г. Пермь |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А50-17378/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н. В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества "Оренбургнефть": не явились;
от заинтересованного лица Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 сентября 2015 года по делу N А50-17378/2015,
принятое судьей Торопициным С. В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (ОГРН 1025601802357, ИНН 5612002469)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229 ИНН 5902290459)
о признании незаконными действий административного органа, обязании возвратить штраф в размере 500 000 рублей,
установил:
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе прекратить исполнение постановления от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, возвратить взысканные в счёт уплаты штрафа денежные средства в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2015 года) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо приводит доводы о том, что Федеральный закон N 533-ФЗ от 31.12.2014 "О внесении изменений в статьи 49,51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 533-ФЗ), вступивший в силу с 11.01.2015, не относится к законодательству, улучшающему положение лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ. Выражает несогласие с выводом суда о нарушении Управлением требований ст. ст. 31.7, 31.8 КоАП РФ; ссылку суда на п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ считает неправомерной.
Заявитель по мотивам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, с учетом надлежащего извещения их о времени и месте рассмотрения жалобы, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением о назначении административного наказания от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явились выводы административного органа о нарушении обществом требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства - эксплуатационная скважина N 1251 Гаршинского месторождения (Оренбургская область, Курманаевский район), выразившиеся в осуществлении строительства без соответствующего разрешения, необходимость получения которого установлена частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 33-36).
Ссылаясь на устранение обязанности по получению разрешений на строительство скважин с 11.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона N 533-ФЗ, а также принимая во внимание, что на момент вступления изменений в законную силу постановление от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148 не исполнено, полагая, что в таком случае в силу требований статей 1.7, 24.5, 31.7 КоАП РФ имеются основания для прекращения исполнения постановления, общество обратилось к Управлению с соответствующим ходатайством (л.д. 37-38).
Письмом от 04.03.2015 N 07-11/2098 Управление отказало обществув удовлетворении ходатайства. Основанием для отказа явились выводы административного органа, о том, что поскольку, Законом N 533-ФЗ изменения в статьи 9.4, 9.5 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушения градостроительного законодательства, не вносились, положения статей 1.7, 31.7 КоАП РФ не подлежат применению (л.д. 39-40).
17.03.2015 в связи с неоплатой обществом административного штрафа по постановлению от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148 в добровольном порядке, указанное постановление направлено Управлением в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
01.04.2015 судебным приставом-исполнителем Бузулукского городского отдела судебных приставов УФССП России по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство N 8777/15/56011-ИП (л.д. 66), в рамках которого платёжным поручением от 24.04.2015 N 125960 административный штраф в размере 500 000 рублей оплачен обществом (л.д. 67).
Полагая, что действия административного органа по отказу в прекращении исполнения постановления от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148 не соответствуют закону и нарушают права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении требований ПАО "Оренбургнефть", суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности, наличия правовых оснований для их удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены оспариваемого судебного акта не установил.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 2174/11 о том, что непринятие мер по применению нового закона, смягчающего административную ответственность, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, является бездействием органа (должностного лица), применившего ответственность в смысле положений главы 24 АПК РФ, суд рассмотрел настоящий спор по правилам указанной главы.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 20.04.2006 N 4-П, Определениях от 16.01.2001 N 1-О, от 10.10.2013 N 1485-О, принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего, уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц. Императивное по своему характеру правило ч. 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Согласно ч. 1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
На основании ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случаях отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное (пункт 2), вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 6).
В соответствии с правовыми позициями, отраженными в пунктах 1, 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом, судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом как посредством отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Административный орган, обосновывая правомерность совершенных им действий, приводит доводы о том, что Федеральный закон N 533-ФЗ от 31.12.2014 "О внесении изменений в ст. 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не относится к законодательству, улучшающему положение лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ, поскольку не относится к законодательству об административных правонарушениях, которым установлена административная ответственность; не смягчает и не отменяет административную ответственность по ст. 9.5 КоАП РФ, не вносит в соответствующую норму изменений.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, исходя из ст. 1.7 КоАП РФ, к закону, устраняющему административную ответственность и улучшающему положение лица, совершившего административное правонарушение, относится не только федеральный закон, вносящий изменения непосредственно в КоАП РФ, но и федеральный закон, иной нормативный акт, устраняющий публично-правовую обязанность, несоблюдение которой влечет предусмотренную КоАП РФ ответственность.
Аналогичный правовой подход прослеживается в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2013 N 11-АД12-14, постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 11498/04.
Федеральным законом N 533-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.2, предусматривающим, что в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 N 533-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения улучшают положение общества, привлеченного к административной ответственности, поскольку с 11.01.2015 строительство буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, без разрешения на строительство не является нарушением градостроительного законодательства и не образует событие правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Ссылки апеллятора на то, что обязанность получения разрешения на строительство буровых скважин, не предусмотренных техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, Федеральным законом N 533-ФЗ не устранена, не основаны на положения указанного закона, из которых следует, что таковые могут быть предусмотрены как подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, так и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 22.12.2014 N 32-2786-рпо-148, проектная документация на строительство объекта капитального строительства эксплуатационной скважины была представлена обществом при проведении проверки, то есть имелась у заявителя.
Соответствующие доводы жалобы, с учетом изложенного, апелляционным судом признаны несостоятельными.
При установленных обстоятельствах, правовом регулировании, с учетом положений части 2 статьи 54 Конституции российской Федерации, статей 1.7, 31.7, 31.8 КоАП РФ, приведенных правовых позиций судов, Управление обязано было принять предусмотренные законом меры для прекращения исполнения постановления от 22.12.2014, исключив несение обществом негативных имущественных последствий.
Соответственно, действия, выразившиеся в отказе в исполнении такой обязанности заинтересованным лицом, правомерно признаны судом незаконными.
Наряду с изложенным, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом нормативно предусмотренной ст. 31.8 КоАП РФ процедуры рассмотрения ходатайства о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанная процедура подлежит применению в рамках производства по исполнению постановлений административных (юрисдикционных) органов, их должностных лиц и является правовым механизмом реализации положений статьи 31.7 КоАП РФ.
Ссылки административного органа на отсутствие оснований для прекращения исполнения постановления являются безосновательными. КоАП РФ регламентирована процедура рассмотрения таких ходатайств привлеченных к административной ответственности лиц, соответственно, установление оснований для прекращения исполнения постановления либо отсутствие таковых осуществляется только в порядке, установленном статьей 31.8 КоАП РФ: в трехдневный срок с уведомлением заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения ходатайства и вынесением постановления.
При таких обстоятельствах, действия Управления по отказу в прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 22.12.2014 не соответствуют положениям КоАП РФ, в том числе, в связи с несоблюдением приведенной процедуры и являются незаконными.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя судом на административный орган, как администратора платежей, поступивших в уплату административных штрафов (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2015 N 2 "Об осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета") правомерно возложена обязанность возвратить обществу перечисленную в счет уплаты административного штрафа в связи с незаконным предъявлением Управлением постановления от 22.12.2014 к исполнению сумму в размере 500 000 руб.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя, у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных фактических обстоятельствах дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2015 года по делу N А50-17378/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17378/2015
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ