г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А21-4133/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 22511);
от заинтересованного лица: Бойковой О.В. по доверенности от 20.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-23755/2015) прокурора г.Советска Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2015 по делу N А21-4133/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению прокурора г.Советска Калининградской области
к ОАО "Дикси Групп"
о привлечении к административно ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Советска Калининградской области (238750, Калининградская обл, г.Советск, ул.Театральная, д.3, далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ОАО "Дикси Групп" (г.Москва, ул. Очаковская Б, д.47А, ОГРН 1037704000510, далее-общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ОАО "Дикси Групп", осуществляет реализацию продуктов питания (сарделек и рыбных полуфабрикатов), без указания на потребительской упаковке сведений о конечном сроке их реализации, чем нарушает требования Технического регламента о безопасности пищевой продукции.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления прокурору отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления по тем основаниям, что ОАО "ДИКСИ Групп", являясь единоличным исполнительным органом ООО "Виктория Балтия" на основании договора от 24.12.2012 N 934-УК-УИ, в силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 40 Федерального Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", действуя в интересах ООО "Виктория Балтия", обязано обеспечить соблюдение норм технических регламентов и санитарного законодательства, в том числе, по контролю о наличии информации о сроке годности пищевой продукции при ее реализации в магазине.
Представители прокурора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 16.04.2015 прокуратурой г.Советска по Калининградской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Неманском, Славском районах и г.Советске и специалистом Администрации Советского городского округа проведены контрольные мероприятия по вопросу соблюдения действующего законодательства при осуществлении торговли ООО "Виктория Балтия" пищевыми продуктами в магазине "Квартал-25", расположенном по адресу: Калининградская область, г.Советск, Калининградское шоссе, д.1.
В ходе проверки 16.04.2015 составлен протокол осмотра помещений, в котором зафиксирован факт хранения сарделек "Можайские классические" расфасованные, в количестве 4-х упаковок, и расфасованного стейка лосося (кижуч), дата выработки 19.11.2014, в количестве трех упаковок, производитель ООО "Мурманрыбпром", без указания на потребительской упаковке сведений о конечном сроке реализации.
Реализация указанной продукции с нарушением условий хранения является нарушением пунктов 9,12 ст.17 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), подпункта 5 п. 4.12 ст. 4, п.9 ст.17 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, в части указания на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке сведений о наименовании пищевой продукции, дате ее изготовления, сроке ее годности условиях хранения при фасовке пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя.
Проверкой также установлено, что единоличным исполнительным органом ООО "Виктория Балтия" на основании договора от 24.12.2012 N 934-УК-УН является ОАО "Дикси Групп".
29.05.2015 прокурором г.Советска в отношении ОАО "Дикси Групп", вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные материалы проверки в силу части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы прокурором г.Советска в арбитражный суд для привлечения ОАО "Дикси Групп" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных обязательных требований Техническим регламентом при продаже и реализации пищевой продукции.
Суд первой инстанции, оценив представленные материалы проверки, отказал прокурору в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее-Закон N29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закон N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, в т.ч. которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
На основании ч. 1 ст. 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ст. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" срок годности пищевой продукции -период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
Факт хранения сарделек "Можайские классические" (расфасованные, в количестве 4-х упаковок, и расфасованного стейка лосося (кижуч)(дата выработки 19.11.2014, в количестве трех упаковок, производитель ООО "Мурманрыбпром"), без указания на потребительской упаковке сведений о конечном сроке их реализации в магазине "Квартал-25", расположенном по адресу: Калининградская область, г.Советск, Калининградское шоссе, д.1, подтверждается протоколом осмотра от 16.04.2015, ответом коммерческого директора ООО "Виктория Балтия" от 12.05.2015 N 364-15 с приложениями, объяснениями директора, кассира-продавца, продавца торгового зала магазина "Квартал-25".
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что ОАО "Дикси Групп" не является субъектом указанного правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Возможность привлечения юридического лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является изготовитель, исполнитель, продавец, нарушивший обязательные требования технических регламентов к продукции (или действующих до их вступления в силу иных нормативных правовых актов).
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Статьей 10 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее-ТР ТС 021/2011) установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 закреплены следующие понятия:
изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
импортер - резидент государства-члена Таможенного союза, выпускающий в обращение пищевую продукцию на таможенной территории Таможенного союза, поставляемую не резидентом государства-члена Таможенного союза, и несущий ответственность за соответствие такой продукции требованиям настоящего Технического регламента.
В ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя - это зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством проведения юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Материалами дела, в том числе, копиями договоров поставки подтверждается и не отрицается заявителем, что торговую деятельность в магазине "Квартал 25" по адресу: Калининградская область, г. Советск, Калининградское шоссе, д.1, осуществляет ООО "Виктория Балтия".
Согласно условиям договора от 24.12.2012 N 934-УК-УН, заключенного ООО "Виктория Балтия" (общество) с ОАО "Дикси Групп" (управляющая компания) управляющая компания осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа общества в том объеме и с теми ограничениями, которые определены действующим законодательством РФ и Уставом общества.
Из совокупного анализа ст. 53 ГК РФ и постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 следует, что единоличный исполнительный орган должен действовать добросовестно и разумно при принятии управленческих решений и совершении сделок в интересах управляемого лица.
Частью 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлена компетенция единоличного исполнительного органа общества - осуществление руководства текущей деятельностью общества (без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества).
Таким образом, из ст. 40 Закона N 14-ФЗ следует, что в функции единоличного исполнительного органа не входит обеспечение соблюдения норм технических регламентов и санитарного законодательства при осуществлении текущей деятельности управляемого лица.
Судом первой инстанции правильно указано, что ОАО "Дикси Групп", как орган управления ООО "Виктория Балтия", не является в понимании Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального Закона N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ни изготовителем, ни исполнителем, ни лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, ни продавцом и как следствие, не совершало вменяемое ему административное правонарушение.
Доказательства того, что на управляющую организацию ОАО "Дикси Групп" возложена обязанность по соблюдению установленных требований к обороту пищевой продукции (хранения, перевозки, реализации и утилизации) прокуратурой в материалы дела не представлено.
Оценив в порядке, установленном АПК РФ, имеющие в деле доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ОАО "Дикси Групп" не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Прокурор г.Советска в апелляционной жалобе повторил доводы, изложенные в заявлении, которым судом первой инстанции дана полная оценка с правильным применением норм материального права, оснований для их переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 августа 2015 года по делу N А21-4133/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора г.Советска Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4133/2015
Истец: Прокуратура г. Советска К/о
Ответчик: ОАО "Дикси Групп"