24 ноября 2015 г. |
А79-1861/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Феникс" (ОГРН 1092130001435, ИНН 2130053455, г. Чебоксары, б-р Миттова, 27 А)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.09.2015
по делу N А79-1861/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Феникс"
о признании незаконным решения администрации города Чебоксары, изложенного в письме от 25.11.2014 N 29/02-6284,
без участия лиц,
и установил:
гаражно-строительный кооператив "Феникс" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - администрация), изложенного в письме от 25.11.2014 N 29/02-6284, об отказе в утверждении акта от 22.09.2014 N 48 выбора земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Ярмушов Вячеслав Анатольевич (далее - Ярмушов В.А.), Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике.
Решением от 22.09.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Кооператив не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.09.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 26.11.2013 Кооператив обратился в администрацию с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 3625 кв.м из земель общего пользования и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства по бульвару А.Миттова в 8 микрорайоне юго-западного района города Чебоксары автостоянки на 75 машино-мест для индивидуального автотранспорта в целях предоставления земельного участка в аренду сроком до 1 года.
Письмом от 05.12.2013 N 13523 администрация отказала в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Генеральным планом Чебоксарского округа и Правилами землепользования и застройки города Чебоксары большая часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне скверов, садов, бульваров (Р-2), в которой размещение здания автомобильной стоянки не разрешается, а оставшаяся часть земельного участка недостаточна для размещения данного объекта. Данное письмо было отозвано администрацией 03.03.2014.
Впоследствии в письме от 13.01.2014 N 13523 Управление архитектуры и градостроительства администрации по результатам рассмотрения по поручению администрации заявления Кооператива от 26.11.2013 сообщило о невозможности его удовлетворения, поскольку согласно таблице В.1 Свода правил СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99* стоянки автомобилей" расстояние от автостоянки до площадок отдыха, игр и спорта должно быть не менее 50 метров, что Кооперативом не выдерживается.
Решением от 23.04.2014 по делу N А79-125/2014 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал незаконными решения администрации, изложенные в письмах от 05.12.2013 N 13523 и от 13.01.2014 N 13523, и обязал администрацию в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 3625 кв.м из земель общего пользования по бульвару А.Миттова в 8 микрорайоне юго-западного района города Чебоксары для строительства здания автостоянки для индивидуального автотранспорта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов", утвержденным постановлением администрации от 17.07.2012 N 199.
Во исполнение решения суда администрацией в газете "Чебоксарские новости" от 11.09.2014 N 99 опубликовано сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка ориентировочной площадью 3625 кв.м из земель общего пользования с кадастровым номером 21:01:010902:10234 с предварительным согласованием места размещения автостоянки на 75 машино-мест для индивидуального автотранспорта по бульвару А.Миттова на основании обращений Кооператива от 26.11.2013 N 01/011 и от 27.02.2014 N 01/02.
Осуществлен выбор земельного участка, а изготовленный акт выбора от 22.09.2014 N 48 земельного участка для размещения автостоянки на 75 машино-мест по бульвару А.Миттова г. Чебоксары администрацией утвержден не был.
Письмом от 25.11.2014 N 29/02-6284 администрация отказала Кооперативу в утверждении акта от 22.09.2014 N 48 выбора земельного участка для размещения автостоянки на 75 машино-мест по бульвару А.Миттова г. Чебоксары в связи с наличием заявки Ярмушова В.А. о предоставлении этого же земельного участка с предварительным согласованием места размещения автостоянки на 75 машино-мест для индивидуального автотранспорта по бульвару Миттова г. Чебоксары.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей в спорный период редакции, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В пункте 5 статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В данном случае, как установил суд первой инстанции, после публичного информирования населения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка Кооперативу на этот земельный участок появился еще один претендент - Ярмушов В.В., планирующий использовать земельный участок для тех же целей, что и Кооператив.
Материалами дела подтверждается, что сообщение о возможном предоставлении земельного участка было опубликовано в средствах массовой информации 11.09.2014, а заявление Ярмушова В.А. поступило в администрацию 29.09.2014, то есть в разумный срок после опубликования сообщения.
Таким образом, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги, что не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность заинтересованных лиц подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже если им известно о наличии иных претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 названного Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Доводы Кооператива о том, что Ярмушов В.А. не может быть субъектом, осуществляющим работы по размещению автостоянки на 75 машино-мест для индивидуального автотранспорта по бульвару А.Миттова, обоснованно признаны судом несостоятельными, так как исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ (в применимой к спорным отношениям редакции) стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Ссылка на решение по делу N А79-125/2014 также правомерно отклонена судом, так как в рамках указанного дела суд обязал обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 3625 кв.м из земель общего пользования по бульвару А.Миттова в 8 мкр. ЮЗР для строительства здания автостоянки для индивидуального автотранспорта в соответствии с ЗК РФ и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов", утвержденным постановлением администрации от 17.07.2012 N 199.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение администрации соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Кооперативом не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Кооперативу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кооператива по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.09.2015 по делу N А79-1861/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1861/2015
Истец: гаражно-строительный кооператив "Феникс"
Ответчик: Администрация города Чебоксары
Третье лицо: Межрайонный отдел СПИ по Чувашской Республике, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике, Ярмушов В. А., Ярмушов Вячеслав Анатольевич, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Чувашской Республике, УФМС по Республике Татарстан, УФМС РФ по РТ Отдел адресно-справочной работы