Тула |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А68-3866/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Селивончика А.Г. и Токаревой М.В., при ведении протокола секретарем Крючковой А.Ю., в отсутствие участвующих в деле о банкротстве лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Коммерческий банк "Первый Экспресс" на определение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2015 по делу N А68-3866/2014 (судья Козлова И.В.), принятое по жалобе Коммерческого банка "Первый Экспресс" (открытое акционерное общество) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ИНН 71000002710, ОГРН 1027100000036) на действия (бездействия) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Антей" (ОГРН 1077154000384, ИНН 7106500180) Прохоровой Елены Михайловны, установил следующее.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22 мая 2014 года ликвидируемый должник общество с ограниченной ответственностью "Антей" (далее -ООО "Антей", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Прохорова Елена Михайловна.
Коммерческий банк "Первый Экспресс" (открытое акционерное общество) (далее - КБ "Первый Экспресс") обратился в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего ООО "Антей" Прохоровой Е.М. Просит признать исполненными не надлежащим образом обязанности конкурсного управляющего ООО "Антей" Прохоровой Е.М. и отстранить ее от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Антей".
Определением суда от 15.09.2015 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий КБ "Первый Экспресс" (ОАО) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что определение суда было опубликовано 22.09.2015. Кроме того, указывает, что саморегулируемая организация и орган по контролю (надзору) не был надлежащим образом извещен о рассмотрении настоящего спора. Также заявитель указывает, что конкурсным управляющим нарушены сроки публикации в ЕФРСБ отчетов о рыночной стоимости имущества должника; не проведена надлежащая работа по взысканию дебиторской задолженности; анализ финансового состояния должника не проведен, сделки не проанализированы.
Конкурсным управляющим заявлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, определение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в обособленном споре в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс, АПК РФ). апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Кодекса.
Судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции не подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 32 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц со дня получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
По смыслу пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве, основанием удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушение такими действиями прав и законных интересов кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Заявитель жалобы указывает, что инвентаризация имущества должника проведена 27.08.2014, отчет об оценке N 680/14 ч.1 составлен 29.10.2014, отчет об оценке N 680/14 ч.2 составлен 29.10.2014, экспертное заключение N 17/15Э об определении рыночной стоимости права требования дебиторской задолженности проведено 12.01.2015, отчет составлен 03.03.2015. Договора с оценщиком были заключены в 24.10.2014 и 12.01.2015. Конкурсный управляющий провел оценку по собственной инициативе, понеся при этом затраты на оценку имущества и увеличив текущие расходы на проведение оценки. Полагает, что конкурсным управляющим причинен вред имущественным правам кредиторов не обоснованно израсходовав конкурсную массу не обоснованным привлечением оценщика и отнесения на должника расходов на проведение оценки.
Из представленных в материалы дела конкурсным управляющим документально подтвержденных пояснений следует, что 23.05.2014 конкурсным управляющим изданы приказы N 5 и N 5/1 об инвентаризации имущества и обязательств должника, 20.06.2014 изданы приказы N 5/к и N 5/к/2 о продлении сроков инвентаризации, 04.06.2014 конкурсным управляющим заказными письмами с уведомлением о вручении направлены запросы о предоставлении сведений, необходимых для проведения процедуры банкротства. 17.06.2014 получен ответ из УГИББ УМВД России по Тульской области. 24.06.2014 получен ответ из ФСС РФ, 02.06.2014 получен ответ из Росимущества в Тульской области, 08.07.2014 получен из ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Тульской области, 10.07.2014 получены ответы из Гостехнадзора Тульской области и МИФНС РФ N 10 по Тульской области, 17.07.2014 получены ответы от Приокского управления Ростехнадзора и МИФНС РФ N 12 по Тульской области, 22.07.2014 получен ответ из УПФ РФ. 25.07.2014 конкурсным управляющим получен ответ от Следственного управления УМВД России по Тульской области об отказе в передаче финансовых и первичных бухгалтерских документов, а также правоустанавливающих документов на имущество ОО "Антей", изъятых в ходе обыска (выемки) 16.04.2014. 15.08.2015 получен ответ из Росрезерва по ЦФО.
Копии запросов с реестром отправки заказной корреспонденции, а также копии ответов регистрирующих органов, копии приказов представлены конкурсным управляющим в материалы дела (т.1 л.д. 27-50).
Конкурсный управляющий указывает, что инвентаризация имущества должника была завершена 04.08.2014 и 27.08.2014, итоги которой были опубликованы на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве соответственно 05.08.2014 и 28.08.2014. Проведение инвентаризации осложняло отсутствие финансовых и первичных бухгалтерских документов, а также правоустанавливающей документации на имущества ООО "Антей", изъятых в ходе обыска (выемки) в раках уголовного дела N 53-1-0073-2014.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела инвентаризационные описи (т.1 л.д. 51-54) свидетельствуют о том, что право кредитора на достоверную информацию об имущественном состоянии должника, возможности удовлетворения требований кредитора за счет имущества должника не нарушено.
Определением суда от 21.07.2014 заявление ООО "Компания Газэнергоинвест" об установлении требований в реестр требований кредиторов ООО "Антей" принято к рассмотрению.
Абзацем 4 пункта 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права, возникают у кредитора с момента принятия его требования к рассмотрению судом.
Конкурсным управляющим от кредитора ООО "Компания Газэнергоинвест" 27.08.2014 получено требование о проведении оценки имущества, не являющегося предметом залога.
15.09.2014 конкурсный управляющий направил в ООО "Бюро оценки" письмо с просьбой провести оценку имущества должника (т.1 л.д. 76).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
Исходя из вышеуказанного положения Закона о банкротстве, следует, что привлечение оценщика для оценки имущества должника производится арбитражным управляющим только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Компания "Газэнергоинвест" в размере 29 100 000 руб. включены в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Антей" определением суда от 13.02.2015.
Конкурсным управляющим от кредитора ООО "Компания Газэнергоинвест" 27.08.2014 получено требование о проведении оценки имущества, не являющегося предметом залога (т.1 л.д. 75).
Из материалов дела следует, что результаты оценки получены конкурсным управляющим 25.11.2014, 18.03.2015 по актам N 59 от 18.03.2015 (дебиторская задолженность), N 172 от 25.11.2014 (оборудование), N 173 от 25.11.2014 (залоговое имущество) и опубликованы в ЕФРСБ 26.11.2014, 27.11.2014, 19.03.2015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 5.1 статьи 110 Закона о банкротстве в течение тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования внешний управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
При недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости.
Таким образом, в случае отсутствия у должника необходимых денежных средств вопрос об оплате оценки может быть возложен на кредиторов.
Конкурсный управляющий в судебном заседании пояснила, что денежные средства имелись на счете должника, в том числе и для оплаты услуг оценщика. Кроме того, проведение оценки было обусловлено еще и тем, что при наличии большого количества имущества отсутствует первичная документация о его стоимости в связи с их изъятием в ходе обыска (выемки) в раках уголовного дела N 53-1-0073-2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе, принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
При таких обстоятельствах, учитывая факт получения конкурсным управляющим отчетов оценщика по актам N 172 от 25.11.2014, N 173 от 25.11.2014, N59 от 18.03.2015 (т.1 л.д. 121-123), суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии нарушений сроков публикации в ЕФРСБ отчетов оценщика, поскольку публикация произведена 26.11.2014, 27.11.2014, 19.03.2015 (т.1 л.д. 69-71), то есть в пределах срока установленного статьей 139 Закона о банкротстве.
В связи с чем довод заявителя жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный. Даты составления отчетов, указанные оценщиком на титульных листах, отражают даты, по состоянию на которые была проведена оценка, не являются датами получения данных отчетов конкурсным управляющим (т. 1 л. 64-68).
Исходя из вышеизложенного, заявитель не представил надлежащих доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, что причинило или могло причинить убытки должнику и кредиторам.
Заявитель жалобы указывает на нарушение конкурсным управляющим своевременного предоставления собранию кредиторов предложения о продаже имущества должника, что привело к затягиванию срока конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что 22.12.2014 конкурсный управляющий направил в адрес КБ "Первый Экспресс" (ОАО) Предложения о порядке, сроках и условиях продажи залогового имущества должника, для согласования.
10.02.2015 конкурсный управляющий обратилась в арбитражный суд с заявлением об утверждении начальной цены продажи залогового имущества должника, поскольку КБ "Первый Экспресс" (ОАО) не был согласован указанный порядок продаж залогового имущества.
При утверждении начальной продажной цены залогового имущества должника суд установил, что только 06.02.2015 конкурсным управляющим получен Порядок и условия проведения торгов по продаже имущества ООО "Антей", находящегося в залоге у Коммерческого банка "Первый Экспресс" (открытое акционерное общество), утвержденные залоговым кредитором.
Определением суда от 16.03.2015 установлена начальная продажная цена имущества общества с ограниченной ответственностью "Антей", находящегося в залоге у Коммерческого банка "Первый Экспресс" (открытое акционерное общество).
Постановлением Привокзального районного суда города Тулы от 25.02.2015 наложен арест на имущество, право собственности на которое зарегистрировано за ООО "Антей".
12.12.2014 конкурсный управляющий уведомил кредиторов о проведении собрания кредиторов с повесткой дня: Утверждение порядка, сроком и условий продажи имущества должника, не являющегося предметом залога (оборудование).
Согласно протоколу собрания кредиторов от 25.12.2014 утверждено предложение конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества Должника, не являющегося предметом залога. Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов опубликовано в ЕФРСБ 25.12.2014 (т. 2 л.д. 97-98).
В газете "Коммерсант" N 84 от 16.05.2015 было опубликовано объявление о переходе к проведению торгов посредством публичного предложения (оборудование).
Предложение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, не являющегося предметом залога (дебиторской задолженности), представленное конкурсным управляющим на рассмотрение собранию кредиторов 15.04.2015 и 03.06.2015 не утверждено, в связи с чем конкурсный управляющий обратился в арбитражной суд с соответствующим заявление в порядке статьи 139 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд области правомерно пришел к выводу о том, что действия конкурсного управляющего Прохоровой Е.М. привели к затягиванию процедуры конкурсного производства в отношении должника, поскольку конкурсным управляющим осуществлялись мероприятия конкурсного производства в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, а именно утверждались Порядки, сроки и условия продажи имущества должника (залоговое, оборудование, дебиторская задолженность) с учетом сроков на проведение собрания кредиторов, согласования порядка продаж с залоговым кредитором - КБ "Первый Экспресс" (ОАО), установления начальной продажной цены залогового имущества в судебном порядке.
В связи с вышеизложенным, в оспариваемых действиях конкурсного управляющего не усматривается нарушений принципов разумности и добросовестности.
Заявитель жалобы указывает, что конкурсный управляющий нарушил требования пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, согласно которому в обязанности конкурсного управляющего должника входит предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании в порядке, установленном названным Законом.
Согласно абзацу шестому пункта 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски, связанные с недействительностью сделок должника, в том числе о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником. Для проверки сделок должника на предмет действительности конкурсный управляющий должен был получить из банков сведения о расчетах должника за последние 3 года до даты возбуждения дела о банкротстве. Указанные сведения позволяют оценить сделки на предмет соответствия их статьям 61.2, 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из отзыва конкурсного управляющего следует, что в адрес дебиторов были направлены соответствующие претензии с требованием об уплатите задолженности, однако данные претензии удовлетворены не были. Часть дебиторов находится в процедуре банкротства, поэтому конкурсным управляющим были направлены заявления о включении в реестры требований кредиторов.
В материалы дела конкурсным управляющим представлены копии претензий с реестром оправки заказной корреспонденции.
В отзыве указывает, что 25 июля 2014 года конкурсным управляющим получен ответ из Следственного управления УМВД России по Тульской области об отказе в предоставлении финансовых и первичных бухгалтерских документов, а также правоустанавливающих документов на имущество ООО "Антей", изъятых в ходе обыска(выемки) в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014 (т.1 л.д.97).
Таким образом, у конкурсного управляющего отсутствовала необходимая первичная бухгалтерская документация для взыскания задолженности в судебном порядке и установления требований в реестр. Поэтому некоторые заявления бы возвращены судом, по некоторым были вынесены отказы в удовлетворении требований, поскольку не было возможности представить суду документы, обосновывающие задолженность.
Согласно пункту 2 статьи 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном названным Законом.
Между тем, в связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих обязательства третьих лиц перед должником, конкурсный управляющий не имел возможности взыскать дебиторскую задолженность в судебном порядке. Однако, как следует из материалов дела, им были направлены в адреса дебиторов претензии с предложением оплатить образовавшуюся задолженность.
Взыскание задолженности в судебном порядке в отсутствие первичной документации может не привести к ожидаемому результату и может создать для должника дополнительные необоснованные расходы, в том числе на уплату госпошлины, на оплату расходов, связанных с участием в судебных заседания в судах, расположенных в других регионах.
Следовательно, предъявление исков о взыскании задолженности в отсутствие подтверждаемых тому документов, не может быть признано соответствующим целям и задачам конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что конкурсным управляющим проведена оценка дебиторский задолженности в целях ее дальнейшей реализации.
Кроме того, часть дебиторов должника находится в процедуре банкротства, в связи с чем конкурсным управляющим были направлены заявления о включении в реестры требований кредиторов.
При этом следует отметить, что по делам N А68-4308/2014, А68-4920/2014, А41-34060/2014, А41-46560/2014, А68-3477/2014, А68-3075/2014 требования ООО "Антей" установлены в реестр требований кредиторов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные доводы, указав, что заявителем не представлено доказательств наличия у конкурсного управляющего достаточного объема первичной документации для обращения с исковыми заявлениями в суд.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы в части бездействия конкурсного управляющего по предъявлению требований к третьим лицам, поскольку предъявление исков о взыскании задолженности в отсутствие подтверждаемых тому документов, не может быть признано соответствующим целям и задачам конкурсного производства.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отражено, что конкурсным управляющим проведена оценка дебиторский задолженности в целях ее дальнейшей реализации.
Заявитель жалобы указывает, что согласно абзацу шестому пункта 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски, связанные с недействительностью сделок должника, в том числе о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником. Для проверки сделок должника на предмет действительности конкурсный управляющий должен был получить из банков сведения о расчетах должника за последние 3 года до даты возбуждения дела о банкротстве. Указанные сведения позволяют оценить сделки на предмет соответствия их ст. ст. 61.2, 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Конкурсный управляющий указывает, что ликвидатором был проведен анализ финансового состояния ООО "Антей", согласно которому был сделан вывод о невозможности исполнения предприятием всех своих обязательств за счет ликвидных активов. Выводов о наличии подозрительных сделок должника в указанном финансовом анализе не содержится. Процедура банкротства в отношении ООО "Антей" введена 20.05.2014, а финансовый анализ был проведен в процедуре ликвидации 14.04.2014 за 2012, 2013 годы, и за непродолжительный срок до начала конкурсного производства, что позволяет считать его актуальным.
Кроме того, как ранее уже было указано, что 25 июля 2014 года конкурсным управляющим получен ответ на запрос от Следственного управления УМВД России по Тульской области об отказ в передаче финансовых и первичных бухгалтерских документов, а также правоустанавливающей документации на имущество ООО "Антей", изъятых в ходе обыска(выемки) в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014. Таким образом, у конкурсного управляющего отсутствовала необходимые и достаточные сведения для выявления данных сделок.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 статьи 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски, связанные с недействительностью сделок должника.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пункт 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов.
Согласно статье 61.9 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки на основании пункта 2 статьи 61.2 названного Закона может быть подано арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Это означает, что при рассмотрении вопроса об оспаривании сделки арбитражный управляющий обязан проанализировать и оценить реальную возможность фактического восстановления нарушенных прав должника и его кредиторов в случае удовлетворения судом соответствующего заявления.
Конкурсный управляющий должника, только обладая сведениями о совершении должником сделок, приведших к утрате или уменьшению имущества должника, обязан обратиться в суд с целью оспаривания такой сделки.
Довод о том, что конкурсный управляющий при наличии выписки по расчетному счету должника должен был знать о совершении должником указанных сделок, а равно должен был полагать об их незаконности, на каких-либо объективных доказательствах не основан.
Довод жалобы о том, что при наличии выписки по расчетному счету должника, конкурсный управляющий должника должен обратится в суд с заявлением о признании сделок недействительными, судом области правомерно отклонён.
Под надлежащим предъявлением в суд требования о признании недействительной сделки должника понимается подача заявления с соблюдением правил о форме и содержании такого рода заявления, а также других положений АПК РФ и Закона о банкротстве.
Не приложение к заявлению никаких доказательств, подтверждающих обоснованность требований, является причиной оставления заявления без движения.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 61.8 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявление об оспаривании сделки по правилам главы Ш.1 Закона о банкротстве оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном для оплаты исковых заявлений об оспаривании сделок (подп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ), что приведёт к дополнительным необоснованным затратам конкурсной массы.
Рассматривая довод заявителя жалобы о том, что обязанности конкурсного управляющего по не предоставлению собранию кредиторов сведений о сделках должника и сведений по выявлению подозрительных сделок должника или влекущих за собой предпочтение одному из кредиторов перед другими кредиторами сделок должника являются не надлежащими, суд руководствуется следующим.
25 июля 2014 года конкурсным управляющим получен ответ на запрос от Следственного управления УМВД России по Тульской области об отказ в передаче финансовых и первичных бухгалтерских документов, а также правоустанавливающей документации на имущество ООО "Антей", изъятых в ходе обыска(выемки) в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлены доказательства подтверждающие, что конкурсный управляющий располагал информацией о совершении должником сделок и действий, которые повлекли или могли повлечь гражданскую ответственность лиц, имеющих отношения к должнику и не довел ее до сведения конкурсных кредиторов или собрания кредиторов. Более того, заявитель жалобы не конкретизировал данные доводы применительно к конкретным контрагентам по сделкам и обстоятельствам совершения сделок должника.
Как ранее уже указывалось довод о том, что конкурсный управляющий при наличии выписки по расчетному счету должника должен был знать о совершении должником указанных сделок, а равно должен был полагать об их незаконности, на каких-либо объективных доказательствах не основан.
Конкурсный управляющий, получив документы ООО "Антей", изъятые в ходе обыска (выемки) в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности должника или установив иные обстоятельства указанной деятельности, не лишен возможности выявить признаки фиктивного и преднамеренного банкротства и представить соответствующее заключение арбитражному суду и собранию кредиторов.
С учетом разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 жалоба на действия (бездействие) конкурсного управляющего может быть удовлетворена при условии, что кредитор, обращаясь к конкурсному управляющему с предложением об оспаривании сделки должника при отсутствии соответствующего решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, представил сведения об оспариваемой сделке, основания для признания ее недействительной, а также доказательства, подтверждающие наличие признаков недействительности, а конкурсный управляющий при наличии перечисленных сведений и доказательств - оставил предложение без внимания либо заявил отказ от оспаривания по формальным основаниям, либо основаниям, которые относятся к компетенции арбитражного суда.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель жалобы не доказал, что арбитражный управляющий действовал недобросовестно или допустил бездействие, противоречащее целям конкурсного производства, и не представил доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, что причинило или могло причинить убытки должнику и кредиторам.
Заявитель жалобы указывает, что согласно пункту 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим анализ финансового состояния должника и определение признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника не проводились.
При рассмотрении настоящей жалобы установлено, что 12 ноября 2014 года конкурсный управляющий направил в адрес ООО "Бюро оценки" письмо требованием провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Антей". 26 ноября 2014 года конкурсным управляющим получен ответ от ООО "Бюро оценки", в котором оно просит отложить заключение договора на январь 2015 года в связи с загруженностью организации. 29 января 2015 года был заключен договор на проведение финансового анализа. 15 февраля 2015 года конкурсный управляющий направил в адрес ООО "Бюро оценки" письмо с просьбой приостановить проведение финансового анализа ООО "Антей" в связи отсутствием необходимой документации вследствие произведенной 12.02.2015 и 16.04.2014 выемки в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014. Таким образом, провести на тот момент финансовый анализ ООО "Антей" не представлялось возможным из-за недостаточности документов для анализа.
В ходе судебных заседаний по рассмотрению жалобы КБ "Первый Экспресс" (ОАО) от конкурсного управляющего поступил анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО "Антей". Конкурсный управляющий пояснила, что 09.07.2015 от следственных органов был получен жестких диск, изъятый по уголовному делу N 53-1-0073-2015. Содержащиеся на жестком диске первичные документы в электронном виде позволили сделать анализ финансового состояния должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" временный управляющий обязан проводить финансовый анализ состояния должника.
Обязанность конкурсного управляющего по проведению финансового анализа должника следует из требований пункта 4 статьи 20.3, статьи 146 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила). В пункте 1 Правил определено, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Согласно пункту 6 Правил финансовый анализ деятельности предприятия-должника должен содержать информацию о его состоянии не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника и динамику их изменения.
Финансовый анализ проводится на основании: статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника (пункт 4 Правил).
Нормы статей 124 - 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующие порядок, сроки и условия проведения конкурсного производства, обязанности конкурсного управляющего и порядок проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абзац 16 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") не устанавливают сроки проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности должника или выявления признаков преднамеренного банкротства.
Не предусмотрены такие сроки и Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367, Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855.
Таким образом, поскольку конкурсный управляющий не имел возможности провести анализ финансовой деятельности должника в связи с изъятием первичных бухгалтерских документов в ходе обыска согласно постановлению от 16.04.2014 в рамках уголовного дела N 53-1-0073-2014, то у суда не имеется оснований для признания действий конкурсного управляющего по не составлению отчета о финансовой деятельности должника и непредставлению заключения о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства ненадлежащими. Кроме того, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО "Антей" представлены в материалы дела.
Кроме того, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ЗАО "Омега" представлены в материалы дела.
Исходя из вышеизложенного суд области обоснованно указал, что заявитель жалобы не доказал, что арбитражный управляющий действовал недобросовестно или допустил бездействие, противоречащее целям конкурсного производства, и не представил доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, что причинило или могло причинить убытки должнику и кредиторам.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные.
Согласно пункту 1 статьи 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, следует, что отстранение конкурсного управляющего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязанностей носит возможный, а не безусловный характер. То есть при решении вопроса об отстранении конкурсного управляющего суд должен учитывать характер и последствия допущенных конкурсным управляющим нарушений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце четвертом пункта 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", отстранение арбитражного управляющего по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, связано с тем, что арбитражный управляющий утверждается для осуществления процедур банкротства и обязан при их проведении действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (статья 2 и пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), а неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, выражающееся в нарушении им законодательства при осуществлении своих полномочий, приводит к возникновению обоснованных сомнений в способности данного управляющего к надлежащему ведению процедур банкротства. Поскольку отстранение от исполнения обязанностей конкурсного управляющего является исключительной мерой, суды учитывают, что основанием для отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, нарушения, которые были устранены арбитражным управляющим.
Из пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150 по обзору практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих, следует, что конкурсный управляющий не может быть отстранен в связи с нарушениями, которые не являются существенными. Отстранение конкурсного управляющего должно использоваться в той мере, в какой оно позволяет восстановить нарушенные права или устранить угрозу их нарушения.
Исходя из системного анализа указанных норм, суды правильно указали, что отстранение конкурсного управляющего должно применяться тогда, когда он показал свою неспособность к надлежащему ведению конкурсного производства, что проявляется в ненадлежащем исполнении обязанностей. Допущенные конкурсным управляющим нарушения могут стать основанием для его отстранения в случае, если существуют обоснованные сомнения в дальнейшем надлежащем ведении им конкурсного производства.
При этом не имеет значения, возникли такие сомнения в связи с недобросовестным предшествующим поведением конкурсного управляющего либо в связи с нарушениями, допущенными им в силу неготовности к надлежащему ведению конкурсного производства (недостаточного опыта управляющего, специфики конкурсного производства и т.п.). Также не могут служить основанием для отстранения конкурсного управляющего нарушения, не приводящие к возникновению сомнений в дальнейшем надлежащем ведении им дел.
Из материалов дела следует, что заявитель жалобы не представил надлежащие доказательства того, что конкурсный управляющий ООО "Антей" Прохорова Е.М. совершила нарушения, которые привели к причинению ущерба как должнику, так и кредиторам, и которые могут являться основанием для его отстранения от исполнения обязанностей.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также учитывая отсутствие в деле доказательств, позволяющих усомниться в надлежащем ведении конкурсным управляющим Прохоровой Е.М. процедуры конкурсного производства в дальнейшем, суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для ее отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Антей".
Довод апелляционной жалобы относительно не извещения саморегулируемой организации и органа по контролю (надзору) отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в подп. 1 п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" о времени и месте судебных заседаний или совершении отдельных процессуальных действий по делу о банкротстве подлежат обязательному извещению в порядке, установленном главой 12 АПК РФ, только основные участники дела о банкротстве, а в отношении судебных заседаний или процессуальных действий в рамках обособленного спора - также и иные непосредственные участники данного обособленного спора.
Согласно подп. 6 п. 15 указанного Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих являются саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве (абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве), а также орган по контролю (надзору) (абз. 3 п. 2 ст. 35 Закона).
В силу подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Таким образом, извещение непосредственных участников обособленного спора по рассмотрению жалобы на действия арбитражного управляющего - саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, а также органа по контролю (надзору), является обязательным.
Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего обособленного спора известил Управление Росреестра по Тульской области и Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада" и располагал перед началом судебного заседания данными о их извещении.
Управлением Росреестра по Тульской области заявлено ходатайство от 03.06.2015 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада" также заявлено ходатайство от 25.06.2015 о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Таким образом, доводы жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2015 по делу N А68-3866/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3866/2014
Должник: ООО "Антей"
Кредитор: АО Коммерческий банк "Первый экспресс", АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ПЕРВЫЙ ЭКСПРЕСС" (ОТКРЫТОЕ, ООО "Антей", ООО "Компания "Газэнергоинвест", ООО "ЭлектроИнвест"
Третье лицо: к/у "Антей" Прохорова Елена Михайловна, к/у ГК "АСВ", Конкурсный управляющий КБ "Первый Экспресс" ОАО Государственная корпорация "Агенство по страхованию вкладов", Конкурсный управляющий ООО "Антей" Прохорова Елена Михайловна, НП "СРО АУ СЗ", ОАО Представитель конкурсного управляющего КБ "Первый Экспресс", ОАО Промсвязьбанк Ярославский филиал, Отдел судебных приставов Советского района г. Тулы, Отделение N 8604 Сбербанка России г. Тула, Представитель к/у ГК "АСВ" Серебренникова Ольга Валерьевна, Прохорова Елена Михайловна, Рожкова Наталья Алексеевна, Самошкина Светлана Евгеньевна, Сидоров Сергей Владимирович, Советский районный суд г. Тулы, Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области "банкротство", Управление Федеральной службы государственой регистрации,кадастра и картографии по Тульской области, Филиал N 3652 ВТБ 24 (ЗАО) Тульская область, Филиал ГПБ (ОАО) в г. Туле
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5143/15
17.12.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6146/15
26.11.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6397/15
22.05.2014 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-3866/14