г. Москва |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А41-20058/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Шевченко Е.Е, Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "СРСС" - Солдатова С.А., представитель по доверенности от 24.04.2015; Точилин С.А., представитель по доверенности от 28.04.2015; Суковатый А.Н., представитель по доверенности от 09.07.2015; Курочкина О.Л., представитель по доверенности от 24.02.2015,
от Шереметьевской таможни - Калинина И.Е., представитель по доверенности от 27.03.2015; Филиппов В.В., представитель по доверенности от 19.11.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 10.08.2015 по делу N А41-20058/15, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СРСС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10005023/240212/0008203, 10005023/290212/0009201, 10005023/210413/0020823;
- признать незаконными решения таможни от 17.12.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10005023/240212/0008203, 10005023/290212/0009201, 10005023/210413/0020823;
- признать незаконными требования таможни об уплате таможенных платежей от 23.01.2015 N 35/1, от 23.01.2015 N 36/1, от 23.01.2015 N 37/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.08.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществом на основании внешнеторгового контракта от 01.11.2005 N BGPC-2006, заключенного с компанией "Самсунг Электроникс Ко., ЛТД" ("Samsung Electronics Co., Ltd", Республика Корея), ввозились на таможенную территорию Таможенного союза товары - запасные части различных наименований для гарантийного, послегарантийного обслуживания товаров компании "Самсунг Электроникс Ко., ЛТД" ("Samsung Electronics Co., Ltd", Республика Корея).
Три партии указанных товаров задекларированы обществом по декларациям на товары N 10005023/240212/0008203, 10005023/290212/0009201, 10005023/210413/0020823.
Выпуск товаров был разрешен.
В 2012-2014 года таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правильности определения таможенной стоимости обществом для товара - аккумуляторы для мобильных телефонов.
По результатам проведенной проверки таможня пришла к выводу, что товар - аккумулятор для мобильного телефона, артикул EB615268VU - декларировался обществом по цене значительного ниже, чем компанией "Самсунг Электроникс Ко., ЛТД" ("Samsung Electronics Co., Ltd", Республика Корея) (акт камеральной таможенной проверки от 17.12.2014 N 10005000/400/171214/А0023, т. 2 л.д. 56-62)
Учитывая наличие взаимосвязи и различие в уровне цен, таможня пришла к выводу об имевшем месте нарушении пункта 4 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и общество неправомерно применен первый метод определения таможенной стоимости.
На основании результатов камеральной таможенной проверки таможня 17.12.2014 приняла решения о корректировке таможенной стоимости ряда товаров, ввезенных по ДТ N 10005023/240212/0008203, 10005023/290212/0009201, 10005023/210413/0020823 и 23.01.2015 выставило обществу требования об уплате таможенных платежей N 35/1, 36/1, 37/1.
Не согласившись с принятыми решения и выставленными требованиями, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29) в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Таможенного кодекса при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 2 данной статьи в декларации на товары указываются, в том числе, следующие сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с требованиями статьи 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных Таможенным кодексом, либо по требованию таможенного органа.
Согласно пункту 3 статьи 64 Таможенного кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены Соглашением от 25.01.2008.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 названной статьи, пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса установлено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
При этом заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 5 статьи 65 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается Решением Комиссии таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров, который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС РФ от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров. (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376;
проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком (Приложение N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376);
проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);
3) проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"), которая включает в себя следующие действия:
проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
проверку соблюдения условий применения метода.
4) проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
Пунктами 4, 6, 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров установлено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (контрольные показатели уровня таможенной стоимости по отдельным товарам, заявление стоимости ниже которых свидетельствует о возможном нарушении таможенного законодательства).
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных декларации);
о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств -членов Таможенного союза за рубежом;
полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;
полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциации), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Согласно пункту 3 статьи 69 Таможенного кодекса при наличии признаков недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товаров декларант по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений.
Согласно пункту 9 Порядка контроля таможенной стоимости товаров решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной.
Пунктом 14 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 установлено, что в случае если в ходе проведения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров таможенный орган не обнаружил признаков влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то есть оснований для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров, то заявленная декларантом (таможенным представителем) таможенная стоимость ввозимых товаров при отсутствии иных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, установленных Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09. 376 (далее - Порядок контроля), должна быть принята без проведения дополнительной проверки, предусмотренной статьей 69 Таможенного кодекса. В частности, в случае если таможенный орган располагает либо достоверной ценовой информацией, либо информацией о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров при сопоставимости условий ввоза товаров, либо информацией о том, что в рамках предыдущих проверок механизма формирования цены ввозимых товаров было доказано отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену этих товаров, на основе такой информации таможенный орган может сделать вывод о том, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
В данном случае факт того, что общество является взаимосвязанным лицом с контрагентом по спорному внешнеторговому контракту от 01.11.2005 N BGPC-2006, сторонами не оспаривается.
Кроме того, согласно форме ДТС-1 по спорным поставкам информация о наличии взаимосвязи была представлена обществом таможне на этапе декларирования по всем трем спорным декларациям.
Таким образом, предметом спора между сторонами является следующее обстоятельство: достоверность заявленной стоимости, а именно является ли заявленная обществом стоимость спорных товаров достоверной.
При этом следует отметить, что бремя доказывания недостоверности заявленной обществом таможенной стоимости товаров лежит на таможне в силу положений части 3 статьи 189 АПК РФ.
В рамках исполнения данного бремени суд первой инстанции предложил таможне представить источники ценовой информации выборочно: по товарам N 41 и N 9 по декларации N 10005023/290212/0009201; по товарам N 8 и N 9 по декларации N 10005023/210413/0020823; по товару N 85 по декларации N 10005023/240212/0008203.
Вместе с тем представленные таможней в материалы дела источники ценовой информации не содержат информации об условиях поставки, общем уровне поставки и другие необходимые данные, позволяющие корректно соотнести ценовую информацию.
Кроме того, товары, на основании которых была скорректирована таможенная стоимость спорных товаров, очевидно не могут быть признаны идентичными и однородными со спорными.
Например, в качестве источника ценовой информации для спорного товара N 9 по ДТ N 10005023/290212/0009201 "Трубки стальные, пустотелые, бесшовные, телескопические, для гарантийного обслуживания бытовой техники "Самсунг" (т. 2 л.д. 4) была использована информация о цене товара N 17 по ДТ " 10005022/080413/0021863 "Трубки пустотелые, бесшовные, круглого сечения, не для удаления дыма, из нержавеющей стали, для ремонта трубопроводов парогенератора... для оборудования линии промышленной сборки...".
Расхождение в сфере применения указанных двух товаров не позволяет признать их однородными.
Данное расхождение очевидно и ясно свидетельствует о том, что таможенным органом источники ценовой информации для корректировки таможенной стоимости товаров подбирались некорректно и произвольно.
Согласно изложенному в пункте 1 статьи 2 Соглашения правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Таможенный орган обязан доказать невозможность применения иных методов в соответствии с установленной Соглашением последовательностью (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза").
Пунктом 8 указанного Постановления также разъяснено, что ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
В нарушение этого требования в обоснование неприменения предыдущих методов (2-5) определения таможенной стоимости товаров таможней не представлены какие-либо доказательства, в т.ч. данные из базы данных таможенного органа.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии необходимых и достаточных оснований для корректировки таможенной стоимости товаров общества.
Из доводов таможни, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.08.2015 по делу N А41-20058/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20058/2015
Истец: ООО "СРСС"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня