г. Киров |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А82-17825/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 по делу N А82-17825/2014, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича (ОГРНИП: 305760603800016; ИНН: 760400430069)
к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ОГРН: 1077603000254; ИНН: 7603035944),
территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (ОГРН: 1097604024880; ИНН: 7604173217),
администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ОГРН: 1027601599992; ИНН: 7606011902),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН: 1027600691469; ИНН: 604016214), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ОГРН: 1027700485757; ИНН: 7705401340)
о исключении из земель лесного фонда земельного участка, изменении границы земельного участка об и установлении границы земельного участка с находящимися на нем нежилыми зданиями согласно изготовленному межевому плану,
установил:
Индивидуальный предприниматель Козлов Владимир Владимирович обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением (уточнённым по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, администрации Ярославского муниципального района об исключении из земель лесного фонда земельного участка 20000 кв.м., об изменении границы земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:0093 площадью 215140000 кв.м., с исключением из земельного участка квартал N 23 выдел N 20 - 20 000 кв.м и об установлении границы земельного участка с находящимися на нем нежилым зданием насосной N 1 с артскважиной и нежилым зданием распределительного узла с водонапорной башней N1 1988 года постройки площадью 20 000 кв.м (25 га-23 га=2 га) согласно изготовленному межевому плану.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок исходя из его фактического использования - для размещения лесных насаждений, относится к землям лесного фонда. Все леса, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 76:17:000000:0093 относятся к защитным лесам, категория защитности - лесопарковая часть зеленой зоны. Участок относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте. Правом распоряжения таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены.
Индивидуальный предприниматель Козлов Владимир Владимирович с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Козлов В.В. является добросовестным приобретателем расположенного на спорном земельном участке недвижимого имущества; Департамент лесного хозяйства Ярославской области в лице Яковлевского лесничества не предъявил к нему требований о незаконном использовании земельного участка.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 23.07.2001 и дополнения N 1 к нему от 18.12.2001 года Крестьянское (фермерское) хозяйство "Алекс" (глава Козлов В.В.) приобрело в собственность имущество ООО "Ярославский коопзверопромхоз", в том числе: нежилое здание насосной N 1 с артскважиной, 1-этажное, общей площадь. 9,2 кв.м, Литер А и нежилое здание распределительного узла с водонапорной башней N 1, одноэтажное 1988 года постройки, Литер Б.( в материалы дела представлены выписки от 15.07.2015 из ЕГРП о праве собственности Козлова В.В. на указанные объекты).
ООО "Ярославский коопзверопромхоз" решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.12.1997 года по делу N А/82-Б/56-97 признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества было открыто конкурсное производство.
Всё недвижимое имущество было передано Крестьянскому (фермерскому) хозяйству по акту приёма-передачи 23.07.2001 года.
Указанное недвижимое имущество принадлежало продавцу, что подтверждалось результатами инвентаризации основных средств, проведенной в рамках конкурсного производства в отношении имущества ООО "Ярославский коопзверопромхоз", инвентарным делом и техническими паспортами.
После приобретения недвижимости КФХ "Алекс" постановлением пункт 1 главы Ярославского муниципального округа за N 1146 от 01.10.2001 земельный участок площадью 23,0 га был изъят из земель хозяйства "Зверопромхоз", расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, на территории Гавриловского сельсовета и передан в запас для дальнейшего перераспределения. Одновременно в пункте 2 этого постановления земельный участок площадью 23 га из земель запаса был предоставлен в аренду сроком до 30.09.2011 года (свидетельство о государственной регистрации права от 20.12.2001 серия 76 N 23282846) крестьянскому фермерскому хозяйству "Алекс" (глава КФХ Козлов В.В.). Затем этот же земельный участок общей площадью 23 га из состава земель сельскохозяйственного назначения, был предоставлен в собственность Козлову В.В.
29.04.2014 истцом года была получена архивная копия постановления Главы администрации Ярославского района Ярославской области N 73 от 26.01.1993 года, в котором в соответствии со статьей 7 Закона "О земельной реформе в РСФСР" коопзвепромхозу Ярпотребсоюза утверждён земельный участок 25 га для сельскохозяйственного использования и постановлено выдать свидетельство на право пользования землёй.
Ярославское лесничество истцу предоставило копии документов: выписку из проекта организации и ведения лесного хозяйства Ярославского лесхоза Ярославской области за 2003-2004 годы, в т.ч. на земельный участок площадью 6,6 га, выдела 20 Ярославского лесничества, категория земель - земли лесного фонда - лесопарковые части зелёных зон, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Яковлевское лесничество, квартал 23, выдел 20. Также сообщило, что указанный лесной участок является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2005 года N 76-01/23-127/2005-7. Истец пояснил, что согласно представленному кадастровому плану, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Координаты участка условные. На местности, по мнению истца, границы участка из земель лесного фонда не определены, так как, по его мнению, объекты недвижимости находятся на территории выдела 20, общей площадью 6,6 га с 1988 года. Истец полагает, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 25 га должно было перейти к КФХ "Алекс" (глава Козлов В.В.) в порядке универсального правопреемства (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации), согласно договору купли- продажи недвижимого имущества от 23.07.2001 года.
Истец отмечает, что лесоустройство данного участка проводилось позднее оформления права собственности Козлова В.В. на недвижимость, что подтверждается содержащимся в материалах дела таксационным описанием. Право собственности Российской Федерации также было зарегистрировано позднее.
Учитывая указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ).
Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 г. до вступления в силу Земельного кодекса РФ (30.10.2001 г.), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 г. до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997 г.).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В отношении довода истца о том, что ранее спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения суд исходит из следующего.
В статье 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ, установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее по тексту - Закон N 201-ФЗ), статьей 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Положениями статей 82, 83 Лесного кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Исходя из Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. С учетом этого следует признать, что в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.
Земельный участок с кадастровым номером 76:17:000000:0093 был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, его декларированная площадь составляет 21514 га.
Таким образом, суд правильно установил, что вне зависимости от того, что лесоустройство спорного земельного участка проводилось позднее оформления права собственности Козлова В.В., указанный участок является лесоустроенным, о чем свидетельствуют материалы лесоустройства, проведенного в 2003 г. Центральным государственным лесоустроительным предприятием ФГУП "Центрлеспроект".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Из материалов дела не следует, что истец является субъектом права (собственности, иного вещного права, права аренды) в отношении земельного участка, занятого указанными в исковом заявлении объектами недвижимости; напротив, в исковом заявлении предприниматель ссылался на то, что факт нахождения спорных объектов за границами приобретенного в собственность земельного участка был выявлен после оформления прав на такие объекты. Из материалов дела не следует, что за истцом и иным лицом (например, за Российской Федерацией) зарегистрированы права на земельные участки, границы которых пересекаются, вследствие чего имел бы место спор о границе смежных участков; при этом истец, полагающий, что предприниматель имеет исключительное право на приобретение спорной части участка в собственность (со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации), не заявил об оспаривании зарегистрированного права Российской Федерации. Вопреки доводам заявителя жалобы, само по себе нахождение в пределах спорной части принадлежащего Российской Федерации на праве собственности земельного участка определенных объектов (здание насосной, скважины и т.п.), проведение лесоустройства позднее даты приобретения истцом спорных объектов не опровергают обоснованность отнесения спорной части земельного участка к землям лесного фонда (статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации допускает заключение в подобной ситуации договора аренды).
Добросовестность приобретения объектов недвижимости также не может иметь существенного значения для разрешения спора по настоящему делу.
Прочие доводы заявителя жалобы с учетом изложенного выше не могут иметь существенного значения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.08.2015 по делу N А82-17825/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича (ОГРНИП: 305760603800016; ИНН: 760400430069) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17825/2014
Истец: ИП Козлов Владимир Владимирович
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Ярославской области
Третье лицо: Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений ЯО, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, ГКУ Ярославской области "Государственный архив Ярославской области"