г. Москва |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А40-73577/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2015,
по делу N А40-73577/15 (145-574), принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
по иску Публичного акционерного общества "Моснефтегазстройкомплект"
(ОГРН 1037739514251 ИНН 7721937296)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 27.01.2015 N ДГИ-1- 2730/15-1; обязании устранить допущенные нарушения;
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кораблева Н.Б. по доверенности от 16.04.2015
Удалкин В.А. по доверенности от 16.04.2015
от ответчика: Реперчук Ю.С. по доверенности от 20.06.2015
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Моснефтегазстройкомплект"(далее - ПАО "МНГСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным оформленный письмом от 27.01.2015 N ДГИ-1-2730/15-1 отказ внести изменения в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 21.12.2014 N 21550 в части разрешенного использования земельного участка; об обязании Департамента внести изменения в п. 2 распоряжения Департамента от 31.12.2014 N 21550 в части разрешенного использования земельного участка, установив разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Решением Арбитражного суда города Москвы от м16.09.2015 по делу N А40-73577/15 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение Арбитражного суда города Москвы отменить, приняв новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт.
Представители ПАО "МНГСК" требования апелляционной жалобы не признали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как видно из материалов дела, что ПАО "МНГСК", являясь собственником зданий по адресу г.Москва, ул. Газгольдерная, д. 12, стр. 1, 3, 6, 7, 15, на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" обратилось к Департаменту с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) адресные ориентиры г.Москва, ул. Газгольдерная, д. 12, стр. 1, 3, 6, 7, 15.
В связи с этим Департамент вынес Распоряжение от 31.12.2014 г. N 21550 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул.Газгольдерная, вл.12, стр. 1, 3, 6, 7, 15 на кадастровой карте территории" (далее - Распоряжение).
Согласно п. 2 Распоряжения установлено разрешенное использование земельного участка: деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого значения (1.2.7)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автотранспорта (1.2.3)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)).
Не согласившись с установленным разрешенным использованием земельного участка, ПАО "МНГСК" обратилось к Департаменту с заявлением от 16.01.2015 N ДГИ-2171 /15-(0)-0, к котором просил внести изменения в части разрешенного использования.
Письмом от 27.01.2015 N ДГИ-1-2730/15-1 Департамент отказал заявителю внести изменения в Распоряжение.
В связи с этим ПАО "МНГСК" обратилось в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая положения ст. 198 АПК РФ, посчитал, что процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 22.09.1999 г. N М-04-503610, заключенного с ОАО "МНГСК" (правопредшественником ПАО "МНГСК"), целевое использование указанного земельного участка - эксплуатация производственных и складских строений и прилегающей территории.
Согласно Разрешительному письму от 08.01.1962 г. N 11-УРЗиОЗ Главному управлению газовой промышленности при совете Министров СССР отведен земельный участок под строительство складской базы.
На основании Распоряжения Москомимущества от 06.07.1993 N 504-р об утверждении плана приватизации имущественный комплекс (складская база) перешел в собственность ОАО "МНГСК" (правопредшественник заявителя) в процессе приватизации государственного предприятия "МНГСК", Указанным планом приватизации заявителю как правопреемнику государственного предприятия "МНГСК" подтверждено право постоянного (бессрочного) пользования уже ранее используемого земельного участка площадью 3,0 га.
После окончания строительства, приватизации имущественного комплекса на земельный участок по адресу: ул. Газгольдерная, вл.12 ОАО "МНГСК" оформлены договор аренды от 22.09.1999 г. N М-04-503610 (кадастровый номер 77:04:0002003:2) и договор аренды от 30.09.1999 г. N М-04-503646 (кадастровый номер 77:04:0002003:29) с разрешенным использованием земельных участков под эксплуатацию складских зданий, строений и сооружений и прилегающей территории.
Как указано в п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, под целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных законами.
В связи с разделом земельных участков, оформленных договорами аренды от 22.09.1999 г. N М-04-503610 и 30.09.1999 г. N М-04-503646, на земельные участки подлежащие приватизации и не подлежащие приватизации, образовалось три земельных участка ул. Газгольдерная:
- вл.12, стр. 2;
- вл. 12, стр. 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14;
- вл. 12, стр. 1, 3, 6, 7, 15.
В целях реализации ст. 36 ЗК РФ заявитель оформил право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0002003:1001 (ул. Газгольдерная, вл. 12, стр. 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14), 77:04:0002003:1002 (ул. Газгольдерная, вл.12, стр. 2) с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Заявитель сослался на то, что строения 1, 3, 6, 7, 15, расположенные на земельном участке, в отношении которого заявителем оспаривается разрешенное использование, используются совместно со строениями, расположенными на участках с кадастровыми номерами 77:04:0002003:1001 (стр. 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14), 77:04:0002003:1002 (стр. 2) как единый комплекс. Все строения предназначены для обслуживания складских операций погрузо-разгрузочных работ, хранения и перемещения товаров как собственных, так и сторонних поклажедателей. Для размещения обслуживающего складскую деятельность персонала необходимы административно-бытовые помещения. Для собственного автотранспорта, занятого в процессе складской деятельности необходимы специализированные помещения, в которых размещается гаражное хозяйство. Поэтому расположенные на спорном участке гаражи не имеют самостоятельного коммерческого использования, они имеют вспомогательное значение, используются для обеспечения функционирования складской базы.
В связи с этим заявитель посчитал, что спорный земельный участок, не имеющий самостоятельного коммерческого назначения, должен иметь разрешенное использование такое же, как у земельных участков с кадастровыми номерами N N 77:04:0002003:1001 и 77:04:0002003:1002.
Суд первой инстанции принял во внимание, согласно ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка определяется назначением (разрешенным использованием) объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке.
Для обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
В силу с п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как указано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а сами виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно кадастровым паспортам филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на спорном земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие заявителю на праве собственности:
- здание площадью 547,1 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 12, стр.1, назначение объекта - нежилое здание;
- здание площадью 752,3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 12. стр.3, назначение объекта - нежилое здание;
- здание площадью 66,3 кв.м. по адресу г. Москва, ул.Газгольдерная, д. 12 стр.6, наименование объекта - нежилое здание;
- здание площадью 66,3 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 12, стр.7, назначение объекта - нежилое здание;
- здание площадью 179,0 кв.м. по адресу г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 12, стр.15, наименование объекта - нежилое здание.
В выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, что строение 1 имеет назначение нежилое строение, 3 имеет назначение склад, строения 6, 7 имеют назначение склады, строение 15 имеет назначение гараж.
При таких данных суд первой инстанции пришел к выводу, что все объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке - это здания складского и производственного назначения.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что основным видом деятельности Заявителя по коду ОКВЭД является код 63.12 - хранение и складирование, то есть деятельность по хранению и складированию всех видов грузов: в зернохранилищах, на товарных складах общего назначения, на складах - холодильниках, в бункерах и т.п. Вспомогательными видами деятельности являются вид деятельности по кодам 63.11 (транспортная обработка грузов), 60.24 (деятельность автомобильного грузового транспорта), 60.10 (деятельность железнодорожного транспорта) и 51.70 прочая оптовая торговля.
Заявитель пояснил, что этим обусловлено размещение на территории гаража для хранения специального транспорта.
Кроме того, согласно балансовой стоимости о наличии автотранспортной, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техники, на балансе предприятия числится только автотранспорт, необходимый для осуществления видов деятельности общества.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства. Из положений указанных выше нормативных правовых актов следует, что вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать его фактическому использованию.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11, фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции посчитал, что установление пунктом 2 Распоряжения разрешенного использования - обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автотранспорта (1.2.3)) является необоснованным.
Установленный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования 4.9 "Обслуживание автотранспорта" подразумевает использования земельного участка при основных видах деятельности -автомобильный сервис.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в п.2 Распоряжения разрешенного использования 4.1. "Деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)) также является необоснованным, так как с указанным видом использования зданий на земельном участке нет.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы Департамента, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2015 по делу N А40-73577/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73577/2015
Истец: ПАО "МНГСК", ПАО МНГСК
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы