г. Саратов |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А12-24237/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2015 года по делу N А12-24237/2015, (судья Акимова А.Е.),
по исковому заявлению акционерного общества "ТранснефтьПриволга", (ИНН 63170247491, ОГРН 1026301416371)
к Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, (ИНН 3407101329, ОГРН 1023404976902)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального Казначейства по Волгоградской области,
о взыскании 1045873,66 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Александров А.М., действующий по доверенности от 11.11.2015, от ответчика - представитель Тихоненкова О.С., действующий по доверенности от 29.06.2015 N 16,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о взыскании 1 045 873 руб. 66 коп. неосновательного обогащения в виде переплаченной арендной платы по договору аренды N 2327 от 30.07.2007 за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области обратилась с жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2015 года и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обосновании доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает на то, что заявленные исковые требования не основаны на действующем законодательстве.
Представитель Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель акционерного общества "ТранснефтьПриволга" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела в открытом судебном заседании, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.07.2007 г. между Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - ответчик) и открытым акционерным обществом "Приволжске магистральные нефтепроводы", после переименования акционерное общество "Транснефть - Приволга" (далее по тексту - истец), заключен договор аренды земельного участка N 2327(далее по тексту - договор).
Согласно условиям договора ответчик передает земельный участок площадью 103 624 кв. метров с кадастровым номер 34:07:080001:0118, а истец принимает его на праве арены на срок до 25.07.2056 г.
Согласно разделу 2 Договора происходит фиксация размера арендной платы на 2007 год, размер арендной платы на последующие года устанавливается арендодателем в одностороннем порядке на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления. Расчет арендной платы является неотъемлемой частью договора.
При этом в пункте 2.1 данного раздела указано, что к настоящему договору применяется цена установленная централизовано с учетом оценочных зон, размеров нормативной цены земли (кадастровой стоимости участков), базовых ставок арендной платы и льгот (уменьшения арендной и полного освобождения от нее).
Изменение платы по Договору производится путем извещения Арендодателем Арендатора уведомлением, в котором устанавливается новая цена арендной платы. Данное извещение является неотъемлемой частью Договора.
Размер годовой арендной платы по договору N 2327 от 30.07.2007 изменялся сторонами в 2012 году и согласно расчета арендной платы за пользование земельным участком составил 752 438, 48 руб., в 2013 году и согласно уведомления N 508 от 23.04.2013 составил 752 450,60 руб., в 2014 году, согласно уведомления от 19.02.2014 составил 789 773,25 руб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, акционерное общество "Транснефть - Приволга" за 2012 год оплатило 752 438 руб. 48 коп., за 2013 - 752 450 руб. 60 коп., за 2014 год - 592 329 руб. 94 коп.
Полагая, что АО "Транснефть-Приволга" в спорном периоде излишне была уплачена арендная плата, истец обратился с вышеуказанным исковым требованием в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Пнктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Поскольку спорный договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"), изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договора подобных изменений.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 указанной нормы права определено, что арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Постановлением N 469-п установлена методика исчисления арендной платы за расположенные на территории Волгоградской области земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, относящиеся к категории земель населенных пунктов.
Из пункта 2.1.1 постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п следует, что размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Ки - коэффициент индексации.
Договор от 30.07.2007 г. N 2327 аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата, и методика ее определения, предусмотренная постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного правового акта и не требует дополнительного изменения договора.
Принимая во внимание выше изложенные обстоятельства, Постановление Администрация Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п, размер арендной платы для акционерного общества "Транснефть-Приволга" по договору N 2327 от 30.07.2007 года за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года должен быть рассчитан из кадастровой стоимости земельного участка площадью 103 624 кв. метров не превышающий 2%.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, кадастровая стоимость спорного земельного участка 34:07:080001:0118 за 2012 год составила 3 085 624,92 руб., а по состоянию на 2013 и 2014 год в размере 28 275 224,46 руб.
Согласно расчёту истца арендная плата за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 составляет 61 712,50 руб. из расчета: 3 085 624,92 руб. 2%, с 01.01.2013 по 31.12.2013 - 565 504,49 руб. (28 275 224,46 руб. х 2%), за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 424 128,37 руб. из расчета: 28 275 224,46 руб. х 2%, всего за спорный период арендатором внесено 2 097 219 руб. 02 коп., что подтверждается соответствующими платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Таким образом, с учетом установленного размера арендной платы, подлежащей внесению за пользование земельным участком в спорный период, переплата по договору составила 1 045 873 руб. 66 коп.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, неосновательно пользовавшееся чужим имуществом, должно в соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации возместить то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Руководствуясь положениями статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно счел требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы в размере 1 045 873 руб. 66 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования не основаны на действующем законодательстве, подлежат отклонению в связи, с неправильным толкованием норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2015 года по делу N А12-24237/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24237/2015
Истец: АО "Транснефть-Приволга", ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы"
Ответчик: Администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, УФК по Волгоградской области