г. Пермь |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А71-6171/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": Тюренков С.Н., паспорт, доверенность от 30.04.2015;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: не явились;
от третьих лиц Малышева Сергея Владимировича, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парус": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 августа 2015 года по делу N А71-6171/2015,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН1031800554610, ИНН 1831038485)
третьи лица: Малышев Сергей Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парус",
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", общество) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по УР, антимонопольный орган) по делу N ММ 06-06/2014-182 о нарушении антимонопольного законодательства от 04.03.2015.
Определением суда от 08.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Малышев Сергей Владимирович и ООО "Управляющая компания "Парус".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 (резолютивная часть решения объявлена 25.08.2015) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что вменяемое нарушение сроков производства ремонта сетей горячего водоснабжения само по себе не может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии. В настоящее время в г. Ижевске степень физического и морального износа магистральных и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения достигает 70%, для качественного оказания услуг по подаче коммунальных ресурсов необходимо проведение ремонта сетей, который проводится при отключении горячего водоснабжения. Пунктами 1 и 2 Постановления Администрации г. Ижевска от 12.09.2014 N 994 обществу предписано обеспечить циркуляцию теплоносителя по квартальным сетям от всех ЦТП и котельных города для подачи тепла потребителям в срок до 16.09.2014. Следовательно, общество обязано было закончить проведение всех ремонтных работ, связанных с отключением квартальных сетей не позднее, чем за 15 дней до начала отопительного сезона, что фактически было сделано. Общество в апелляционной жалобе ссылается на п. 9.2.17 и 9.2.18 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115, согласно которым текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период, и заканчивается не позднее, чем за 15 дней до начала отопительного сезона; сроки проведения внеплановых текущих ремонтов на сетях горячего водоснабжения действующим законодательством не установлены.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, настаивал на удовлетворении жалобы.
УФАС по Удмуртской Республике с изложенными в апелляционной жалобе доводами не согласно по основаниям, указанным в отзыве на жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу суду не представили.
Заинтересованное лицо и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в УФАС по УР поступило заявление Малышева С.В., на действия ООО "Удмуртские коммунальные системы", выразившиеся в отключении на длительный период горячего водоснабжения в жилом доме N 279а по ул. Пушкинской в г. Ижевске.
При рассмотрении представленных в антимонопольный орган материалов и документов Комиссией УФАС по Удмуртской Республике установлены следующие обстоятельства.
Между ООО "УКС" и ООО "Управляющая компания "Парус" заключен договор теплоснабжения N Т0536 от 01.03.2014 в отношении жилого дома, по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 279а (л.д. 90-97).
Согласно п. 1.1 договора теплоснабжающая организация (ООО "УКС") обязуется подавать потребителю (ООО "УК "Парус") через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии. Горячее водоснабжение указанного дома осуществляется от ТЭЦ-1 по магистральной тепловой сети.
В соответствии с графиком плановых отключений для испытаний и ремонтов тепловых сетей города Ижевска на 2014 год отключение горячего водоснабжения для проведения плановых испытаний и ремонтов в отношении жилого дома по вышеуказанному адресу должно проводится в период с 06.06.2014 по 12.06.2014 и с 23.06.2014 по 29.06.2014.
В соответствии с накопительной ведомостью отключений ГВС, представленной ООО "Удмуртские коммунальные системы", горячее водоснабжение жилого дома по адресу г. Ижевск, ул. Пушкинская, 279а было прекращено 30.06.2014 в 10-00 часов, включение горячего водоснабжения осуществлено 11.09.2014 в 17-20 часов.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия УФАС по Удмуртской Республике пришла к выводу о том, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" в период с 30.06.2014 по 11.09.2014 не выполнило обязанности в части бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в отношении вышеуказанного жилого дома.
По результатам рассмотрения материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Удмуртской Республике принято решение (резолютивная часть от 03.03.2015 в полном объеме изготовлено 04.03.2015) N ММ06-06/2014-182, которым ООО "УКС" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, прекращении горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Пушкинская, 279а в период с 30.06.2014 по 11.09.2014, результатом которых явилось ущемление прав конечных потребителей - граждан (л.д.12-20).
Антимонопольный орган выдал ООО "УКС" предписание N ММ 06-06/2014-182 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обеспечения выполнения условий договора теплоснабжения N ТО536 от 01.03.2014 в части обеспечения бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ООО "УКС" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что основания для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа отсутствуют, поскольку в действиях ООО "УКС" установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, выразившиеся в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ООО "УКС" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, для осуществления данной деятельности ООО "УКС" задействованы тепловые сети, расположенные на территории города Ижевска. Следовательно, общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования "город Ижевск", находящимся в состоянии естественной монополии в силу Закона о естественных монополиях.
Согласно приложению N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В п. 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 также предусмотрено, что рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Горячее водоснабжение жилого дома N 279а по ул. Пушкинской в г. Ижевске осуществляется от ТЭЦ-1 по магистральной тепловой сети.
В соответствии с графиком плановых отключений для испытаний и ремонтов тепловых сетей города Ижевска на 2014 год отключение горячего водоснабжения для проведения плановых испытаний и ремонтов в отношении указанного жилого дома должно было проводиться в период с 06.06.2014 по 12.06.2014 и с 23.06.2014 по 29.06.2014 (л.д. 86-89). Однако фактически горячее водоснабжение в доме отсутствовало в период с 10.00 час. 30.06.2014 до 17.20 час.11.09.2014, что подтверждается накопительными ведомостями отключений ГВС.
Нарушение сроков путем их произвольного самостоятельного регулирования указанными лицами недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - граждан на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, иных хозяйствующих субъектов - в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг.
Доводы заявителя о том, что действия ООО "УКС" не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением со ссылкой на то, что причиной временного прекращения горячего водоснабжения объекта, расположенного по адресам: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 279а, являлось проведение ремонта сетей горячего водоснабжения, что фактически вывело теплосетевое имущество из эксплуатации подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что в данный период проводились предусмотренные нормативными актами ежегодные ремонтные или профилактические работы в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения в материалах дела не имеется.
Вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте (п. 4 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889).
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов. В случае подачи заявки на внесение изменений в сводный план в отношении объекта, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если такой объект соответствует положениям п. 3 настоящих Правил, к заявке на внесение изменений в сводный план прилагается подтверждение согласования с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике изменения сроков вывода в ремонт в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а сроки ремонта в такой заявке должны быть скоординированы со сроками вывода в ремонт, согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (п. 10 Правил N 889).
В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (п. 12 Правил N 889).
Из материалов дела следует, что сроки проведения ремонта, запланированные в сводном плане (графике) для проведения плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей на 2014 год, согласованные органом местного самоуправления, не изменены. Представленный заявителем журнал дефектов за период с 30.08.2014 по 19.09.2014 не содержит информации о периодах отключения, проводимых ремонтных работах, не обосновывает необходимость отключения горячего водоснабжения в доме на более продолжительные сроки, чем это установлено Правилами N 354 и СаНиП2.1.4.2496-09. Аналогичный журнал за предыдущий период (с 30.06.2014 по 29.08.2015) обществом не представлен ни в антимонопольный орган, ни в материалы настоящего дела.
Невыполнение ООО "УКС" обязанности по обеспечению бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения привело к нарушению прав и законных интересов ООО УК "Парус", как исполнителя коммунальных услуг, и нарушению прав и законных интересов конечных потребителей - граждан, то есть ООО "УКС" совершило действия, превышающие допустимые пределы осуществления гражданских прав на товарном рынке по передаче тепловой энергии и нарушающие права третьих лиц.
Апелляционным судом отклонен довод подателя жалобы о необходимости отключения горячего водоснабжения со ссылками на п. 9.2.17 и п. 9.2.18 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115, согласно которым текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период, и заканчивается не позднее, чем за 15 дней до начала отопительного сезона. Общество полагает, что с учетом установленного данным нормативным документом срока текущего ремонта сетей, в его действиях нет нарушения, поскольку горячее водоснабжение дома возобновлено с 11.09.2014, то начала отопительного сезона (16.09.2014).
Между тем Правила N 115 направлены на урегулирование вопросов, связанных с подготовкой тепловых энергоустановок к началу отопительного сезона, и не регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.
Позиция ООО "УКС" о том, что горячее водоснабжение оно вправе прекращать на сколь угодно длительный срок, но ограничений началом отопительного сезона, основан на неверном толковании Правил N 354 и Правил N 115 в совокупности. Исполнение п. 9.2.17 и п. 9.2.18 Правил N 115 не устраняет обязанность по исполнению требований Правил N 354 и СанПин 2.1.4.2496-09 в части соблюдения сроков отключения систем горячего водоснабжения.
Заявитель указывает в апелляционной жалобе, что степень физического и морального износа магистральных и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения достигает 70%, в связи с чем сетям требуется капитальный и длительный ремонт. Однако соответствующих доказательств обществом не представлено, также как и не доказана невозможность соблюдения срока отключения горячего водоснабжения для осуществления текущего ремонта на срок, превышающий 14 дней.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию антимонопольного органа о нарушении ООО "УКС" п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения закона и по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия антимонопольного органа выдает предписание ответчику по делу.
Вынесение УФАС по УР предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства произведено в соответствии с Законом о защите конкуренции, направлено на устранение допущенного ООО "УКС" нарушения, наличие которого установлено судом и подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, и отказал в удовлетворении требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела. Оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина обществом не уплачена, с ООО "УКС" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2015 года по делу N А71-6171/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6171/2015
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Малышев Сергей Владимирович, ООО "Управляющая компания "Парус"