г. Ессентуки |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А63-12613/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Ставропольский городской расчетный центр" и открытого акционерного общества "Теплосеть" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2015 по делу N А63-12613/2014 (судья Алиева А.К.) по заявлению открытого акционерного общества "Теплосеть" (г. Ставрополь, ОГРН 1062635140446), открытого акционерного общества "Ставропольский городской расчетный центр" (г. Ставрополь, ОГРН 1042600255719)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: товарищество собственников жилья "Родник-2002" (г. Ставрополь)
о признании недействительным решения от 01.09.2014 по делу N 25 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 01.09.2014 N 50 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2014 по делу об административном правонарушении N 611,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 609 от 19.11.2014,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Теплосеть" - представитель Лычагина Т.Н. по доверенности от 01.10.2015 N 10, Кинжибало В.Н. по доверенности от 01.10.2015 N 3,
от открытого акционерного общества "Ставропольский городской расчетный центр" - представитель папков А.В. по доверенности от 11.06.2015 N 02/06-15,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - представитель Старицына И.С. по доверенности от 17.11.2015 N 03/11611,
в отсутствие представителя товарищество собственников жилья "Родник-2002",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Теплосеть" (далее - ОАО "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) от 01.09.2014 по делу N 25 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 01.09.2014 N 50 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2014 по делу об административном правонарушении N 611.
Открытое акционерное общество "Ставропольский городской расчетный центр" (далее - ОАО "СГРЦ") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Управления от 01.09.2014 по делу N 25 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 01.09.2014 N 50 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2014 по делу об административном правонарушении N 609.
Решением суда от 08.09.2015 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью решения и предписания Управления, наличием состава вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" обжаловали его в апелляционном порядке.
В своих апелляционных жалобах ОАО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" указывают на незаконность и необоснованность принятого судом решения, просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление возразило по существу доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
До начала судебного заседания ОАО "Теплосеть" поступило письменное заявление об изменении наименования организации. В связи с приведением наименования ОАО "Теплосеть" в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации оно именуется как акционерное общество "Теплосеть" (далее - АО "Теплосеть").
В судебном заседании представители АО "Телосеть" и ОАО "СГРЦ" уточнили требования апелляционной жалобы. Представитель АО "Телосеть" обжалует решение суда в части касающейся АО "Телосеть", а представитель ОАО "СГРЦ" обжалует решение суда в части касающейся ОАО "СГРЦ".
Судом апелляционной инстанции уточнения АО "Телосеть" и ОАО "СГРЦ" к апелляционной жалобе с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ приняты.
Представители АО "Телосеть" и ОАО "СГРЦ" поддержали позиции, изложенные в своих апелляционных жалобах, с учетом уточнений к ним, возразили по существу доводов изложенных в отзыве Управления.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ТСЖ "Родник 2002".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ", считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в адрес Управления поступило обращение от председателя ТСЖ "Родник 2002" по вопросу изменения порядка оплаты за начисление платежей за теплоснабжение исполнителями коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что между АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" заключен агентский договор N 92-10 от 01.12.2009 по расчетам оплаты за тепловую энергию. Согласно данному договору Принципал (ОАО "Теплосеть") поручает и обязуется оплатить, а Агент (ОАО "СГРЦ") обязуется совершить от имени и за счет Принципала следующие юридические, и иные действия, связанные с расчетом и сбором оплаты за тепловую энергию, предоставляемую для нужд отопления и горячего водоснабжения по объектам, указанным в Приложении N 1, а именно: организация приема населения города для осуществления правильного начисления оплаты по каждому лицевому счету с учетом действующих льгот; отражение в базе данных всех изменений по лицевому счету (регистрация/снятие с регистрационного учета граждан, наличие/отсутствие льготников, смена собственника/нанимателя и т.п.); ведение и поддержка в актуальном состоянии базы данных по потребителям услуг, в том числе и по льготным категориям; перерасчет начислений оплаты при изменениях по лицевому счету; перерасчет начислений оплаты при изменении тарифов на тепловую энергию; перерасчет начислений оплаты при неоказании услуг или оказании услуг ненадлежащего качества; прием оплаты за тепловую энергию и перечисление их Принципалу; контроль за своевременностью поступлений платежей населения с различных пунктов приема; ведение учета поступающих платежей за тепловую энергию; выдача Принципалу регламентированных форм отчетности; организация и ведение работы с гражданами, имеющим задолженность перед Принципалом по оплате за тепловую энергию; консультирование граждан по вопросам правильности начисления оплаты за тепловую энергию; иные действия связанные с расчетом, начислением и приемом платежей за тепловую энергию от потребителей.
В соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.12.2013 г. N 77/5 "Об установлении на 2014 год тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края" с 1 января 2014 г. из тарифа, установленного АО "Теплосеть" на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Ставрополя, исключены затраты, связанные с ведением работ по исчислению и сбору платежей за коммунальные услуги с абонентов-потребителей. В связи с этим 20.01.2014 АО "Теплосеть" направило председателю ТСЖ "Родник-2002" типовое письмо (исх. N 01/202) следующего содержания: "ОАО "Теплосеть" направляет для подписания дополнительное соглашение к договору теплоснабжения и 3-х стороннее соглашение о порядке перечисления денежных средств за коммунальные услуги и об информационном обмене между сторонами. Данные соглашения необходимы для внесения расходов по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по отоплению и подогрев воды в состав расходов на содержание жилого помещения и перечисления платы за коммунальные услуги непосредственно в адрес ОАО "Теплосеть". Одновременно просим внести изменение в агентский договор между ТСЖ "Родник-2002" и ОАО "СГРЦ" о поручении начислении платы за указанные коммунальные услуги и перечислению ее в адрес ОАО "Теплосеть" Подписанное соглашение просим возвратить до 25.01.2014. При Вашем отказе в приведении в соответствие с требованием нормативных актов взаимоотношений между РСО, ТСЖ (ЖСК) и СГРЦ и включении расходов на формирование платежных документов и взимание задолженности по оплате коммунальных услуг в плату за содержание жилого помещения ОАО "Теплосеть" вынуждено будет защищать свои интересы в судебном порядке".
ОАО "СГРЦ" в своем письме председателю ТСЖ "Родник-2002" от 20.01.2014 исх. N 274 указало, что 16.01.2014 в ОАО "СГРЦ" поступило поручение ОАО "Теплосеть", согласно которому ОАО "Теплосеть" предлагает с 01.01.2014 изменить существующий порядок взаимоотношений между исполнителями коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК), данной ресурсоснабжающей организацией и действующим по их поручениям агентом (ОАО "СГРЦ"), реализовав схему взаимоотношений между тремя указанными сторонами путем заключения соответствующих договоров (соглашений).
По результатам проведенной проверки Управлением 01.09.2014 вынесено решение, в соответствии с которым АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" признаны нарушившими пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 (далее - Закон N 135-ФЗ). Нарушение выразилось в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора.
В соответствии с предписанием Управления от 01.09.2014 N 50 АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" в течение одного месяца с момента его получения надлежит прекратить нарушение п.1 ч.4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора.
На основании решения от 01.09.2014, установив в действиях АО "Теплосеть" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ Управлением 23.10.2014 в отношении АО "Теплосеть" составлен протокол N 454 об административном правонарушении. Постановлением Управления от 30.10.2014 АО "Теплосеть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000р.
На основании решения от 01.09.2014, установив в действиях ОАО "СГРЦ" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ Управлением в отношении ОАО "СГРЦ" составлен протокол от 23.10.2014 N 452 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 19.11.2014 ОАО "СГРЦ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1170264, 88р.
Не согласившись с решением, предписанием и постановлениями Управления, ОАО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Статьей 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной ycлуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по начислению коммунальных ycлуг, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы коммунальные услуги возложена на организации, осуществляющие управление в многоквартирных домах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам: пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" за исполнителем коммунальных услуг закреплено право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; оформление платежных документов и направление их собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В рассматриваемом случае именно ТСЖ "Родник 2002", занимаясь начислением коммунальных услуг, оформлением платежных документов, ведением претензионной и исковой работы, вправе привлекать для данной деятельности организацию или индивидуального предпринимателя.
Управление пришло к обоснованному выводу, о том, что АО "Теплосеть" совместно с ОАО "СГРЦ", понуждая заключать дополнительные соглашения к договору теплоснабжения и 3-х сторонние соглашения, о том, что функции по начислению и приему платежей будет осуществлять ОАО "СГРЦ", фактически создали для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, угрозу ограничения в выборе агентов, которые могли бы осуществлять для УК, ТСЖ, ЖСК деятельность по снятию показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета, доставке платежных документов потребителям, начислению платы за коммунальные услуги и подготовке доставки платежных документов потребителям.
ОАО "Теплосеть", определив ОАО "СГРЦ" единственным агентом, который может осуществлять функции по начислению и приему платежей за услуги "теплоэнергия на отопление" и "теплоэнергия на ГВС", лишило УК, ТСЖ, ЖСК возможности выбирать иных платежных агентов для осуществления данных функций, а так же осуществлять данную деятельность самостоятельно. Данные действия могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему и начислению платежей.
Судом первой инстанции приняты выводы Управления о нарушении АО "Теплосеть", ОАО СГРЦ" пункта 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившихся в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для них или не относящихся к предмету договора.
Судом также учтены пояснения АО "Теплосеть" о том, что за период с 01.01.2014 по 01.05.2014 ОАО "СГРЦ" предъявило АО "Теплосеть" счета за выполненные работы по агентскому договору N 92-10 от 01.12.2009 года на сумму 6261161,36р, из них 5033894,99р приходится на ТСЖ, ЖСК и управляющие компании.
Оплата за выполненные работы АО "Теплосеть произведена. Сумма в размере 5033894,99р будет предъявлена ТСЖ, ЖСК и управляющим компаниям.
Таким образом, создается угроза возможной двойной оплаты для ТСЖ, ЖСК и УК за услуги по приему и начислению платежей.
В рамках рассмотрения дела N 25 Управлением выдано предписание ОАО "СГРЦ" и АО "Теплосеть". Предписание направлено на устранение допущенного нарушения и недопущения продолжения противоправного поведения хозяйствующих субъектов.
Оспариваемые решение от 01.09.2014 и предписание N 50 Управления правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными, а требование заявителей не подлежащими удовлетворению.
В части оспаривания постановлений Управления от 30.10.2014 по делу об административном правонарушении N 611 и от 19.11.2014 по делу N 609 установлено следующее.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
На основании имеющихся материалов, Управлением в отношении ОАО "СГРЦ" и АО "Теплосеть" возбуждены дела об административных правонарушениях N 609 и N611 соответственно.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением 23.10.2014 в отношении ОАО "СГРЦ" (N 452) и АО "Теплосеть" (N 611), составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.10.2014 АО "Теплосеть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000р. ОАО "СГРЦ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1170264, 88р (постановление от 19.11.2014).
Наличие в действиях АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" признаков вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами проверки и решениями Управления от 01.09.2014.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований антимонопольного законодательства в материалы дела не представлено.
Поскольку доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований в материалы дела АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии их вины в совершении правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу не допущено.
АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протоколов. Протоколы составлены в присутствии представителей обществ.
О времени и месте рассмотрения дела АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" извещены определениями от 23.10.2014 и от 31.10.2014.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1 КоАП РФ в процессе рассмотрения дел N 611 и N 452 определено событие административного правонарушения - заключение соглашения, запрещенного требованиями антимонопольного законодательства, состав административного правонарушения - совершение противоправного виновного действия, за которое статьей 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность Управлением не установлены.
Расчет штрафа проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных Управлением при вынесении спариваемых постановлений не установлено, АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" не заявлено.
Основания для признания совершенных АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" правонарушений малозначительными отсутствуют.
Также отсутствуют основания для применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 года N 4-П, поскольку из материалов дела не усматривается и документально не подтверждено, что в данном случае наложение на лицо, привлекаемое к административной ответственности, штрафа не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав юридических лиц.
Суд первой инстанции с учетом изложенного пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" о признании недействительным и отмене оспариваемых решения и предписания Управления, а так же требований о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении не подлежат удовлетворению.
Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства АО "Теплосеть" и ОАО "СГРЦ" в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
При обращении в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд ОАО "СГРЦ" уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2015 по делу N А63-12613/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ставропольский городской расчетный центр" из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12613/2014
Истец: ОАО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР", ОАО "ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ОАО "Ставропольский городской расчетный центр", ОАО "Теплосеть", ТСЖ "Родник-2002", Управление Федеральной антимонопольной службы по СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ