г. Хабаровск |
|
25 ноября 2015 г. |
А04-3352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: Слепцова Е.Н., представитель по доверенности от 09.11.2015 N 79;
от Правительства Амурской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
на решение от 03.09.2015
по делу N А04-3352/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по заявлению Министерства образования и науки Амурской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
о признании представления недействительным
третье лицо: Правительство Амурской области
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - ответчик, ТУ Росфиннадзора по Амурской области) от 27.03.2015 N 23-04-17/647.
Определением от 21.07.2015 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Амурской области.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 27.03.2015 N 23-04-17/647 признано недействительным, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом, ТУ Росфиннадзора по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить в полном объеме решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, незаконностью и необоснованностью решения суда, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росфиннадзора по Амурской области поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить в полном объеме решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Министерство образования и науки Амурской области и Правительство Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Правительством Амурской области представлен отзыв, в котором Правительство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В отзыве министерства образования и науки Амурской области министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ТУ Росфиннадзора по Амурской области, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТУ Росфиннадзора по Амурской области на основании приказа от 25.02.2015 N 35, в период с 26.02.2015 по 12.03.2015 проведена выездная проверка министерства образования и науки Амурской области по использованию субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Развитие дошкольного общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" в части модернизации региональных систем дошкольного образования.
Из материалов дела усматривается, что проведенной проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Порядка от 25.09.2014 N 448 муниципальными образованиями, претендующими на получение субсидии, не представлены, а министерством (главный распорядитель) не истребованы в полном объеме следующие документы:
выписка из бюджета муниципального образования или гарантийное письмо, подтверждающее финансирование расходного обязательства за счет муниципального образования в размере, соответствующем установленному пунктом 10 названного порядка, подписанная главой муниципального образования, не представлены администрацией города Благовещенска (объект: реконструкция МДОАУ детский сад N 67, г. Благовещенск);
копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации зданий, подлежащих строительству или реконструкции, либо копия положительного заключения по проверке достоверности определения стоимости объектов: реконструкция МДОАУ детский сад N 67, г. Благовещенск, реконструкция МДОАУ "Светлячок", п. Магдагачи не представлены администрациями города Благовещенска и Магдагачинского района;
В нарушение пункта 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил от 14.01.2014 N 22, от 14.04.2014 N 289 в Министерство образования и науки Российской Федерации представлены недостоверные сведения об объеме финансового обеспечения расходных обязательств области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, на общую сумму 84 408,14 тыс. рублей;
В нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "б" (абзац 3), "е" пункта 4 Правил от 14.01.2014 N 22, подпунктов "а", "б" (абзац 3), "е" пункта 1.2., пункта 1.3. (абзац 2), подпункта 2.3.1. пункта 2.3. Соглашения от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 в 2014 году не выполнены условия предоставления субсидии, что согласно ст. 306.1, ст. 306.8 является бюджетным нарушением, в частности:
наличие в областном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Амурской области, в размере 8 840,84 тыс. рублей;
не созданы дополнительные места в дошкольных образовательных организациях в количестве 367 мест, в том числе: путем реконструкции - 220 мест, приобретения зданий и помещений 147 мест;
100-процентное освоение субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования на сумму 27 325,33 тыс. рублей;
В нарушение пунктов 2 и 3 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил от 14.01.2014 N 22, приказа Минобрнауки России от 12.02.2014 N 103, пункта 2.3.7 Соглашения 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 допущено искажение следующих показателей: объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования и произведенные расходы на сумму 69 614,357 тыс. рублей; количество мест, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий на 367 единиц;
В нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 4 Правил от 14.04.2014 N 289, подпункта "а" пункта 1.2., абзаца 2 пункта 1.З., подпункта 2.3.1. пункта 2.3. Соглашения от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636 в 2014 году не обеспечено соблюдение условия предоставления субсидии - наличие в областном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Амурской области, в размере 75 567,3 тыс. рублей, что согласно ст. 306.1, ст. 306.8 является бюджетным нарушением;
В нарушение пункта 4 статьи 3, пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1(a) пункта 4 Порядка от 21.02.2014 N 64, подпункта "а" пункта 4 Порядка от 25.09.2014 N 448, пунктов 1.3. (абзац 2), 3.1.5. Соглашения от 21.05.2014 N 2/ДОУ (в ред. дополнительного соглашения от 06.08.2014 N 2) министерство финансов Амурской области не проинформировано о нарушении администрацией города Благовещенска условий предоставления межбюджетных трансфертов на сумму 49 993,7 тыс. рублей;
В нарушение пунктов 2 и 3 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил от 14.04.2014 N 289, приказа Минобрнауки России от 23.04.2014 N 406, пункта 2.3.8. Соглашения от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636 в отчете допущено искажение произведенных расходов на модернизацию региональных систем дошкольного образования за счет средств федерального бюджета на сумму 197 439,0 тыс. рублей;
В нарушение пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Порядка от 25.09.2013 N 448 в сведениях о расходовании субсидии, направленных в министерство финансов области, допущено искажение показателей на сумму 54 020,262 тыс. рублей, в том числе: плановый объем ассигнований - 49 993,7 тыс. рублей, фактически профинансировано, кассовые расходы, фактически исполнено - 4 026,562 тыс. рублей.
По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 13.03.2015, в котором отражены выявленные нарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте выездной проверки от 13.03.2015, министерство образования и науки Амурской области, в порядке, установленном пунктом 65 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пунктом 77 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н, представило свои возражения в форме разногласий от 23.03.2015 N 13-1580 к Акту проверки.
27.03.2015 на основании проведенной проверки министерству выдано представление N 23-04-17/647 о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также о принятии мер по устранению выявленных нарушений и устранению причин и условий их совершения.
Срок исполнения представления от 27.03.2015 N 23-04-17/647 установлен не позднее 30 дней с даты его получения, с последующим информированием ТУ Росфиннадзора по Амурской области не позднее 10 дней.
Не согласившись с вынесенным представлением ТУ Росфиннадзора по Амурской области от 27.03.2015 N 23-04-17/647, министерство образования и науки Амурской области обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 166.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными данным Кодексом и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
На основании пункта 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно положениям пункта 108 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н (далее - Административный регламент N 18н) результатом исполнения административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия является предписание, представление, уведомление о применении бюджетной меры принуждения.
Пунктом 74 Административного регламента N 18н предусмотрено, что результаты выездной проверки оформляются актом.
Пункт 76 Административного регламента N 18н определяет, что акт выездной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается представителю объекта контроля. Объект контроля в соответствии с пунктом 77 Административного регламента N 18н вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки в течение 5 рабочих дней со дня получения такого акта. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки.
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента N 18н по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) принимается одно из решений, указанных в этом пункте. При этом согласно подпункту "в" данного пункта при наличии письменных возражений от объекта контроля принимается решение о назначении внеплановой выездной проверки.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, заявитель не согласившись с выводами, изложенными в акте выездной проверки от 13.03.2015, представил свои возражения в форме разногласий от 23.03.2015 N 13-1580 к Акту проверки, которые имелись в распоряжении управления на момент вынесения оспариваемого представления.
Однако в нарушение пункта 94 Административного регламента N 18н ответчиком не принято решение о назначении внеплановой выездной проверки, а 27.03.2015 было вынесено оспариваемое представление.
При таких обстоятельствах, как правильно признал суд, непринятие решения о проведении внеплановой выездной проверки является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
При этом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной проверки, к которым согласно пункту 77 Административного регламента N 18н относятся письменные возражения объекта контроля, может служить самостоятельным основанием для признания оспариваемого представления недействительным, поскольку, не назначив обязательную в этом случае внеплановую проверку, ТУ Росфиннадзора по Амурской области тем самым лишило министерство образования и науки Амурской области права на объективное, полное и всестороннее рассмотрение материалов проверки.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в обоснование требований указал, что у ТУ Росфиннадзора по Амурской области в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 отсутствуют полномочия на осуществление контроля в части соблюдения условий Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636, от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589.
В судебном заседании заявитель просил суд не рассматривать указанный довод, в связи с чем, спор по данным обстоятельствам отсутствует.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") предусмотрено, что контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Данное постановление вступает в силу с 01.01.2015.
Выездная проверка проведена на основании приказа ТУ Росфиннадзора от 25.02.2015 N 35, следовательно, проверка проведена в период действия указанного Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 и у ответчика имелись полномочия по проведению проверки, в том числе и условий предоставления субсидий, в том числе определенных условиями Соглашений.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого представления по существу отраженных в нем нарушений, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 22 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году" (далее - Постановление Правительства РФ от 14.02.2014 N 22) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 131-р, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Амурской области заключено Соглашение от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589).
Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2014 году субсидии бюджету Амурской области на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) в 2014 году, предусмотренной по разделу 07 "Образование", подразделу 01 "Дошкольное образование", целевой статье 02 2 5059 "Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", виду расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации 074, на основании Закона Амурской области от 16 декабря 2013 г. N 298-03 "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", Плана мероприятий ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, утвержденного распоряжением губернатора Амурской области от 1 марта 2013 г. N 36-р, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности образования и науки в Амурской области", утвержденного распоряжением губернатора Амурской области от 18 апреля 2013 г. N 77-р.
26.12.2014 Министерство образования и науки Российской Федерации и Правительство Амурской области заключили Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589, в соответствии с которым строка 1 пункт 2.3.3 изложена в новой редакции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (далее - Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 289) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N 583-р, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Амурской области заключено Соглашение от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования (далее - Соглашение от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636).
Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2014 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы бюджету Амурской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов бюджетов Республики Крым и города федерального значения Севастополя), возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) (далее соответственно - комплекс мероприятий, расходные обязательства субъектов Российской Федерации), предусмотренной по разделу 07 "Образование", подразделу 01 "Дошкольное образование", целевой статье 02 2 5059 "Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", виду расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", коду главного распорядителя средств федерального" бюджета бюджетной классификации Российской Федерации 074, на основании Закона Амурской области от 16 декабря 2013 г. N 298-03 "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" и распоряжения губернатора Амурской области от 7 июля 2014 г. N 165-р "Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Амурской области на 2014 год".
Как установлено судом первой инстанции, пунктом 1 оспариваемого представления министерству вменяется нарушение не выполнения в 2014 году условий предоставления субсидий, а именно в части наличия в областном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Амурской области.
Согласно пункту 1.3 Соглашения от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Амурской области, по данному соглашению составляет 91 669 000 руб.
На основании пункта 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 28 БК РФ установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к которым, в том числе, относится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38), означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям (получателям) бюджетных средств распределяет (доводит до сведения) распорядитель бюджетных средств, при этом должны быть определены цели расходования бюджетных средств.
Как следует из представленного Соглашения от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589, оно заключено между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Амурской области, причем последнее является получателем бюджетных средств. В силу условий Соглашения от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589, в пункте 2.3.2, получатель обязуется отразить в доходной части бюджета Амурской области средства, поступающие из федерального бюджета.
Законом Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ) в статье 8 утверждено распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению N 9 к настоящему Закону.
Как следует из приложения N 9 к Закону Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ, министерство образования и науки области не является получателем субсидий. Факт неисполнения соглашения подтверждается на стадии принятия Закона Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Принятие закона Амурской области не находится в полномочиях министерства образования и науки Амурской области, следовательно, как правильно определил суд, ответчиком не учтено, что заявитель не является получателем бюджетных средств в соответствии с Соглашением от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589, не является органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие закона Амурской области, а, следовательно, не имеет возможности устранения допущенных получателем бюджетных средств нарушений.
Данные обстоятельства также опровергают нарушение пункта 3 оспариваемого представления, где ТУ Росфиннадзора по Амурской области указывает на не обеспечение соблюдений условий предоставления субсидий - наличия в областном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Амурской области. В данном случае указанное нарушение возникло исходя из Соглашения от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636, которое имеют аналогичные условия (пункт 2.3.2) в части отражения в доходной части бюджета Амурской области средств, поступающих из федерального бюджета.
Кроме того, ТУ Росфиннадзора по Амурской области в оспариваемом представлении в пункте 1 вменяет министерству нарушение не достижения 100-процентного освоения субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, а именно не использование средств по состоянию на 01.01.2015, которые числятся на лицевых счетах образовательных учреждений.
В качестве доказательств, подтверждающих это нарушение, в представлении указаны сведения о расходовании субсидии: отдела образования администрации Благовещенского района по состоянию на 01.01.2015 с пояснениями от 30.12.2014 N 638, администрации Тамбовского района по состоянию на 01.03.2015, информации по достижению целевых показателей результативности предоставления субсидии на 01.01.2015 отдела образования Тамбовского района от 30.01.2015 N 108.
Абзацем 5 пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 02.12.2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", установлено, что территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять в 2014 году на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
При этом в рамках исполнения местного бюджета указанные выплаты могут осуществляться муниципальным общеобразовательным учреждениям, созданным в форме бюджетного учреждения, если в местном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на иные цели для финансового обеспечения указанных выплат, в случае принятия решения о необходимости осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств по указанным выплатам.
В соответствии с положениями части 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в случае принятия соответствующим главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации - органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения, решения о наличии потребности в направлении остатков целевых средств на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки могут быть использованы бюджетным и автономным учреждением в очередном финансовом году на те же цели.
Как установлено судом первой инстанции из представленных заявителем в материалы дела платежных документов, названные документы подтверждают перечисление денежных средств получателю - Управлению Федерального казначейства по Амурской области на лицевые счета бюджетных учреждений.
Судом сделан правильный вывод о том, что поскольку министерство образования и науки Амурской области не относится к получателю бюджетных средств в соответствии с Соглашениями, освоение субсидии после распределения и направления в бюджетные учреждения не может быть отнесено к полномочиям заявителя, следовательно, данное нарушение не может быть им устранено.
Суд также обоснованно посчитал не доказанными ответчиком нарушения, указанные в пункте 1 оспариваемого представления в части не создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях ввиду следующего.
Пунктом 2.3.3. Соглашений от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2014 N 1), от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636 предусмотрены значения показателей результативности предоставления субсидии, в том числе предусмотрено создание 827 мест и для реализации программ дошкольного образования 110 мест, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий, в том числе количество мест, созданных сверх количества мест, предусмотренных комплексом мероприятий по состоянию на 1 мая 2013 года. В соответствии с пунктом 2.3.4. указанных Соглашений Правительство Амурской области обязано было представить в Министерство образования и науки РФ заявку о перечислении субсидии.
Как установлено судом из уточненной заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации, в ней предусмотрено создание в 2014 году 827 мест (Соглашение от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589) и 110 мест (Соглашение от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636).
Согласно Отчетам об осуществлении расходов бюджета Амурской области, источников финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету Амурской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления этой субсидии освоение выделенной субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году, а именно положениям указанным в разделе II запланированное значение количества мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий, составляет 827 мест, достигнутое значение за отчетный период - 827 мест; запланированное значение количества мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса дополнительных мероприятий, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования, составляет 110 мест, достигнутое значение за отчетный период - 110 мест.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году, а также Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. Со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, как установлено судом, замечаний по представленному Отчету не поступило.
Кроме того, как установлено судом, субсидии выделялись на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования и, о чем прямо предусмотрено пунктами 1.1. Соглашений. Соответственно, они включают в себя не только создание определенного количества мест, но и другие формы использования субсидии (приобретение зданий и помещений).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ответчиком не доказана неэффективность использования бюджетных средств.
Судом также установлена невозможность отнесения нарушения указанного в пункте 2 оспариваемого представления к министерству образования и науки Амурской области, поскольку представленные в Министерство образования и науки Российской Федерации заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в 2014 году исходили от получателя бюджетных средств, а именно от Правительства Амурской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 108 Административного регламента N 18н территориальный орган выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что в оспариваемых пунктах 5 и 8 представления суть бюджетного нарушения не описана и не подтверждена документально. Вмененное в вину нарушение (не истребование в полном объеме документов, несообщение информации министерству финансов Амурской области о нарушении) не связано с нарушением требований бюджетного законодательства в виде неправомерного использования бюджетных средств (растраты, нецелевого либо неэффективного использования).
В оспариваемом представлении в пунктах 4, 6 и 7 министерству образования и науки Амурской области вменяются нарушения, квалифицированные как искажение в отчетах об осуществлении расходов бюджета Амурской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету Амурской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в 2014 году.
Между тем, пунктом 17 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году, а также Правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии по форме, утвержденной указанным Министерством.
Данное положение также находит свое отражение в пункте 2.3.7 Соглашений от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589, от 10.07.2014 N 08.Т07.24.0636.
Таким образом, из содержаний пункта 17 указанных следует, что они устанавливают обязанность министерства образования и науки Амурской области как уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально в установленные сроки представлять соответствующие отчеты в порядке и по формам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
В рассматриваемом случае к форме названных выше отчетов у ТУ Росфиннадзора по Амурской области претензий не имеется.
Факт составления министерством образования и науки Амурской области рассматриваемых отчетов по состоянию на 01.01.2015 и направления их в Министерство образования и науки Российской Федерации подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается ответчиком. Нарушение срока представления таких отчетов оспариваемым представлением министерству образования и науки Амурской области не вменяется.
Проанализировав указанные обстоятельств, а также материалы выездной проверки, суд пришел к правомерному выводу, что рассматриваемые отчеты содержат достоверные сведения, которые по состоянию на 01.01.2015 соответствуют кассовому расходу заявителя по перечислению субсидий бюджетным учреждениям и отсутствию на счете остатков.
Следовательно, вывод ТУ Росфиннадзора по Амурской области в оспариваемом представлении в части выявленных нарушений искажения отчетных данных и недостоверности в них сведений противоречит обстоятельствам дела и является необоснованным.
Кроме того, как было установлено судом, со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, как органа осуществляющего оценку эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления, замечаний по представленным отчетам не поступало.
В силу части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В рассматриваемом случае ТУ Росфиннадзора по Амурской области требует от министерства образования и науки Амурской области рассмотреть информацию и принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений.
Таким образом, ответчик, вынося оспариваемое представление, с учетом положений бюджетного законодательства и проверяемого периода, не указал, какие именно меры должно было принять Министерство по устранению выявленных нарушений и устранению причин и условий их совершения.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах доказательства, пришел к обоснованному выводу, что представление ТУ Росфиннадзора по Амурской области от 27.03.2015 N 23-04-17/ подлежит признанию недействительными, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, поскольку оспариваемое представление управления вынесено с существенным нарушением установленной процедуры, выдано не надлежащему лицу, что противоречит требованиям бюджетного законодательства, а также перечисленные в нем нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны, удовлетворив заявленные требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.09.2015 по делу N А04-3352/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3352/2015
Истец: Министерство образования и науки Амурской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
Третье лицо: Правительство Амурской области, Шестой аррбитражный апелляционный суд (А04-3352/2015, 3 томах)