г. Киров |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А28-4996/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Прокошевой С.А., действующей на основании доверенности от 29.04.2015, Ситниковой О.И., действующей на основании доверенности от 10.08.2015,
представителей ответчика Кекиной О.И., действующей на основании доверенности от 29.10.2015, Сарычевой Н.В., действующей на основании доверенности от 18.06.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.08.2015 по делу N А28-4996/2015, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению Кировской городской общественной организации Кировской областной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" (ИНН: 4345065694, ОГРН: 1034300012394)
к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4345237223, ОГРН: 1084345132960)
о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства,
установил:
Кировская городская общественная организация Кировской областной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" (далее - заявитель, Организация "Инвалиды войны", общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным пункта 2 представления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - ответчик, Управление, контролирующий орган) от 06.02.2015 N 00014315-ПР об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведенной в отношении общественной организации внеплановой выездной проверки.
Решением суда от 28.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, контролирующий орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), Управление настаивает на том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна одновременно отвечать двум признакам: служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация и соответствовать этим целям; следовательно, исходя из буквального толкования слова "соответствие", предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть едина с ее целями деятельности и подобна им, то есть, осуществляя предпринимательскую деятельность, некоммерческая организация, по убеждению ответчика, должна напрямую достигать свои уставные цели. Иными словами, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна быть ограничена только сферой уставных целей и не может выходить за рамки данной сферы; назначение товаров и услуг, которые производит некоммерческая организация, должно соответствовать целям деятельности такой организации. Устав некоммерческой организации, по мнению контролирующего органа, должен содержать закрытый перечень видов деятельности (в том числе, приносящей доход); осуществление некоммерческой организацией видов деятельности, не указанных в уставе, противоречит требованиям Закона о некоммерческих организациях. В рассматриваемом случае Устав Организации "Инвалиды войны" не предусматривал производство и продажу общественной организацией хлебобулочных изделий и предоставление услуг общественного питания, в связи с чем изложенное в пункте 2 оспариваемого представления требование об устранении нарушений по ведению предпринимательской деятельности и приведению ее в соответствии со специальными требованиями статьи 24 Закона о некоммерческих организациях и статьи 37 Закона об общественных объединениях Управление находит правомерным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Общественная организация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором подробно опровергает доводы ответчика, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного решения и просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления поддержали позицию и требования, изложенные в апелляционной жалобе; представители Организации "Инвалиды войны" возражали против доводов ответчика по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.12.2014 начальником Управления издано распоряжение N 797-р о проведении в отношении Организации "Инвалиды войны" внеплановой выездной проверки с целью осуществления контроля за соответствием деятельности общественной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации в связи с истечением срока устранения нарушений, содержащихся в представлении Управления от 15.08.2014 N 00014314-ПР об устранении нарушений действующего законодательства.
В ходе проверки, проведенной в контролирующим органом в период с 12.01.2015 по 30.01.2015, в числе прочего было установлено, что в нарушение положений статьи 24 Закона о некоммерческих организациях и статьи 37 Закона об общественных объединениях Организация "Инвалиды войны" систематически осуществляет предпринимательскую деятельность (производство и продажа хлебобулочных изделий через собственную булочную и предоставление услуг общественного питания в блинной), не соответствующую уставным целям деятельности и не служащую достижению уставных целей деятельности общественной организации, указанных в пункте 2.1 Устава.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 30.01.2015 N 00384314-А.
06.02.2015 Управление, руководствуясь положениями статьи 42 Закона об общественных объединениях, выдало в адрес Организации "Инвалиды войны" представление, пунктом 2 которого на общественную организацию возложена обязанность в срок до 01.06.2015 устранить нарушения статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, статьи 37 Закона об общественных объединениях по ведению предпринимательской деятельности.
Не согласившись с представлением контролирующего органа в части данного требования, общественная организация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании пункта 2 представления Управления недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предпринимательская деятельность общественной организации, связанная с производством и продажей хлебобулочных изделий через собственную булочную, а также с предоставлением услуг общественного питания в блинной, служит достижению уставных целей Организации "Инвалиды войны", поскольку прибыль, получаемая от предпринимательской деятельности, направляется на уставные цели общественной организации, и соответствует уставным целям, следовательно, не противоречит положениям статьи 24 Закона о некоммерческих организациях и статьи 37 Закона об общественных объединениях. В этой связи пункт 2 представления Управления о возложении на заявителя обязанности устранить нарушения по ведению предпринимательской деятельности был признан неправомерным и нарушающим права и законные интересы общественной организации в сфере предпринимательской деятельности, вследствие чего заявленное Организацией "Инвалиды войны" требование о признании его недействительным удовлетворено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в числе прочих в форме общественных организаций (объединений).
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии со статьей 6 Закона о некоммерческих организациях общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных потребностей.
Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Статьей 37 Закона об общественных объединениях также предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Из смысла названных положений следует, что общественное объединение (как и любая некоммерческая организация) может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовывать уставные цели.
В рассматриваемый период времени деятельность Организации "Инвалиды войны" осуществлялась на основании Устава.
Пунктом 2.1 Устава Организации "Инвалиды войны" предусмотрено, что основными целями общественной организации являются: оказание правовой, материальной и морально-психологической поддержки инвалидам войны и военной травмы, членов их семей, ветеранов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, содействие им в защите прав и законных интересов; содействие медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов войны и военной травмы, ветеранов боевых действий, укреплению их физического и психологического благополучия; содействие предоставлению инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества; оказание различных видов помощи и поддержки ветеранам, содействие инвалидам в осуществлении их законодательно установленных прав и преимуществ в получении медицинской помощи, образования, в трудоустройстве, улучшении материальных, жилищных и бытовых условий, в развитии творческих способностей, занятий физкультурой и спортом; создание центров реабилитации и социальной интеграции, иных учреждений по оказанию услуг населению; участие совместно с государственными органами и общественными объединениями ветеранов в патриотическом воспитании граждан; увековечение памяти военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В силу пункта 3.1 Устава общественная организация для достижения уставных целей и задач в числе прочего в установленном законом порядке осуществляет предпринимательскую деятельность.
На основании пункта 8.2 Устава имущество общественной организации слагается, в том числе, из доходов от предпринимательской деятельности.
Таким образом, Уставом Организации "Инвалиды войны" прямо предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности. Указаний на то, что Устав должен содержать закрытый перечень видов деятельности, ни Закон о некоммерческих организациях, ни Закон об общественных объединениях не содержат.
В соответствии со своей специальной правоспособностью Организация "Инвалиды войны" осуществляет предпринимательскую деятельность, в частности, самостоятельно производит и продает хлебобулочные изделия через собственную булочную, а также предоставляет услуги общественного питания в блинной.
Материалами дела подтверждается, что прибыль от данной предпринимательской деятельности общественная организация направляет на предпринимательскую деятельность и на уставные цели; согласно отчетам о финансовых результатах прибыль от предпринимательской деятельности израсходована заявителем на проведение благотворительных мероприятий, заработную плату инвалидам; в 2013 году удельный вес расходов, направленных общественной организацией на уставные цели, в общей сумме выручки, полученной от общепита, составил 17,82 %, в 2014 году - 33,15 %, в 2015 году - 33,96 %; доходы от предпринимательской деятельности между членами Организации "Инвалиды войны" не перераспределяются. Кроме того, общественная организация осуществляет продажу хлебобулочных изделий и оказывает услуги общественного питания инвалидам со скидкой; в Организации "Инвалиды войны" работают два инвалида; работа указанных лиц связана с предпринимательской деятельностью общественной организации.
Следует отметить, что положения специального закона, на который ссылается ответчик, - Закона об общественных объединениях - не устанавливают ограничений в части осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности некоммерческих организаций отдельных видов. Таким образом, само по себе производство и продажа хлебобулочных изделий и предоставление услуг общественного питания в блинной не может также являться нарушением статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, поскольку ни данная норма, ни иное законодательство не содержит прямых запретов на осуществление общественными организациями указанных видов деятельности.
Все виды осуществляемой общественной организацией предпринимательской деятельности (производство и продажа хлебобулочных изделий через собственную булочную, предоставление услуг общественного питания в блинной инвалидам со скидкой) в конечном итоге преследуют единые цели - оказание материальной поддержки инвалидам, содействие профессиональной реабилитации инвалидов, содействие предоставлению инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, оказание помощи в трудоустройстве. Указанные цели соотносятся с основными целями деятельности Организации "Инвалиды войны", поименованными в Уставе. Таким образом, следует признать, что такая деятельность в данном случае является именно дополнительной (доказательства обратного ответчиком не представлены) и заключается в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовывать уставные цели.
Иными словами доходы от предпринимательской деятельности являются дополнительным источником получения общественной организацией имущества, которое она направляет на достижение целей, провозглашенных в Уставе. Факт направления полученного от осуществления указанных видов деятельности имущества на достижение уставных целей подтверждается материалами дела, Управлением не опровергнут. Следовательно, использовать такое средство как производство товаров и оказание услуг общественная организация в данном случае имеет право, что соотносится с положениями статей 6, 24 Закона о некоммерческих организациях, статьи 37 Закона об общественных объединениях.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление ущемляет законные интересы общественной организации, поскольку ограничивает ее права на осуществление предусмотренной законодательством и Уставом деятельности, возлагает на Организацию "Инвалиды войны" дополнительные обязанности и одновременно не соответствует Закону о некоммерческих организациях и Закону об общественных объединениях.
Аргументы апелляционной жалобы о том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна быть ограничена только сферой уставных целей и не может выходить за рамки данной сферы, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Исходя из положений законодательства, содержащего нормы о статусе и правовом положении некоммерческих организаций вообще и общественных объединений в частности, предпринимательская деятельность соответствует целям деятельности организации (объединения) тогда, когда эта деятельность в конечном итоге непосредственно достигает определенной Уставом цели; производство товаров и оказание услуг отвечает целям создания организации (объединения) в том случае, если при потреблении производимых товаров и услуг достигаются цели создания организации (объединения).
Иное толкование контролирующим органом понятия "соответствие уставным целям" не может быть принято во внимание, поскольку действующим законодательством прямо не предусмотрено, что предпринимательская деятельность общественного объединения (общественной организации) ограничена по категориям потребителей и видам производимых товаров (услуг) и только тогда соответствует целям создания организации (объединения), когда продаются товары (оказываются услуги) именно инвалидам и именно для инвалидов, то есть источником дохода и, соответственно, источником получения организацией (объединением) имущества будет выступать та категория лиц (инвалиды), для поддержки и защиты интересов которых такая организация (объединение) создана.
Убеждение Управления о том, что согласно положениям статьи 37 Закона об общественных объединениях все доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений могут быть направлены на достижение уставных целей, но не на ведение предпринимательской деятельности, также представляется ошибочным.
Возможность наличия у некоммерческой организации расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности следует из пункта 3 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях. Такими расходами следует считать расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Указание в статье 37 Закона об общественных объединениях на то, что доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений должны использоваться только для достижения уставных целей, не должно ограничивать право общественной организации на направление полученных доходов на осуществление самой предпринимательской деятельности, которая служит достижению целей и соответствует им, поскольку предпринимательская деятельность не может осуществляться без необходимых расходов.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал на то, что действующим законодательством не установлены критерии, позволяющие определить, какой объем прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческая организации должна направлять на уставные цели, а какой объем прибыли - на предпринимательскую деятельность.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с тем, что оспариваемое представление Управления в части пункта 2 не основано на законе и ущемляет права и законные интересы общественной организации, в рассматриваемом случае имела место совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания его в данной части недействительным. Требование заявителя было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области от 28.08.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу контролирующего органа - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.08.2015 по делу N А28-4996/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4996/2015
Истец: КГОО КООО ОООИВА - "ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ"
Ответчик: Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области