г. Вологда |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А13-7847/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Кузьминой Е.В. по доверенности от 30.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Даллакян Ашота Борисовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2015 года по делу N А13-7847/2015 (судья Лемешов В.В.),
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Даллакяну Ашоту Борисовичу (место жительства: 162626, Вологодская обл., г. Череповец; ОГРНИП 309352830300012, ИНН 352824954200; далее - глава КФХ Даллакян А.Б.) о взыскании 4 470 000 руб. денежных средств, выплаченных в форме гранта (субсидии).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неисполнение ответчиком условий договора о предоставлении грантов (субсидий) на развитие семейной животноводческой фермы от 02.08.2013 N 3 и на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением суда от 16.09.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Глава КФХ Даллакян А.Б. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение изменить в части размера суммы взыскиваемых денежных средств. Доводы жалобы сводятся к тому, что несмотря на то, что предоставленные денежные средства частично были использованы не в соответствии с планом расходов, однако все они были использованы исключительно для развития фермерского хозяйства. Просит уменьшить сумму возвращаемых средств на разницу между полученными ответчиком 4 470 000 руб. и подтвержденными им расходами на сумму 817 500 руб.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя истца, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в рамках утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 N 320 Положения о предоставлении грантов (субсидии) на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Положение) 02.08.2013 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 3 о предоставлении и использовании гранта (субсидии) на развитие семейной животноводческой фермы, согласно условиям которого истец предоставляет ответчику средства в виде гранта (субсидии) на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 4 470 000 руб. на следующие цели:
- строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм, комплектацию оборудования (включая монтаж) и техникой 4 200 000 руб.;
- приобретение сельскохозяйственных животных, птицы, пчелосемей 270 000 руб.,
в том числе за счет средств областного бюджета 2 369 100 руб.; за счет средств федерального бюджета 2 100 900 руб.
Согласно пункту 1 Плана расходов КФХ Даллакяна А.Б. на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы, стоимость строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы, комплектации оборудованием и техникой равна 5 000 000 руб., из них: за счет гранта - 3 000 000 руб., за счет собственных средств - 500 000 руб., за счет заемных средств -1 500 000 руб.
Пунктами 2.2, 2.3 плана расходов предусмотрены закупка и монтаж электрооборудования, водопровода, канализации, автопоилок, кормушек на общую сумму 2 000 000 руб., из них 1 200 000 руб. за счет средств гранта, 200 000 руб. за счет собственных средств, 600 000 руб. за счет заемных средств. Планом расходов на приобретение сельскохозяйственных животных, птицы, пчелосемей утверждена сумма в размере 450 000 рублей, из них за счет средств гранта 270 000 руб., за счет собственных средств 45 000 руб., за счет заемных средств 135 000 руб.
Согласно подпункту 3.1.1 Положения, размер гранта должен строго соответствовать плану расходов. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, главой крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит согласованию.
Подпунктом 3.1.2 Положения расходование гранта осуществляется в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств и в соотношении не более 60 % за счет бюджетных средств и не менее 40 % за счет собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства. Глава хозяйства обязуется оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10 % и за счет несубсидируемых кредитов - не более 30 % от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (в редакции от 25.03.2013).
Истец перечислил ответчику денежные средства в общей сумме 4 470 000 руб. платежными поручениями от 16.08.2013 и от 22.08.2013.
Однако ответчик не выполнил целевые показатели по развитию семейной животноводческой фермы.
В соответствии с подпунктом 3.3.2 Положения целевое расходование гранта подтверждается предоставлением в Департамент ряда документов.
Ответчиком в адрес истца был представлен ряд документов, из которых следует, что ответчик при реконструкции животноводческой фермы действовал не по плану расходов, документально не подтверждено выполнение работ по договору на сумму 3 652 500 руб.; документы, подтверждающие закупку и монтаж электрооборудования, водопровода, канализации, автопоилок, кормушек не представлены; затраты на приобретение сельскохозяйственных животных произведены в меньшем объеме; платежные документы, подтверждающие приобретение сельскохозяйственных животных также не представлены.
Из представленных ответчиком в адрес истца документов следует, что им не использовались собственные денежные средства и заемные денежные средства.
Согласно пункту 2.2.6 договора ответчик обязан предоставлять истцу ежеквартальный отчет о целевом использовании гранта в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Главой КФХ Даллакяном А.Б. не представлены ежеквартальные отчеты за четвертый квартал 2014 года и первый квартал 2015 года, отчет за третий квартал 2014 года не заверен.
Согласно пункту 2.2.9 договора при неисполнении пунктов 2.2.1-2.2.7 договора ответчик обязан возвратить средства, составляющие сумму гранта, в соответствующий бюджет.
Истец направил ответчику требование о возврате субсидии (т. 1, л. 110-112), которое в добровольном порядке ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск полностью.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять помимо прочего порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Соглашение между сторонами заключено в соответствии с Положением, в пунктах 4.2 - 4.3 которого средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае предоставления недостоверных сведений (документов) на получение грантов, нарушения целей и порядка предоставления гранта, условий, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего положения (условия предоставления гранта), подпунктами 2.2.1-2.2.7 пункта 2.2 соглашения о предоставлении и использовании гранта.
Пунктом 2.2.9 договора при неисполнении пунктов 2.2.1-2.2.7 договора ответчик обязан возвратить средства, составляющие сумму гранта, в соответствующий бюджет.
Как в силу постановления Правительства Вологодской области от 25.03.2013 N 320, так как и в силу договора, ответчик является лицом, которое возвращает субсидию в случае невыполнения плана.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями соглашения о предоставлении гранта от 02.08.2013 N 3, нормами Положения о предоставлении грантов (субсидии) на развитие семейных животноводческих ферм, принимая во внимание правовой режим выделенных в качестве субсидий бюджетных средств, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается соблюдение ответчиком условий использования субсидии из бюджета, что в свою очередь подтверждает право истца требовать возврата предоставленного гранта.
Ответчик, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не доказал факт использования выделенных денежных средств в целях, предусмотренных договором и Положением, а также не доказал, что цель, на достижение которой выделен грант была им достигнута.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены исследованными по делу доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы ответчика, приведенные им при рассмотрении спора. Все доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Податель жалобы подтвердил, что частично денежные средства были использованы не в соответствии с планом расходов, обосновав это тем, что на момент выдачи гранта здание коровника, поилки, кормушки и пр. уже имелись. Этим обусловлено и непредоставление предпринимателем своевременно ежеквартальных отчетов с приложением документов, подтверждающих целевое использование денежных средств.
Поскольку законом не предусмотрена возможность частичного возврата субсидии в случае нарушения порядка ее использования, оснований для частичного возврата суммы субсидии не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2015 года по делу N А13-7847/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Даллакян Ашота Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7847/2015
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Ответчик: Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Даллакян Ашот Борисович