г. Владивосток |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А24-2385/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-9383/2015
на решение от 02.09.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2385/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского"
о признании недействительным предписания от 06.05.2015 N 952/1-2ю,
при участии:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": представитель Бзырин С.С. по доверенности от 01.04.2015, сроком по 31.12.2015, паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Камчатского края, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 06.05.2015 N 952/1-2ю.
В порядке статьи 51 АПК РФ определением от 30.07.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее по тексту - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как полагает заявитель жалобы, судом первой инстанции не учтено, что в рассматриваемом случае между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отсутствовали договорные отношения по поставке коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом, следовательно, ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги (электроснабжения), правомерно указывала в платежных документах, выставляемых жильцам дома, плату за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
ГЖИ Камчатского края, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Инспекция в письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы возразила. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа руководителя ГЖИ Камчатского края от 13.04.2015 N 952 с целью проверки обращения гражданина Комогорова А.В. проведена проверка соблюдения ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" требований жилищного законодательства при оказании коммунальных услуг жителям многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, д. 2.
В ходе проведенной проверки должностным лицом Инспекции установлено, что, несмотря на то обстоятельство, что управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", счета на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды, потребителям данного дома выставляет ресурсоснабжающая организация - ОАО "Камчатскэнерго".
Результаты проверки отражены в акте от 06.05.2015 N 952/1-2ю.
06.05.2015 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 952/1-2ю, согласно которому общество обязано устранить допущенные нарушения действующего законодательства и прекратить в дальнейшем выставление размера платы потребителям дома N 2 по проспекту Карла Маркса в городе Петропавловске-Камчатском за электроснабжение на общедомовые нужды.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве Инспекции на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно статьям 8, 9 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 10 указанного Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) закреплено, что в платёжном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В представленных в материалы дела копиях платёжных документов - счетов-квитанций (л.д. 94-95) указаны сведения о номере банковского счета, банковские реквизиты и адрес ОАО "Камчатскэнерго", которое в силу пункта 2 Правил N 354 является ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, правовые основания для начисления и взимания платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов многоквартирного дома N 2 по проспекту Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов, в данном случае у общества отсутствовали.
Так, пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, собственники в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что плата за коммунальный ресурс, потреблённый собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на общедомовые нужды (ОДН), не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации в отсутствие соответствующего решения общего собрания таких собственников, соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять её потребителям услуг.
Из имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом N 10-ДУ-13 от 18.01.2013 (л.д. 117-124) следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, д. 2, выбран способ управления - управление управляющей организацией, которой является ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", в связи с чем данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах, предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению.
Решения об оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов, в данном случае законом возложена на ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
Однако в нарушение вышеперечисленных норм жилищного законодательства ОАО "Камчатскэнерго" производит начисление и взимание платы за потреблённую электроэнергию, в том числе на ОДН, на свои расчетные счёта, что нарушает в данном случае права граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме, на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и установленный законом общий порядок оплаты коммунальных услуг, который не был изменён решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, у административного органа имелись основания для возложения на общество обязанности устранить указанное выше нарушение путём возложения на общество обязанности прекратить в дальнейшем выставление размера платы потребителям в доме N 2 по проспекту Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском за электроснабжение на ОДН.
Отклоняя довод заявителя апелляционной жалобы о том, что между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отсутствовали договорные отношения по поставке коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом, следовательно, ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги (электроснабжения), правомерно начисляла непосредственно собственникам помещений в многоквартирном доме плату за поставленную энергию на общедомовые нужды, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее:
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В рассматриваемом случае коллегией установлено, что выбранная собственниками многоквартирного жилого дома управляющая организация - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" приступила к выполнению взятых на себя обязательств с 01.02.2013 (пункт 7.1 договора управления многоквартирным домом N 10-ДУ-13 от 18.01.2013).
22.04.2013 управляющая организация заключила договор электроснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 4751 с ресурсоснабжающей организацией.
02.12.2014 заявителем в адрес управляющей организацией было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора. Как указано в уведомлении, договор считается расторгнутым с 24 часов 00 минут 31.12.2014 в соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, односторонний отказ общества от исполнения заключенного с ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" договора электроснабжения от 22.04.2013 N 4751 и отсутствие соответствующего договора ресурсоснабжения в рассматриваемом случае не изменяют статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
Более того, принимая также во внимание, что собственниками помещений данного дома решения о внесении платы за предоставление услуг по электроснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организацией принято не было, судебная коллегия приходит к выводу, что плата за электроснабжение вносится собственниками помещений в адрес управляющей, а не ресурсоснабжающей организации, и ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" не вправе было начислять оплату за вышеуказанный ресурс непосредственно с жильцов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку административным органом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации", при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1.500 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.09.2015 по делу N А24-2385/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 11357 от 15.09.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2385/2015
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: ООО " УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"