г. Саратов |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А57-14261/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года по делу N А57-14261/2015 (судья Духовнова Е.В.)
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (410005, г. Саратов, ул. Зарубина, д. 176, ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067)
к Саратовской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715)
третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341)
о взыскании задолженности за оказанные в марте 2015 года услуги водоснабжения и водоотведения в размере 11 882 356 рублей 04 копеек,
при участии:
представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Чурикова С.Н., действующего по доверенности N 11713 от 06.10.2015,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее - ГУП СО "Облводоресурс", предприятие, истец) к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные в марте 2015 года услуги водоснабжения и водоотведения в размере 11 882 356,04 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года иск ГУП "Облводоресурс" удовлетворён в полном объёме.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объёме. В обоснование доводов жалобы её податель указывает на то, что на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области были предусмотрены средства в объёме 39 309 000,00 тыс. руб. Однако, использование бюджетных средств Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области по заключенным договорам возможно только в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и утверждённой бюджетной сметы. Непредставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению ГУП СО "Облводоресурс" со стороны Министерства обусловлено недостаточностью денежных средств в бюджете Саратовской области. Кроме того, по мнению апеллянта, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.
ГУП СО "Облводоресурс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ГУП СО "Облводоресурс", Министерства финансов Саратовской области не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 30.10.2015.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ГУП СО "Облводоресурс" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей услуги водоснабжения и водоотведения для абонентов, проживающих на территории Саратовской области.
Постановлением Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области N 59/9 от 16.12.2014 года ГУП СО "Облводоресурс" на водоснабжение и водоотведение на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлены двухставочные тарифы:
на услугу водоснабжения в размере 29,75 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за потребление;
на услугу водоснабжения в размере 15,80 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за содержание системы водоснабжения;
на услугу водоотведение в размере в 11,98 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за потребление.
на услугу водоотведение в размере в 13,38 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за содержание системы водоснабжения.
12.01.2013 между Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области и ГУП СО "Облводоресурс" заключен Договор N 1/40 на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы".
В соответствии с пунктом 1.3. договора Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области приняло на себя обязательства предоставлять ГУП СО "Облводоресурс" субсидии за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
На основании пункта 2.1.4 договора N 1/40 от 12.01.2015 ГУП СО "Облводоресурс" в целях подтверждения понесенных затрат до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области отчет-заявку, подтверждающий объемы оказанных услуг населению по водоснабжению и водоотведению.
Во исполнение указанного договора истцом в адрес ответчика направлен отчет-заявка за март 2015 года, который получен ответчиком 05.03.2015.
На основании отчета-заявки о количестве оказанных услуг с учетом установленного тарифа ГУП СО "Облводоресурс" произведен расчет задолженности по субсидиям за март 2015 года на сумму 11 882 356,04 руб.
Субсидии на возмещение затрат за март 2015 года ответчиком истцу не предоставлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом первой инстанции, ГУП СО "Облводоресурс" оказывало в марте 2015 года услуги водоснабжения и водоотведения для абонентов, проживающих на территории Саратовской области.
Расчеты за оказанные услуги по водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг производились без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Взимание платы за оказанные услуги по ставке платы за потребление без взимания платы за содержание коммунальных систем, также подтверждается справками по филиалам ГУП СО "Облводоресурс", согласованными с администрациями муниципальных образований области.
Часть двухставочного тарифа (ставка платы за содержание коммунальных систем) обязалась возмещать Саратовская область в виде субсидий.
В целях возмещения затрат ресурсоснабжающих организаций по недополучению платы по ставке платы за содержание коммунальных систем установленного двухставочного тарифа между ГУП СО "Облводоресурс" и Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области ежегодно заключаются договоры на предоставление субсидии на возмещение затрат.
Так, на 2015 год заключен договор N 1/40 от 12.01.2015, по условиям которого, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области приняло на себя обязательства предоставлять ГУП СО "Облводоресурс" субсидии за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Реализация мероприятий по предоставлению субсидий в возмещение затрат организаций водопроводно-коммунального хозяйства осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 N 147-П.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" - в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Истец в спорный период производил расчеты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителям которых является население Саратовской области, понес убытки в результате неисполнения ответчиком своих договорных обязательств.
Заявленная в иске задолженность подтверждается актом сверки взаимных расчетов между ГУП СО "Облводоресурс" и Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, в котором последний согласился с объемом оказанных истцом населению Саратовской области услуги водоснабжения и водоотведения за спорный период, актом совместной проверки и приложенному к нему расчетом, подписанным ответчиком без претензий и замечаний.
Между тем, в нарушение взятых на себя обязательств по договору N 1/40 от 12.01.2015 субсидии на возмещение затрат по недополучению платы по ставке платы за содержание коммунальных систем установленного двухставочного тарифа за март 2015 года ответчиком истцу не предоставлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что непредставление субсидий на возмещение затрат ГУП СО "Облводоресурс" со стороны Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области обусловлено недостаточностью денежных средств в бюджете Саратовской области, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонён.
Фактически апеллянт указывает на отсутствие у ответчика вины в неисполнении обязательства по Договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В данном случае таким лицом является ответчик и на нем лежала обязанность доказать обстоятельства, подтверждающие отсутствие его вины.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участии государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Как верно указал суд первой инстанции, формирование бюджета на будущий год производится в текущем году и соответственно при принятии бюджета на 2015 год и заключении договора на предоставлении субсидий ответчик должен был знать, сколько необходимо денежных средств для выплаты субсидий предприятию в 2015 году, а соответственно принять необходимые и достаточные меры для исполнения взятого на себя обязательства по возмещению затрат ресурсоснабжающей организации.
Однако, ответчик, в нарушение статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил материалы настоящего дела доказательств, подтверждающих принятие им достаточных мер для обеспечения исполнения принятого на себя обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям делового оборота.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, несостоятельна.
В соответствии с Положением о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года", утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 года N 147-П, субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населении, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Таким образом, в соответствии с данным Положением представление указанных субсидий должно производится из средств областного бюджета.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Саратовская область, как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе министерства.
В соответствии с Законом Саратовской области от 04.12.2013 N 224-ЗСО "Об областном бюджете за 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является главным распорядителем.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что настоящий иск заявлен к надлежащему ответчику.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств исполнения Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области обязательства по предоставлению ГУП СО "Облводоресурс" субсидии за спорный период, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что они направлены исключительно на переоценку выводов суда, в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
Апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2015 года по делу N А57-14261/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14261/2015
Истец: ГУП СО "Облводоресурс", ГУП СО "Облводресурс"
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Саратовская область в лице Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области