прекращением ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" поставки газа, который необходим для производства горячей воды в арендуемые котельные ООО "Теплоснаб", у последнего отсутствовала возможность выполнить свои обязательства по поставке горячей воды ООО "УК "Слобода".
Полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Установив фактические обстоятельства по делу и проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у Управления имелись основания для принятия оспариваемого решения, поскольку в ходе проверки установлено и доказано, что в результате прекращения поставки газа были ущемлены интересы третьих лиц, в том числе добросовестных плательщиков.
Антимонопольный орган обоснованно квалифицировал действия ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в связи с добровольным прекращением Обществом нарушения антимонопольного законодательства, что подтверждается представленным в материалы дела письмом ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" от 03.02.2015 N 08-02-02/769, Управление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратило производство по делу N 34/04-АМЗ-2014.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Закону о защите конкуренции и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.08.2015 по делу N А79-1175/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.08.2015 по делу N А79-1175/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1175/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Слобода", Прокуратура Козловского района Чувашской Республики, Часовщиков С. А., Администрация Козловского района Чувашской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, ООО "Теплоснаб"", Прокуратура Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2016 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-442/16
23.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7005/15
23.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7005/15
24.08.2015 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1175/15