г. Владивосток |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А51-15813/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-9640/2015
на решение от 28.09.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-15813/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Государственного учреждения "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2002)
к Департаменту здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.10.1997) о взыскании пени в сумме 815.285 рублей,
при участии:
от Государственного учреждения "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": представитель Круглова Н.П. по доверенности от 09.11.2015 N 51/15 сроком до 31.12.2015, паспорт., представитель Чернова Н.Н. по доверенности от 23.01.2015 N 5/15 сроком до 31.01.2016, паспорт., представитель Быстролетов А.М. по доверенности от 23.01.2015 N 3/15 сроком до 31.01.2016, удостоверение,
от Департамента здравоохранения Приморского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - заявитель, ГУ "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", ТФОМС, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Департамента здравоохранения Приморского края (далее - Департамент, страхователь) пени в сумме 815.285 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Приморского края.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28.09.2015 требования ГУ "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Департамент указывает на неверное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с Департамента пени в сумме 815.285 руб., поскольку Департамент не отказывался от исполнения обязательств по уплате пени, а напротив, указывал об оплате задолженности по пене после поступления денежных средств на лицевой счет Департамента.
При этом суд первой инстанции не принял по внимание, что вина Департамента в несвоевременной оплате страховых взносов отсутствует, поскольку Департамент здравоохранения обращался в Департамент финансов Приморского края с заявлением об изменении сводной бюджетной росписи краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в части перераспределения денежных средств в сумме 815.285 руб. по мероприятию "Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти Приморского края". Однако заявление Департамента здравоохранения оставлено без исполнения.
Таким образом, Департамент не располагал денежными средствами для исполнения обязанности по уплате пени.
В судебное заседание апелляционной инстанции Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил. В связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу Департамента в отсутствие его представителя.
Представители ТФОМС в суде апелляционной инстанции на доводы апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено.
Департаментом здравоохранения по Приморскому краю 16.04.2015 в ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательно медицинское страхование неработающего населения за 1 квартал 2015 года.
В отношении представленного расчета фондом проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте от 21.04.2015 N 1.
В ходе проверки установлено, что расчетный размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Приморском крае на 2015 год составляет 11.740.925.930 руб. из расчета 18.864.600 руб. (тариф) х 0,5105 (коэффициент дифференциации) х 1.219.155 (численность неработающих граждан по состоянию на 01.04.2014), что на 1.872.424.180 руб. больше расчетной величины нормативного уровня, предусмотренного Законом Приморского края от 25.12.2014 N 518-КЗ "О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (9.868.501,75 руб.). Ежемесячная разница между расчетной и утвержденной суммой составила 156.035.348 руб.
Таким образом, ежемесячный страховой взнос на неработающее население составляет 978.410.494 руб. (11.740.925.930 / 12), в то время как Департамент здравоохранения Приморского края уплатил ежемесячный страховой взнос на неработающее население за январь 2015 года в срок до 20.01.2015 в размере 822.375.146 руб. (платежное поручение от 19.01.2015 N 518). В результате образовалась недоимка в размере 156.035.348 руб., которая была погашена Департаментом платежным поручением N 137 от 09.02.2015.
За несвоевременную уплату страхового взноса в размере 156.035.348 руб. Департаменту за период с 21.01.2015 по 08.02.2015 в количестве 19 дней начислены пени в размере 815.285 руб., о чем в адрес страхователя было направлено требование N 1 от 21.04.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предложением добровольно уплатить задолженность по пеням в десятидневный срок после получения требования.
Однако страхователь не исполнил указанное требование страховщика в установленный срок, в связи с чем последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей фонда, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах, в том числе неработающие граждане в соответствии с приведенным перечнем.
Страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пункт 2 статьи 11 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2011 N 37-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 15.02.2007 N 39-па "Об утверждении положения о департаменте здравоохранения Приморского края" Департамент является страхователем, то есть плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и зарегистрирован в данном качестве в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 326-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральным законом (пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 326-ФЗ).
Годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля года, предшествующего очередному, в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного федеральным законом. Численность неработающих застрахованных лиц определяется на основе данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 326-ФЗ в течение расчетного периода уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется страхователями путем перечисления суммы ежемесячного обязательного платежа в бюджет Федерального фонда.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа текущего календарного месяца. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты ежемесячного обязательного платежа считается следующий за ним рабочий день.
Пунктом 7 статьи 24 Федерального закона N 326-ФЗ сумма ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемая страхователями, должна составлять одну двенадцатую годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на указанные цели законом о бюджете субъекта Российской Федерации. При этом объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплаченных за год, не может быть меньше годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренного законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
Обязанность страхователей по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения считается исполненной с момента списания суммы платежа со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации или со счетов по учету средств федерального бюджета.
Из положений статьи 25 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, начисленных пеней и штрафов.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в срок до 20.01.2015 Департамент должен был перечислить страховые взносы на обязательно медицинское страхование неработающего населения в сумме 978.410.494 руб. Вместе с тем, Департамент по платежному поручению от 19.01.2015 N 518 уплатил страховые взносы в сумме 822.375.146 руб. При этом страховые взносы в срок до 20.01.2015 не были уплачены в размере 156.035.348 руб.
Указанная задолженность была погашена Департаментом 09.02.2015 по платежному поручению N 137.
Таким образом, в срок с 21.01.2015 по 08.02.2015 у Департамента имелась недоимка по уплате страховых взносов на ОМС, в связи с чем в порядке статьи 25 Федерального закона N 326-ФЗ на сумму своевременно неуплаченных взносов подлежат начислению пени.
С учетом изложенного, ТФОМС правомерно начислил Департаменту пени в размере 815.285 руб. на неуплаченные страховые взносы в сумме 156.035.348 руб. за период с 21.01.2015 по 08.02.2015.
Согласно пункту 13 статьи 25 Закона N 326-ФЗ взыскание недоимки, пеней и штрафов со страхователей осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 18 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 18 Закона N 212-ФЗ определено исполнение обязанности по уплате страховых взносов, пунктом 12 которого предусмотрено, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Статьей 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления нарушения (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в связи с начислением пеней за период 21.01.2015 по 08.02.2015 в размере 815.285 руб., фондом в адрес Департамента было направлено требование об уплате недоимки от 21.04.2015 N 1, в котором указано на необходимость погашения задолженности по пене в течение 10 календарных дней.
Требование от 21.04.2015 N 1 было получено Департаментом 27.04.2015, о чем свидетельствует уведомление о получении заказной корреспонденции.
Вместе с тем, в срок до 07.05.2015 требование фонда исполнено не было.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 и пунктом 12 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеням с организаций, у которых открыт лицевой счет в органах федерального казначейства (к которым относится страхователь) в соответствии с бюджетным законодательством, предусмотрено в судебном порядке.
Поскольку Департамент имеет лицевой счет, открытый в органах федерального казначейства, фонд правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Принимая во внимании изложенное, а также учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, наличие и размер задолженности по пене не оспаривается, суд правомерно удовлетворил требования ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" и взыскал с Департамент здравоохранения Приморского края пени в сумме 815.285 руб., начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Приморского края.
Доводы заявителя жалобы о том, что Департамент неспособен самостоятельно оплачивать денежные обязательства, так как поставлен в зависимость от финансирования государственной программы "Развитие здравоохранения в Приморском крае на 2013-2017 годы", судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный, поскольку нехватка бюджетных средств не освобождает страхователя от обязанности своевременно уплачивать страховые взносы и пени, обязанность по уплате пени не поставлена в зависимость от платежеспособности страхователя, в том числе от фактических поступлений средств из соответствующего бюджета на основе бюджетной росписи.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельства у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2015 по делу N А51-15813/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15813/2015
Истец: ГУ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ