г. Москва |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А40-82613/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 2015 года по делу N А40-82613/15 судьи Нагорной А.Н. (75-655)
по заявлению ОАО "Мослифт" (ОГРН 1147746872701, 125040, г.Москва, Ленинградский пр-т, д.26, корп. 1)
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Семина Е.Н. по дов. от 03.03.2015 N 114; |
от ответчика: |
Бейбулатова О.Г. по дов. от 16.01.2015 N б/н. |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2015 признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" принятое в отношении ОАО "Мослифт" (далее - заявитель, общество, страхователь) решение Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) (далее - фонд) от 28.05.2015 N 002 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 242 640 руб. 74 коп. Кроме того, суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия его уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год от 23.01.2015 и отражения их в соответствующей базе данных Фонда социального страхования Российской Федерации, а также путем принятия решения о возврате обществу излишне уплаченных за 2014 год страховых взносов на сумму 242 640 руб. 74 коп.
Фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Московское городское унитарное предприятие "Мослифт" было реорганизовано в ОАО "Мослифт", в связи с чем 01.08.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОАО "Мослифт" путем реорганизации в форме преобразования.
23.01.2015 Общество по электронным каналам связи направило в фонд уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год, что подтверждено квитанциями о получении расчетов от 23.01.2015.
В разделе расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (таблица 1) общество отразило задолженность за территориальным органом фонда на конец отчетного (расчетного) периода в сумме 242 640 руб. 74 коп., сложившуюся за счет переплаты страховых взносов в 2014.
Представление уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год и образование переплаты по страховым взносам вызвано учетом обществом выплат работникам, произведенных до момента его реорганизации, за период с 01.01.2014 по 31.07.2014.
При учете всех выплат работникам, произведенных с 01.01.2014 до конца отчетного (расчетного) периодов, база по страховым взносам в отношении значительного числа работников общества превысила установленную постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 предельную величину 624 тыс. руб., по достижении которой страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются.
В связи с чем начисления общества в Фонд социального страхования по итогам 9 месяцев 2014 г. и 2014 г. уменьшились, а ранее уплаченные страховые взносы в указанной в расчетах сумме образовали переплату общества. 04.02.2015 общество направило в фонд пояснения о причинах представления уточненных расчетов и образования переплаты по страховым взносам.
10.02.2015 Общество представило в фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на сумму 401 060 руб. 07 коп.
Фондом проведена камеральная проверка уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за период 9 месяцев 2014 года и 2014 год, по результатам которой составлены акты камеральной проверки от 08.05.2015 N 9 с/с и N 9 н/с.
По результатам рассмотрения актов камеральной проверки фондом приняты решения: от 17.06.2015 N 9 н/с "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 17.06.2015 N 9 с/с "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которыми в т.ч. решено считать корректирующие расчеты общества за 9 месяцев 2014 года и 2014 год не соответствующими нормам действующего законодательства и данным проверки и недействительными; предложено привести их в соответствие с действующим законодательством и данными проверки, производить начисление страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (данные решения обществом по настоящему делу не оспариваются).
По результатам рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных страховых взносов фондом было принято решение от 28.05.2015 N 002 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации", которым отказано в проведении возврата страховых взносов в заявленной сумме 401 060 руб. 07 коп., основания к отказу в решении не приведены (отмечено "прочее").
Данное решение оспорено обществом в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 401 060 руб. 07 коп. (с учетом данных о суммах переплаты, отраженных в его уточненном расчете по форме 4-ФСС за 2014 г.).
В апелляционной жалобе фонд приводит доводы о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации; при реорганизации в форме преобразования создается новая организация, для которой в соответствии с законом началом расчетного периода будет дата ее создания, а не начало года.
Данные доводы фонда отклонятся судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Гражданским законодательством предусмотрено универсальное правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования.
Следовательно, общество является правопреемником МГУП "Мослифт" по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
С 01.01.2014 для плательщиков страховых взносов - организаций база для начисления страховых взносов в отношении каждого лица устанавливается в сумме, не превышающей 624 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.".
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, особенностью расчета страховых взносов является накопительный порядок исчисления путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу физических лиц.
При достижении законодательно установленной предельной величины начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица страховые взносы не взимаются.
Иной порядок расчета базы по страховым взносам в случае реорганизации законодательно не установлен.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Данное положение применительно к страховым взносам означает, что обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации- плательщика страховых взносов.
Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
В настоящем случае из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что после реорганизации общества в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного предприятия МГУП "Мослифт" и обществом как его правопреемником были продолжены, то Общество правомерно учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до его реорганизации.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
Тем самым п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривается возможность уточнения страхователем данных расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, при этом представляемый по результатам такого уточнения расчет не считается представленным с нарушением срока.
Представленные обществом 23.01.2015 уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год соответствуют требованиям законодательства о страховых взносах, в связи с чем суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что расчеты должны быть приняты фондом и отражены в соответствующей базе данных Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом первой инстанции также правомерно сделан вывод, что отраженные в уточненных расчетах по форме 4-ФСС данные о базе для начисления страховых взносов, суммах начисленных страховых взносов и, соответственно, излишне уплаченных обществом страховых взносах по первичным расчетам за этот период, соответствовали положениям статей 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101, а представленными в материалы дела копиями платежных поручений общества подтверждено наличие у него переплаты по страховым взносам в сумме, отраженной в уточненном расчете, то с учетом положений ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежит признанию незаконным решение фонда от 28.05.2015 N 002 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 401 060 руб. 07 коп.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 2015 года по делу N А40-82613/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82613/2015
Истец: ОАО "Мослифт"
Ответчик: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4