г. Киров |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А28-10460/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Штина В.И., Масленникова М.А, действующего на основании доверенности от 28.07.2015, представителя Министерства спорта Кировской области Головнич О.И., действующей на основании доверенности от 29.09.2015, представителя Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки "Вятка-Старт" Долгополовой Н.С., действующей на основании доверенности от 02.11.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" на определение Арбитражного суда Кировской области от 30.09.2015 о прекращении производства по делу N А28-10460/2015, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" (ОГРН 1124300000648, ИНН 4321999744, адрес: Кировская область, г. Нолинск, ул. Ильинская, д. 28)
к Министерству спорта Кировской области; Кировскому областному государственному автономному учреждению Центр спортивной подготовки "Вятка-Старт"
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
Кировская областная общественная организация "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" (далее - заявитель, Кировская ОФГСС) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с требованиями к Министерству спорта Кировской области и Кировскому областному государственному автономному учреждению Центр спортивной подготовки "Вятка-Старт" (далее - КОГАУ ЦСП "Вятка-старт") о признании незаконным нефинансирования сноуборда в порядке государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2013-2020 годы согласно пункту 5 статьи 11 Закона Кировской области "О физической культуре и спорте в Кировской области", определении нормы расходования средств, включении в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, признании незаконными действий Министерства спорта Кировской области, оформленных письмом от 10.10.2014 N 828-62-01-13 "Об отказе включения в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по сноуборду на 2015 год".
В суде первой инстанции заявитель отказался от требований к Министерству спорта Кировской области и КОГАУ ЦСП "Вятка-старт" в части определения нормы расходования средств согласно постановлению Правительства Кировской области от 18.10.2011 N 123/500 - развитие вида спорта, подготовка спортивного резерва и спорта высших достижений, включения в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий: первенство Кировской области по сноуборду, чемпионат Кировской области по сноуборду, учебно-тренировочные сборы сборной команды Кировской области по сноуборду, признания незаконными действий Министерства спорта Кировской области, оформленных письмом от 10.10.2014 N 828-62-01-13 "Об отказе включения в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по сноуборду на 2015 год" и обязании Министерства спорта Кировской области провести физкультурные и спортивные мероприятия по сноуборду. Арбитражным судом Кировской области частичный отказ от требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был принят, в этой части производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Кировской области от 30.09.2015 производство по требованию заявителя о признании незаконным нефинансирования Министерством спорта Кировской области сноуборда в порядке государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2013-2020 годы согласно пункту 5 статьи 11 Закона Кировской области "О физической культуре и спорте в Кировской области" прекращено на основании пункта 1 статьи 150 АПК РФ).
Не согласившись с принятым определением, Кировская ОФГСС обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены положения статей 29, 136 АПК РФ.
Министерство спорта Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить определение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
КОГАУ ЦСП "Вятка-старт" также считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на них.
Законность определения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 ст. 27 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2); об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3).
Частью 1 статьи 197 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений АПК РФ, юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вынесенного в отношении него ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) только в случае, когда такой акт решение, действие (бездействие) нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает другие препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Иными словами, предметом оспаривания в арбитражном суде может выступать ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие), которые устанавливают, ограничивают или аннулируют права юридического лица, возлагают на юридическое лицо обязанности в рамках правоотношений, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в смысле, указанном в части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в связи с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг в целях систематического извлечения прибыли либо в связи с осуществлением иной деятельности экономического характера, не направленной на извлечение прибыли. Указанные акты, действие (бездействие) должны касаться именно названных видов деятельности юридических лиц, регулировать саму эту деятельность посредством установления субъективных прав, обязанностей, ограничений в отношении лиц, которые ее осуществляют, применения к ним мер государственного принуждения, в том числе мер юридической ответственности.
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.
Частью 1 статьи 13 названного Закона предусмотрено, что создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона N 329-ФЗ региональные спортивные федерации вправе: организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации (пункт 1); получать финансовую и иную поддержку в целях развития соответствующих видов спорта из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в том числе получать поддержку за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4).
В силу статьи 38 Закона N 329-ФЗ к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относятся:
1) организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
2) организация проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2.1) обеспечение условий для реализации комплекса ГТО в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
4) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;
5) обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) обеспечение иных мероприятий и программ, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основе приведенных выше норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что деятельность Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области", послужившая основанием для обращения в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, не является экономической деятельностью.
Сам по себе факт финансирования данной деятельности из бюджета субъекта Российской Федерации не свидетельствует о ее экономическом характере и о том, что неосуществление такого финансирования затрагивает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Имеющиеся материалы дела не содержат доказательств нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Кировской области о неподведомственности данного спора арбитражному суду является правомерным. Оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции об отсутствии препятствий в осуществлении экономической деятельности Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" на основе имущества, принадлежащего ей на праве собственности, не имеется.
Довод заявителя о нарушении судом первой инстанции положений статьи 136 АПК РФ суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный.
Частью 1 статьи 133 АПК РФ определено, что задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле в предоставлении необходимых доказательств; примирение сторон.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" дано разъяснение о том, что если при подготовке дела к судебному разбирательству суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 150 АПК РФ, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть прекращено, о чем выносится определение, за исключением случая, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (часть 2 статьи 150 АПК РФ).
Вопрос о прекращении производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случая, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
В данном случае Арбитражный суд Кировской области в связи с выявлением в предварительном судебном заседании оснований для прекращения производства по делу (неподведомственность дела арбитражному суду) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, обоснованно прекратил производство по настоящему делу, поскольку оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Доводы апелляционной жалобы Кировской ОФГСС основаны на неправильном толковании положений АПК РФ.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Кировской области от 30.09.2015 о прекращении производства по данному делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение апелляционной жалобы на определение о прекращении производства по делу государственная пошлина подлежит уплате в сумме 1500 рублей. Таким образом, с Кировской ОФГСС подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 30.09.2015 о прекращении производства по делу N А28-10460/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" - без удовлетворения.
Взыскать с Кировской областной общественной организации "Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Кировской области" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10460/2015
Истец: Кировская ОФГСС
Ответчик: КГАУ Центр спортивной подготовки "Вятка-Старт", Министерство спорта Кировской области